Личностные потребности отличаются тем, что их носитель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делятся на биогенные (витальные, органические), принадлежащие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИ весьма многочисленны; перечислим важнейшие из них: АИ1. Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потребность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой. АИ2. Физиологические предпосылки духовной деятельности: АИ2.1. Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей. АИ2.2. Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над отрицательными. АИ2.3. Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида. АИ2.4. Волевая потребность — потребность преодолевать препятствия и страх. Таблица 8.1 Общее сопоставление потребностей разного происхождения
Типологическиепризнаки А. АбсолютныеПотребности В. Вторичныепотребности С. Спонтанныепотребности Типы рассогласований Рассогласованиемежду наличными и необходимыми условиями стабильности (гомеостаза)субъекта-носителя Рассогласование наличных и требуемых инструментов целенаправленнойдеятельности; неполнота структуры деятельности Субъективно переживаемое рассогласование между наличным и желаемым состоянием дел Осмысленностьсубъектом-носителем Необязательна Обязательна Необязательна Эмоциональнаяокраска Всегда имеется Нейтральная Ярко выраженная Происхождение Естественны. Диктуются внешней средой(генетической программой или программой социогенеза) Зависят от исторически обусловленной структуры деятельности Возникают и изменяются непредсказуемым образом Условиявозникновения и удовлетворения Действуют постоянно в колебательном режиме; дезактивируются при насыщении Возникают эпизодически и исчезают при дополнении структуры деятельности до нормального состояния Возникают спонтанно, не дезактивируются, а напротив, усиливаются в результате удовлетворения Следствия неудовлетворения Нарушение целостности или даже гибель субъекта;компенсация одних потребностей за счет удовлетворения других недопустима Неудовлетворение ведет к компенсации недостающих инструментов другими, либо к изменению вида деятельности Неудовлетворение переживается болезненно, но не представляет угрозы для существования субъекта; невозможна замена одних предметов потребности другими Количество Конечно, исчислимо Не менее числа видов деятельности Бесконечно
Субъекты Происхождение Индивидуальная личность (И) Целевая социальная группа (Г) Общество в целом(М) А-потребности АИ. Абсолютные, индивидуальные АГ. Абсолютные групповые AM. Абсолютные общественные В-потребности ВИ. Вторичные индивидуальные ВГ. Вторичные групповые ВМ. Вторичные общественные С-потребности СИ. Спонтанные индивидуальные СГ. Спонтанные групповые СМ. Спонтанные общественные
АИ2.5. Потребность в игре. АИ2.6. Мнемическая потребность — потребность в памяти. АИ2.7. Контактная потребность — потребность в общении с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — потребность говорить и понимать услышанную речь. АИ3. Другие биогенные абсолютные личностные потребности. Среди биогенных потребностей обнаруживаются такие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7), а также потребность в игре (АИ2.5), интеллектуальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социальной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать. Социогенные АИ-потребности — результат общественного образа жизни хомо сапиенс и культурной трансформации биогенных потребностей. Они столь же естественны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные. АИ4. Материальные социогенные потребности: АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразовании окружающей среды; потребность в творческом физическом труде и изготовлении орудий. АИ4.2. Потребность в организации социальной жизни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безопасности рода (семьи). АИ4.3. Другие социогенные материальные потребности личности. АИ5. Духовные социогенные потребности: АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверждении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации. АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиночества, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации. АИ5.3. Познавательная потребность. АИ5.4. Этическая потребность. АИ5.5. Эстетическая потребность. АИ5.6. Коммуникационная потребность. В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (подавление контактной потребности АИ2.7), необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3 согласуется с потребностью в самореализации АИ5.1, но она может войти в конфликт с потребностью в социализации АИ5.2, который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жизненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать. В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6), которая развивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6 и АИ2.7). Эта потребность побуждает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как коммуникации ради коммуникации не бывает, АИ5.6 удовлетворяется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими социогенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные. При взаимодействии с потребностями в творческом физическом труде и организации социальной жизни (АИ4.1 и АИ4.2) коммуникационная потребность реализуется в виде духовного сопровождения материальной интеракции в процессе общения (см. раздел 2.4), т. е. в виде В-потребности, а при взаимодействии с духовными социогенными потребностями АИ5.6 образует с ними единство. Покажем это. Психологи и философы утверждают, что всем людям, но в разной степени присущ бессознательный импульс к самореализации (самоутверждению) («человеческая воля к жизни» А. Шопенгауэра, «воля к власти» Ф. Ницше, «стремление к превосходству» А. Адлера, «притязание» К. Левина) и врожденные духовные способности для реализации этого импульса (потребность АИ5.1). Когда советуют человеку «найти себя», «стать самим собой», идет речь о нахождении такой области, где данный индивид мог бы воплотить свой импульс самореализации наиболее полным образом. Различаются внешняя и внутренняя самореализация. Внешняя реализация личностных способностей состоит в приобретении материальных (имущество, хороший дом, финансовый капитал и т. д.) или социальных (почетные звания, ордена, известность, слава) ценностей. Внутренняя реализация — самосовершенствование, развитие личных способностей и задатков, дающие чувство удовлетворения. И внешняя, и внутренняя самореализации невозможны без коммуникационной деятельности в форме управления и диалога. Отсюда — единство АИ5.1 и АИ5.6. Социализация представляет собой не что иное как освоение индивидом социально признанных смыслов, т. е. коммуникационную деятельность в чистом виде; значит АИ5.2 и АИ5.6 совпадают. Разница в том, что в процессе самореализации индивид выступает в роли коммуниканта, а в процессе социализации — в роли реципиента. Познавательная потребность (АИ5.3) основана на биогенной интеллектуальной потребности (АИ2.1) и удовлетворяться она может двояко: либо путем познавательного понимания (познание сути явлений), либо путем коммуникационного понимания (познание содержания сообщений) — см. раздел 1.3. В первом случае при благополучном исходе — получении нового знания — познание завершается созданием коммуникационного текста, сообщающего о полученных результатах; здесь познающий субъект превращается в коммуниканта, и значит, АИ5.3 становится АИ5.6. Во втором случае познание тождественно с восприятием сообщения, и единство АИ5.3 и АИ5.6 очевидно. Этическая потребность (АИ5.4) заключается в целесообразном управлении свободной самодеятельностью индивида в интересах социума, а значит, и в его собственных интересах. Этическая потребность связана с биогенной потребностью в свободе (АИ2.3), являясь ее социальным противовесом. В той мере, в какой этическое воспитание людей осуществляется путем коммуникационного управления, а не физического воздействия, потребности АИ5.4 и АИ5.6 сливаются друг с другом. Эстетическая потребность (АИ5.5) как потребность в прекрасном, в гармонии и упорядоченности мира, очевидно, связана с биогенной эмоциональной потребностью АИ2.2 и удовлетворяется в единстве с коммуникационной потребностью АИ5.6. Если взыскующий прекрасное субъект обращается к художественному творчеству, он становится коммуникантом в том или ином коммуникационном канале искусства, если он довольствуется чистым созерцанием, «бескорыстным наслаждением гармонией» (И. Кант), то он оказывается в роли реципиента (зрителя, слушателя, читателя). К числу абсолютных, врожденных духовных потребностей богословами и многими учеными относится религиозная потребность, имеющая, кстати сказать, сильно выраженный коммуникационный аспект. Наличие такой потребности у верующих людей несомненно, но предметом спора является ее происхождение: является ли она первичной, свойственной каждому человеку, или вторичной, а может быть, — спонтанной, проявляющейся лишь у некоторых индивидов? Этот вопрос мы отнесли к terra incognita данной главы. О жизненной важности коммуникационной деятельности для нормального существования хомо сапиенс свидетельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века одним из самых страшных кар было отлучение — excommunicatio — от церкви . Отлученный еретик ставился вне религии и вне земных законов, он как бы переставал существовать в социальной реальности. В неокультуре аналогичной мерой наказания служит одиночное тюремное заключение. Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ, есть потребности общечеловеческие, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминируется общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вторичных и спонтанных потребностей личности, конкретизирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождается с набором абсолютных потребностей в виде неразвитых форм и потенциальных структур. В процессе жизнедеятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности. Вторичные индивидуальные потребности (ВИ) обусловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессионалъные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. От смены исполнителей потребности не меняются. Поэтому профессиональные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать априори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяются в коллективных потребностях целевых социальных групп (см. следующий параграф). Непрофессиональные коммуникационные потребности — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмоциях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, которым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлечения не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ. Спонтанные коммуникационные потребности изучаются социологией культуры, где они именуются «культурными потребностями». «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном пространством и временем общении людей». Далее выясняется, что «содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др.» аспекты . Таким образом тождество коммуникационных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия. Накоплен большой эмпирический материал, характеризующий зависимость индивидуальных культурных потребностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических характеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ-потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно художественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее обнаруживаются следующие спонтанные коммуникационные потребности, которые правомерно назвать «культурными»: СИ1. Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании; СИ2. Потребность в самостоятельном духовном творчестве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочинительстве и т. д.; СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экстрасенсорной диагностики и лечения. История показывает, что прогресс человеческой культуры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностями; отсюда его замысловатость, противоречивость, непредсказуемость
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Личностные коммуникационные потребности» з дисципліни «Загальна теорія соціальної комунікації»