Общая характеристика метатеории социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины — частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации. Объектом метатеории является социальная коммуникация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве. Предметом метатеории служат не конкретные социально-коммуникационные явления, а знания об этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории. Функции межнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции: • трансляционную — перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов; • стратегическую — ориентация в направлениях дальнейших научных поисков; • терминологическую — упорядочение и согласование терминологических систем частных наук; • практическую — содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля; • методологическую — уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий; • общенаучную — раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае — понятия социальной коммуникации и производных от него; • мировоззренческую — содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников). Содержание метатеорий складывается из обобщения проблематики частных дисциплин, а также собственной проблематики, не затрагиваемой последними и связанной с выполнением стратегических, практических, методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах представлено в десяти главах настоящего издания. Методическому аппарату метатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений. В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами. Таблица 10.1. Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание №п/п Метатеоретические проблемы Обобщаемое научное знание Фундаментальные науки Прикладные учения 1. Смыслы и понимание Философия: теория познания; Психология понимания ― 2. Коммуникационная деятельность Психология общения; Педагогика; Теория массовой коммуникации; Риторика Культура речи; Деловое общение; Паблик рилейшенз; Рекламное дело; Конфликтология; Журналистика 3. Социальная память Культурология; Книговедение; Психология памяти; Социальная психология Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение 4. Коммуникационные каналы Лингвистика; Литературоведение; Искусствознание; Книговедение; Теория информации Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация 5. Эволюция социальных коммуникаций История; Культурология; Антропология; Археология Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика 6. Семиотика социальных коммуникаций Семиотика;Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело; Тайнопись 7. Социальная информация Философия информации; Теория информации Научнаяин форматика; Компьютерная информатика 8. Коммуникационные потребности Общая психология; Социальная психология; Общая социология Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры 9. Социально-коммуникационные институты Общая социология; Политология; Социология культуры Менеджмент 10. Система социально-коммуникационных наук Философия: классификация наук; Науковедение Библиотечно-библиографические классификации
10.3. Выводы 1. В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук, включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охватывает как теоретическое, так и прикладное знание. 2. Благодаря развитию системы социально коммуникационных наук созрели условия для формирования обобщающей метатеории социальной коммуникации, объектом которой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а предметом — знание о социальной коммуникации, полученное частными дисциплинами. 3. Метатеория социальной коммуникации является межнаучной теорией и выполняет следующие особые функции: трансляционную, стратегическую, терминологическую, практическую, методологическую, общенаучную, мировоззренческую, которые обеспечивают консолидацию и дальнейшее развитие системы социально-коммуникационных наук. 4. Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа «гипотетической», т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, — факт несомненный. Однако эти дисциплины оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общность изучаемого ими объекта, а именно — социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сумму знаний в системное знание? Вопрос остается открытым. Ясно одно, что без формирования обобщающей метатеории такое преобразование не возможно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика метатеории социальной коммуникации» з дисципліни «Загальна теорія соціальної комунікації»