Советская пропаганда достигала серьезных успехов, как бы мы ни относились к ней сегодня. Но частично эта 243 эффективность покоилась на ее монологичности. Прак- тически отсутствовали иные каналы ввода информации, кроме жестко санкционированных. Пропаганда строи- лась достаточно иерархически, замыкаясь на соответству- ющем отделе ЦК КПСС, опускаясь оттуда до уровня об- ласти и района. Ее системный характер выражался также и в том, что любой носитель информации (плакат, кино- фильм, эстрадное выступление) подлежал включению в общую схему. Случаи отклонения от заранее заданных норм решительно пресекались и наказывались, что в ре- зультате привело к серьезной самоцензуре на любом творческом уровне. Одним из основных факторов эффективности следует также признать определенную массированность воздейст- вия. Можно признать, что количественно достаточно большой отряд разнообразных идеологических работни- ков мог побеждать недостаточную качественность пропа- гандистской коммуникации. Это близко к тому, что гово- рили в гитлеровской Германии, заявляя о необходимости бесконечного повторения пропагандистского сообщения. Таким образом, можно увидеть следующие факторы советской пропаганды, предопределявшие ее эффектив- ность:
Монологичность требовала решительной борьбы с лю- быми другими интерпретациями действительности, пере- водя любые неоднозначные толкования в однозначные, четко позитивные или четко негативные, поскольку про- паганда предполагает, что в случае возможности неверно- го прочтения сообщения именно это может и произойти. Возьмем следующий пример из выступления Л. Ильиче- ва на Идеологической комиссии ЦК КПСС, раскрываю- щий боязнь циркуляции иной интерпретации действи- тельности 1 : 244 "Товарищи, нам пора одуматься. Печать, в том числе и са- тирические журналы "Фитиль", "Крокодил", театр Сатиры, в какой-то мере театр "Современник", – коллектив талантли- вый, – заняты поисками всего, что можно было бы сыграть на аплодисментах, сыграть на том, чтобы зритель сказал – вот какой смелый, вот как он относится к этому вопросу. Но я должен сказать, что мы здесь занимаемся не самокритикой, а самовыворачиванием. Не нужно этого. Мы очень щедры на критику, даже не на критику, на изобличение. И за рубежом наши враги, наши противники начинают распускать все на- учно-исследовательские институты, которые изучают недо- статки социалистического строительства, а оставляют только небольшой штат людей по числу наших органов печати, ко- торые издают книги по Советскому Союзу. Вот тогда-то и за- думаешься: неужели мы превратились в научно-исследова- тельский институт наших врагов?"
Иерархичность приводила к более интенсивному по- рождению информации из центра, из одного источника. Я. Голованов, вспоминая, как он писал речь для генсека, перечисляет ряд известных фамилий, которые трудились на этом же поприще. Например, Александра Бовина ха- рактеризовали тогда как человека, который "владеет сти- лем Леонида Ильича" 2 . Репрессивность защищала единую точку зрения в до- статочно агрессивной манере. В качестве примера можно привести тип аргументации в период одной из пропаган- дистских кампаний советского периода 3 ):
"Товарищи, антипартийная группа безродных космополи- тов и диверсантов в литературе и искусстве, разоблаченная нашей партией, стремилась подорвать наше советское искус- ство, затормозить наше движение вперед. Борщаговские, Гурвичи, Юзовские поставили перед собой цель дискредити- ровать наше национальное по форме и социалистическое по содержанию искусство, они коварными методами пытались охаять, опорочить нашу литературу, искусство, наследников русской классической литературы – Тургенева, Горького, Еслинского. Они всячески охаивали, всячески старались принизить их, они ставили перед собой как агентура буржу- азии одну задачу – во что бы то ни стало свернуть нас с ле- нинско-сталинского пути, затормозить наше поступательное движение вперед. Но жалкие, ничтожные люди были уличе- 245 ны и разоблачены нашим советским народом и под руковод- ством партии им нанесен сокрушительный удар".
Были также и факторы, которые можно охарактеризо- вать как негативные с точки зрения цели. Например, со- ветская пропаганда больше внимания уделяла внешним целям. Проблематика контрпропаганды зачастую оказы- валась более актуальной 4 . Эта внешняя ориентация дела- ла пропаганду реактивной, а не проактивной. Такая ситу- ация сложилась со времен Сталина, который очень четко ее формулировал. В записях К. Симонова есть такой ''со- циальный заказ" Сталина писателям: "Это тема нашего советского патриотизма. Если взять нашу среднюю ин- теллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, у них недостаточно воспитано чувство советско- го патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовер- шеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Это традиция от- сталая, она идет от Петра. У Петра были хорошие мысли, но вскоре налезло слишком много немцев, это был пери- од преклонения перед немцами. Посмотрите, как было трудно дышать, как было трудно работать Ломоносову, например. Сначала немцы, потом французы, было пре- клонение перед иностранцами..." 5 Важной особенностью советской пропаганды следует также признать ее запаздывающий характер – сложная иерархическая система не могла принимать динамичес- кие решения. Особо опасным элементом оказался офи- циальный характер этого типа пропаганды. Она совер- шенно не была ориентирована на потребителя, а отражала биение официальной жизни, идущее вслед рит- мам съездов КПСС. Таким образом, негативными моментами советской пропаганды можно считать следующее:
а) приоритет внешней ориентации, б) запаздывание, в) официоз. 246 Эти негативные моменты практически сводили на нет моменты позитивные. В той или иной степени они выте- кали из принятой системы. Так, например, внешняя ори- ентация была оправдана закрытым характером советского общества и следующим отсюда максимальным вниманием к любой информации извне. Экономическое отставание Советского Союза приводило к тому, что главным элемен- том пропаганды извне стали вещи: они были сильнее вер- бальной пропаганды изнутри. Наилучших результатов со- ветская пропаганда достигала в кризисные периоды, когда население естественным образом группируется вокруг ли- дера. В мирное время она носила в сильной степени риту- альный характер как со стороны того, кто порождал эту информацию, так и со стороны тех, кто ее получал. Интересно привести мнение внешнего наблюдателя, поскольку мы ощущали действие пропаганды только из- нутри. Дж. Браун считает примерами слабой работы 6 : с одной стороны, это верующие, которые все равно оста- лись независимо от той интенсивной работы, которая была направлена на них; с другой, это старшее поколение стран соцлагеря, которые также сохраняли свои приори- теты. Кстати, это вероятно в определенной степени "би- ологически запрограммированные" приоритеты, по- скольку люди старшего поколения уже сегодня стараются голосовать как в былые времена. Дж. Браун также кон- статирует удивительный факт, что марксизм хуже всего воспринимается как раз теми, на кого он направлен: гражданами стран развитого капитализма. Если посмотреть на содержательную сторону советской пропаганды, то там можно обнаружить ряд типичных при- емов, по которым она строилась. Наиболее важными, по нашему мнению, были следующие:
1. Героизация поступка. Основными примерами были реальные люди, возведенные пропагандой в ранг героев. Стаханов, Ангелина, Гастелло, Маресьев... Герой не имел права на "негероическое" поведение и в других ситуаци- ях. Герой военный обязан быть героем и в мирной жизни.
2. Смещение приоритетов. Пропаганда смещала при- оритетность характеристик в сторону социально значи- 247 мых. По этой причине типичным был производственный фильм, где не было места личной жизни.
3. Иерархичность героики. Пионеры и октябрята имели своего маленького Ленина – ребенка. Для них также функционировал список пионеров-героев (Витя Короб- ков и др.). Герои также имелись для каждой отдельной производственной области.
4. Перенос героики. Герой в одной области мог легко пе- ремещаться в иную сферу. Например, Сталин был и дру- гом физкультурников, и великим языковедом, и т.д. Воз- никает определенная универсальность советского героя.
5. Вечность героя. Герой, как правило, молод. Мы ни- когда не видим его полную жизнь, включая смерть, если она не была героической. Старость возможна только для узкой прослойки героев типа ученых, например, профес- сора Тимирязева или Мичурина. Молодому герою не нуж- на жена, дети. Он весь находится в социальной ситуации.
6. Оптимистичность. Советский Союз был молодым государством, у него постоянно возникала необходимость в разных вариантах героического поведения. Молодой ге- рой был оптимистичным, поскольку ему всегда удавалось преодолевать трудности.
7. Решительность. Положительный герой не думает: он бросается на амбразуру, спасает колхозное поле. Думает, как правило, только предатель, враг, который хочет спа- сти свою шкуру, хочет найти выгоду. Импульсивный ха- рактер положительного героя делает его сказочным пер- сонажем, где также нет места мыслям.
8. Селективность. Герой фиксировался как единствен- ный. Множество человек водрузили флаг над рейстагом, но на пьедестал были вынесены только двое – Кантария и Егоров. Повтор подвига Гастелло не приносил новых фамилий в массовое сознание, поскольку там "ячейка" с подобным героическим поступком уже была заполнена.
9. Художественная реализация. Практически все герои входили в массовое сознание не непосредственно из дей- ствительности, а из художественной реальности. В ре- зультате удавалось достичь почти идеальной чистоты об- разов. Однако был и негативный момент – герой в 248 массовом сознании существовал только в своем кинова- рианте, например. Поэтому на ордене Александра Нев- ского был изображен актер Н. Черкасов, сыгравший эту роль в одноименном фильме.
10 Антигероика. Был порожден большой список анти- героев, что также понятно, поскольку герой действует в условиях борьбы. Они достаточно часто носили карика- турный характер (немцы или японцы в фильмах о войне). Антигерой внутренний позволял себе тот или иной вари- ант личной жизни, которая мешала движению вперед ка- кой-нибудь организационной единицы (завода, колхоза, бригады, взвода). Часто антигерой перевоспитывался и становился героем. Создание имиджа врага было одной из важнейших задач пропаганды того времени.
Вся эта систематика достаточно хорошо реализовыва- лась в рамках художественной реальности – фильмах, романах, пьесах. И. Сталин не зря назвал писателей "ин- женерами человеческих душ".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности пропаганды советского времени» з дисципліни «Психологічні війни»