Международные проекты по воздействию на общественное мнение
В предыдущем разделе мы рассматривали ряд таких проектов, когда странам, в первую очередь США, требо- валось заручиться поддержкой международной общест- венности в случае военных конфликтов. Инициатором при этом выступает военная сторона. Но еще чаще встре- чаются проекты по изменению общественного мнения другой страны в сторону позитива по отношению к своей стране. Такого рода правительственные заказы также до- статочно часты. Кстати, этим отличался и Советский Со- юз, ведь по сути финансирование компартий западных стран также было проектом по изменению общественно- го мнения этих стран, поскольку компартии традиционно считались источником позитивной информации об СССР и его политике. В этом плане постоянно работали и арти- сты, и спортсмены, эффект выступлений которых сохра- нялся еще длительное время после их разового присутст- вия за рубежом. То есть убеждающая информация очень четко "привязывалась" к развлекательной составляющей. Один из проектов такого рода – создание группы "Финансовый совет России" из иностранных брокерских компаний, работающих в России. Из-за резкого падения финансового оборота они решили начать влияние на на- строения вкладчиков, поскольку из России идет только поток новостей негативного характера. Этот заказ отдан фирме "Берсон-Марстеллер". Интересно, что на этом по- прище объединились компании-конкуренты. Как пишут "Известия" 1 : "Предполагается, что совет будет функцио- нировать как центр, куда стекается информация о рос- сийских финансовых рынках. Там же будет идти обсуж- дение того, как лучше "продать" информацию с позитивным зарядом инвесторам. Ведется также поиск достаточно популярного человека, который выступал бы представителем совета в контактах с прессой" 2 . 278 В этом же духе идет движение по созданию уже чисто российской структуры в рамках холдинга ВГТРК. Этой структурой должно было стать бывшее АПН, ныне – РИА-Новости. Новый председатель правления Э. Гинди- леев говорит: "Если говорить о РИА, то по сути речь идет о воссоздании Совинформбюро, основанного еще в 1941 году. Тогда ставилась задача создания эффективного внешнеполитического пропагандистского механизма на благо Страны Советов. После 1991 года, с развалом СССР, механизм этот был фактически заморожен. Сей- час, насколько я понимаю, власть нуждается в его реани- мации, но уже на новой основе. Ведь должен наконец кто-то постоянно и профессионально заниматься обра- зом новой России за рубежом, чтобы, скажем, добиться того же благоприятного инвестиционного климата?!" Кстати, даже во времена Сталина хорошо понимали, что воздействие на другую аудиторию требует иного инст- рументария. К. Симонов записал высказывания Сталина по поводу трансформации "Литературной газеты": "Все наши газеты – так или иначе официальные газеты, а "Ли- тературная газета" – газета Союза писателей, она может ставить вопросы неофициально, в том числе и такие, ко- торые мы не можем или не хотим поставить официально. "Литературная газета" как неофициальная газета может быть в некоторых вопросах острее, левее нас, может рас- ходиться в остроте постановки вопроса с официально вы- раженной точкой зрения. Вполне возможно, что мы ино- гда будем критиковать за это "Литературную газету", но она не должна бояться этого, она, несмотря на критику, должна продолжать делать свое дело" 3 . Сталин также предложил создать при "Литературной газете" "свое соб- ственное, неофициальное телеграфное агентство для по- лучения и распространения неофициальной информа- ции". Это высказывание 13 мая 1947 г., а АПН было создано намного позднее. Реально под неофициальной информацией тут понимается информация, созданная под другого читателя. Следует еще раз подчеркнуть, что речь идет о порождении неофициальной информации в доста- точно жесткой тоталитарной структуре. Но понимание не- обходимости такого решения пересилило жесткость. 279 Есть такие же задачи во взаимоотношениях между странами СНГ. Так, с точки зрения Узбекистана конста- тируется следующий выбор целевой аудитории: "Из всей международной общественности для Узбекистана наибо- лее значимая – российская общественность" 4 . Причем для решения ПР-задач применялись вполне советские методы. Когда в России сложилось мнение об Узбекиста- не как о стране, где нарушаются права человека и не идут экономические реформы, руководство страны решило за- няться работой с общественным мнением страны своего основного торгового партнера – России. Например, бы- ло приостановлена печать тиражей газет "Комсомольская правда", "Труд" и др. Возобновление их выхода в регио- не было поставлено в зависимость от того, будет или нет напечатано в них интервью с президентом И. Каримо- вым. И интервью было напечатано. В Москве И. Кари- мов встречался с интеллигенцией, в Узбекистан пригла- шались группы российских журналистов. В итоге, как сообщает автор: "менее чем за год в результате тотальной наступательной информационной кампании властям Уз- бекистана удалось приостановить волну критических пуб- ликаций в независимой российской прессе. В издаваемых в Москве газетах стали появляться вполне лояльные по отношению к узбекским властям материалы. А вскоре, к великой радости местной власти, интерес к Узбекистану совсем пропал. Разве что собкор ОРТ порадует изредка россиян сообщением об очередной театральной премьере и прочих культурных достижениях республики". Ради справедливости следует отметить, что это не только ак- тивное воздействие извне, а Россия в принципе потеряла интерес к событиям в СНГ. Число критических выступ- лений теперь не столь велико и они не столь болезненно воспринимаются в бывших республиках СССР. Михаэл Кунчик собрал материалы по ряду проектов воздействия одних стран на другие 5 . Среди них и Южная Африка, и Индия, которые мы и рассмотрим. 280 Южная Африка США, Европа
Южная Африка в прошлом всегда вызывала у нас чет- кие ассоциации, связанные с апартеидом. Советник по вопросам информации южноафриканского посольства в Вашингтоне В. Майер достаточно четко констатировал, что Южная Африка неизменно подается как страна по- давления, где нарушаются моральные нормы, принятые во всем мире, однако постоянно предсказываемые расо- вые волнения почему-то никак не наступают. Южная Аф- рика опубликовала в ответ в 1974-1975 гг. серию реклам- ных объявлений в масс-медиа США, Великобритании, Австрии, направленных на изменение этой точки зрения. Секретарь по информационным вопросам Южной Африки Э. Руди разработал секретную кампанию с сек- ретными фондами в области паблик рилейшнз. Когда сведения об этой кампании были обнародованы, то непо- средственный начальник Руди К. Малдер был вынужден уйти в отставку, а вся эта ситуация была обозначена прессой как "Маддергейт". Исходным толчком для этой информационной кампании стала ситуация, когда правительство Фостера почувствовало, что возможно возникновение политической и экономичес- кой изоляции страны. Сам Э. Руди писал, что смерть 220 ты- сяч в Бурунди в 1972 г. получает меньшее освещение в Нью Йорк Таймс, чем убийство 70 человек в Южной Африке. Фостер принимает решение начать пропагандистскую вой- ну, чтобы повлиять на лиц, принимающих решения. В фев- рале 1974 г. на совещании с участием Фостера, Малдера, Ру- ди и главы бюро национальной безопасности Ван ден Берга обсуждался вопрос о том, как воспрепятствовать растущей международной изоляции. Руди тогда заявил, что нужна пропагандистская война, где не будет никаких правил. В результате в 1978 г. было запущено от 160 до 180 се- кретных проектов стоимостью семьдесят пять миллионов рандов. Эти проекты были направлены на такие страны, как США, Израиль, страны Западной Европы. До этого с 1965 по 1975 г. также было потрачено два с половиной миллиона рандов для того, чтобы привезти в Южную Аф- 281 рику с ознакомительными визитами разного рода лиц, формирующих общественное мнение, чтобы они увидели разницу между реальным положением дел и освещением этой ситуации в их прессе. Среди проектов были и такие, как покупка зарубежных газет. Так, один из американских миллионеров Я. Макгофф, обладающий инвестициями в Южной Африке, должен был купить за двадцать пять миллионов долларов газету "Ва- шингтон Стар", имевшую на тот период финансовые затруд- нения, чтобы противодействовать "Нью-Йорк Таймс" и "Вашингтон Пост". Десять миллионов долларов на эти це- ли ему предоставляло южноафриканское правительство, но он не смог найти оставшиеся пятнадцать миллионов. Позже этот же миллионер на деньги из того же источника купил долю в компании международных телевизионных новостей United Press International Television News, распространявшей свою продукцию в 110 странах. Это позволило, например, показать интервью Джона Фостера в 90 странах. В 1974 г. Макгофф помог обеспечить встречу между министром ин- формации ЮАР Малдером и президентом США Фордом. В 1974 г. он пытался противодействовать избранию сенатора Д. Кларка, председателя подкомитета по африканским про- блемам. На цели избрания его противника в штате трати- лись секретные деньги из вышеупомянутых проектов. Счи- тается, что 3,9 миллиона долларов из Южной Африки также перекочевали в избирательный фонд президента Форда. Руди нанял две американские фирмы по паблик ри- лейшнз, заплатив им 3 миллиона долларов. В числе про- чего эти фирмы организовывали инвестиционные семи- нары, которые посетили более 300 ключевых фигур американского бизнеса. Министр финансов США полу- чил 10 тысяч долларов за выступление на таком семина- ре. Такую же сумму получил уже экс-президент Форд за аналогичное выступление на следующем семинаре. Фирма по паблик рилейшнз организовала встречу ме- дицинского светила – кардиолога из Южной Африки Кристиана Бернарда с американским профсоюзным ру- ководителем Джорджем Мини. В результате не состоялся планируемый бойкот южноафриканских судов в амери- 282 капских портах, а Бернард убедил Мини послать делега- цию, чтобы на месте ознакомиться с делами в Южной Африке. Поездки Бернарда также были профинансирова- ны в сумме 25 тысяч долларов из секретного фонда. Сам Бернард использовал красивую форму, оправдывающую свою деятельность: "Я делал это не для правительства, а для Южной Африки". Отдельной программой было преодоление бойкота спортсменов. Были напечатаны соответствующие брошю- ры на разных языках, даны объявления в газетах. Был со- здан целый комитет за честность в спорте, который на- правил свои усилия на США, Великобританию и Австралию. В то время Южная Африка имела в своем со- ставе лучшего в мире игрока в гольф Гарри Плейера. В 1975-1978 гг. от его имени пошли письма руководителям ведущих американских компаний Дуглас, Бенк оф Аме- рика и тд., где он приглашал этих лидеров приехать на неделю на игру в гольф в Южную Африку. Все расходы оплачивались из секретных фондов Руди. Иногда в эту игру играл и сам премьер-министр. Естественно, что воз- никли желающие поиграть неделю в Африке с игроком в гольф номер один. Приглашались также официальные лица на уровне гу- бернаторов штатов для посещения Южной Африки. По результатам подобных визитов в газеты рассылались пресс-релизы. Были созданы специальное телевизионное агентство и одно фотоагентство для предоставления сю- жетов, статей, фотографий в международные масс-медиа. С февраля 1976 начали печататься объявления в прес- се, где Южная Африка подавалась как форпост в холод- ной войне, что свободный мир сегодня оказался в ситуа- ции даже худшей, чем во времена второй мировой войны. При этом в качестве примера приводилась война в Анго- ле, где к власти приходят силы, поддерживаемые СССР. С 1980 г. планировался новый пятилетний план воз- действия: в Европе ожидалась скупка в том или ином ви- де европейских масс-медиа. Ряд скупок не совершилась по причине того, что деньги не могли быть скрытно пе- реведены, например, во Францию. В одной из европей- 283 ских стран была создана кинокомпания, которая создала шесть фильмов, показанных самыми крупными телесетя- ми Европы и США. В Германии одно из агентств распро- странило за год 600 статей в немецких газетах. В Германии также работал на Южную Африку бывший редактор "Шпигеля" Г. Хенненховель, которого никто не мог заподозрить в подобных симпатиях, поскольку сам журнал имел явно противоположную направленность. Г. Хеннеховель обрабатывал нужные целевые группы, ор- ганизовывал поездки в Южную Африку групп ведущих немецких бизнесменов. Он же организовал визит спике- ра Бундестага и немецких парламентариев. Он также привез в Южную Африку 133 ведущих церковных лиде- ров, что обошлось данной стране в 1,2 миллиона немец- ких марок. Эта немецкая фирма оценивалась как самая эффективная из четырех работавших на правительство ЮАР, остальные три были задействованы в США. В США пропагандистскими каналами стали, в числе прочего, клубы Ротари и даже религиозные телевизион- ные программы. Суть пропагандистской стратегии за- ключалась в том, что изменения в Южной Африке име- ют место, но ничего не может произойти "за ночь", следует подождать определенное время, тем более, что Южная Африка и США имеют различную демографиче- скую и расовую структуру населения. Одновременно страна подавалась как лучший друг Запада, последний антикоммунистический бастион в Африке. В 1988 г. произошел бум туризма в Южную Африку, страну посетили миллион человек. Кстати, в Германии человеку, вырезавшему и приславшему купон из рекламы авиалиний, направляли письмо из посольства, рассказы- вающее о стране.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Международные проекты по воздействию на общественное мнение» з дисципліни «Психологічні війни»