В качестве современного исследования мы можем при- вести не только опыт полевого руководства армии США, который интересен в первую очередь не научными осно- ваниями, а скрупулезной чисто технологической направ- ленностью, но и труд двух американских профессоров Гарта Джоветта и Виктории О'Доннелл 1 , вышедший не- сколькими изданиями. В данной работе предлагаются, например, две модели воздействия, характерные для пропаганды: модель ис- кривленного источника и модель легитимизации источ- ника. Рассмотрим их подробнее. Модель искривленного источника, где пропагандист (П) создает искривленный источник (П1), из которого исходит сообщение (Сооб). Получатель (Пол) рассматривает эту информацию как такую, что поступила из доступного ему источника П1, поскольку ему не известен оригинал (П).
П Сооб Сооб П1 Пол
Модель легитимизации источника. В этом случае пропа- гандист (П) тайно помещает оригинальное сообщение (Сооб 1) в легитимном источнике (П2). Это сообщение в другом виде (Сооб 2) передается пропагандистом получа- телю информации под видом иного сообщения (Сооб 3) в качестве такого, что вышло из другого источника (П 2).
П Сооб1 Сооб3 Сооб2 П2 Пол
Гарт Джоветг и Виктория О'Донелл предлагают также следующую схему пропагандистского анализа: 139 1. Идеология и цели пропагандистской кампании. 2. Контекст, в котором происходит пропаганда. 3. Идентификация пропагандиста. 4. Структура пропагандистской организации. 5. Целевая аудитория. 6. Техника, используемая средствами массовой комму- никации. 7. Специальная техника. 8. Реакция аудитории на технику воздействия. 9. Контрпропаганда, если она используется. 10. Эффект и оценки.
Выявление идеологии (1) предполагает определение предпочтений, оценок, отношений, поведения, которые считаются нормой в данной группе. Понятно, что воздей- ствие, к примеру, на молодежь, должно отличаться от воздействия на пенсионеров. Идеология в этом понима- нии представляет собой тот или иной вариант модели ми- ра, свойственный данной социальной группе. В нем зада- ются основные параметры: что считается плохим, что хорошим, что является правильным, а что нет. Мы уста- навливаем положительный и отрицательный полюс в восприятии данной группы. Это даст возможность затем подвести новый неизвестный для нее объект к тому или иному нужному для пропагандиста полюсу. Идеология в массовом сознании принимает форму мифологии. Обще- ства переходных периодов совмещают в себе как мифо- логию прошлого, так и мифологию настоящего. При установлении контекста (2) исследователь должен восстановить широкий контекст событий, найти в нем их интерпретацию. Следует найти ответы на вопросы следу- ющего вида. Наблюдалась ли в этот период борьба за власть? Каковы основные вопросы, которые волнуют лю- дей? Насколько они идентифицированы для них? Како- вы глубинные представления? Например, вот ответы на вопрос социологов, за какие проблемы вы бы взялись, если бы были главой госадминистрации Киева 2 :
борьба с преступностью – 59%, социальная защита малообеспеченных – 44%, медицинское обслуживание – 42%, 140 сокращение безработицы – 36%, экологическая ситуация в городе – 29%, жилищная проблема – 25%, транспортное обслуживание – 15%, улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства – 14%, развитие образования – 12%, санитарное состояние улиц и домов – 11%, развитие культуры – 6%, обеспечение продуктами питания – 6%, обеспечение промышленными товарами – 3%, бытовое обслуживание – 2%.
Вот ответы на вопрос, какие негативные явления воз- никли в стране на протяжении прошлого года 3 : Безработица – 71%, Низкая заработная плата – 54%, Рост цен – 51%, Ухудшение криминогенной ситуации – 26%, Коррупция в руководстве – 25%, Падение нравов – 12%, Ухудшение экологии – 9%, Дефицит продуктов питания – 2%.
Особое внимание следует уделить принятым в данном обществе мифам, поскольку именно на них строятся пред- почитаемые модели поведения. Например, вестерн строит- ся на соответствующем мифе о типе американца, тотали- тарный миф героизировал Павлика Морозова, Стаханова и т.д., возвышая социальные характеристики человека над личностными. Для Америки типичный мифологическим представлением является Модель Линкольна или Клинто- на: ребенок растет в плохих условиях, независимо от них поднимается наверх, становясь лидером, уже на этом но- вом уровне вносит изменения в жизнь всей страны. Идентификация пропагандиста (3) – это поиск автора оригинального сообщения, который, как мы видели по вышеприведенным моделям, усиленно пытается скрыть- ся. Поэтому здесь актуальным становится вопрос: кто и почему больше всего выигрывает от распространения этого сообщения? 141 Определение структуры пропагандистской организа- ции (4) позволяет увидеть ее реальные связи, внутренние и внешние. Почему сообщение передается именно по данному каналу СМК, кто его контролирует? Почему, на- пример, выступление против премьера печатает именно эта газета? В организациях есть формальные и нефор- мальные лидеры, и у них наверняка есть свои собствен- ные предпочтения. У пропагандистской организации мо- гут быть ближайшие и перспективные цели. К примеру, у организации зеленых перспективная цель – ликвида- ция опасности Чернобыля, а ближайшая – обработка ли- деров мнений в данном обществе. Четкое определение целевой аудитории (5) представляет- ся очень важным аспектом ведения пропагандистской кампании. Американцы давно переключились с обработ- ки массовой аудитории на работу с лидерами мнений. Так, например, в случае Среднего Востока они считают, что обработка 10% элиты в результате обеспечит воздей- ствие на всю страну. Разнообразие техники (6) воздействия – не менее важ- ный аспект. Особое внимание тут уделяется визуальной сфере, которая всюду и везде поддерживает сферу вер- бальную. Особенно важно привлечь человека в самом на- чале пропагандистской кампании, далее он уже легче поддается воздействию. Американцы описывают случай, когда каирские студенты-медики, верящие в коммунизм, ни за что не хотели ходить в американскую библиотеку. Тогда в библиотеке показали фильм об успехах американ- ской медицины. На фильм студенты пошли, поскольку он был интересен им как профессионалам, а потом ста- ли ходить в библиотеку. Следует анализировать разные сообщения, поступаю- щие из одного источника, чтобы обнаружить, какую он преследует цель. Какие визуальные символы присутству- ют в этом сообщении? Президенты выступают на фоне государственных флагов, политики – на фоне своих предвыборных плакатов. Важную роль играют вербаль- ные инновации. 142 Специальные техники пропаганды (7) получили огром- ное развитие в современном мире. "Резонанс п – трудно изменить существующее мнение, но можно нужным об- разом скорректировать уже имеющиеся. Из этого же ар- сенала и доверие к источнику, и работа с лидерами мне- ний, и личный контакт. Можно, например, оценить разницу в работе бывших ленинских комнат и Американ- ского дома в Киеве. В одном случае собрана чисто поли- тическая информация, в другом – политика принципи- ально отодвинута на второй план. Особую роль играет доверие к источнику сообщения, ка- кой имидж он имеет у аудитории. К примеру, вот рейтинг доверия к основным государственных и социальным ин- ститутам и организациям Украины 4 , где использовалась шкала от 0 (отсутствие доверия) до +2 (полное доверие):
Церковь – 1,31, Вооруженные силы – 1,21, Средства массовой информации – 0,99, Служба безопасности – 0,98, Судебные органы – 0,82, Прокуратура – 0,82, Президент – 0,80, Правительство – 0,68, МВД – 0,67, Профсоюзы – 0,60, Верховный Совет – 0,59, Местные советы – 0,52.
Американцы, чтобы обойти в ряде случаев недоверие к официальным лицам, используют выступления "замени- телей", например, профессора университета в пользу правительственной политики. Вот ответы на вопрос, какие категории людей вызыва- ют у вас наибольший уровень неуважения 5 , где респон- денты могли давать несколько вариантов ответов:
Депутаты – 25%, Директора и начальство – 22%, Богатые – 17%, Коммунисты – 15%, Чиновники – 15%, 143
Собственники предприятий – 10%, Демократы – 8%, Иностранцы – 3%, Люди другой национальности – 2% Фермеры – 2%, Бедные – 1%, Трудно ответить – 39%.
Пропаганда пользуется такой техникой, как преувеличе- ние. Кстати, анализ послереволюционного языка в Рос- сии, сделанный людьми еще старого поколения, посколь- ку мы уже не видим этих отличий, показал именно это: гигантские успехи, первые в мире и т.д. Пропаганда старается использовать эмоциональное вли- яние, поскольку такие сообщения легче усваиваются и дольше хранятся в памяти. У Би-Би-Си, считающейся са- мым объективным средством информации, в лицензии предусмотрена возможность подчиняться требованиям правительства в периоды кризисов, что и произошло в 1982 г. в момент высадки на Фолклендские острова. Тог- да была создана радиопередача, имитировавшая арген- тинское радио. В ней сообщалось, например, что прези- дент Аргентины сказал, что он не пожалеет и сорока тысяч солдат ради защиты островов. Радио передавала обращение якобы аргентинских матерей к своим сыновь- ям-солдатам с просьбой остаться в живых. Оставшиеся пункты (8-10) достаточно ясны. Пропаганда хорошо работает только тогда, когда ее приемы не случайны, а систематичны, причем во всех об- ластях. Пропаганда всегда была, есть и будет. Не следует сбрасывать это со счетов. Причем очень важна историче- ская перспектива. Сегодняшний взгляд на листовки вре- мен войны, где японцы изображены в обезьяноподобном виде, удивляет современных американцев. "Фактически же в своем историческом контексте такие впечатления легко воспринимались как часть мифологии, созданной реальностью конфликта (например, внезапное нападение на Пирл-Харбор), и коллективная ментальность, развива- ясь, способна поверить таким стереотипам" 6 . 144 В войне в Персидском заливе американцам было труд- но сделать подобную этническую идентификацию врага, поскольку и та, и другая сторона в этом плане совпадала. Поэтому одна из них была признана потенциально демо- кратической, другая – нет 7 . Так что категория "врага" требует своих отдельных символизации, что также стано- вится задачей пропаганды. Эффективность воздействия опирается на определен- ный набор приемов. К примеру, Л. Войтасик перечисля- ет следующие варианты:
1) дозировка негатива и позитива, чтобы похвала вы- глядела более правдоподобной;
2) введение сравнения (например: "Вчера в штате Ка- лифорния был запущен очередной метеорологический спутник Земли. Это 11-й американский спутник в ны- нешнем году. Советский Союз за тот же период вывел на орбиту 45 спутников");
3) подбор фактов для усиления или ослабления выска- зывания 8 .
Джоветт и О'Донелл проанализировали по своей схеме пропагандистского анализа войну в Персидском заливе. Приведем некоторые наиболее интересные наблюдения. Идеология. Со стороны США Хуссейн моделировался как иракский диктатор, арабо-говорящий Гитлер, не демократ. Такой подход полностью укладывался в американскую ми- фологию, которая высоко оценивает понятия демократии и свободы. Ирак свою аргументацию строил в рамках пред- ставлений о том, что Кувейт пользуется иракской нефтью, что Кувейт исторически был частью Ирака. Активное мес- то занимала также идея джихада – войны против невер- ных, которая важна для всего исламского региона. Контекст. Ирак рассматривал свое вторжение в рамках продолжения десятилетней войны с Ираном. На это же опирались страны-союзники, когда пытались создать впечатление о серьезности будущей операции, а не про- сто прогулочной высадке. При этом для США централь- ной стала мифология вьетнамской войны. Именно сквозь нее интерпретировались происходящие события из-за "неизлеченности" американского общества от Вьетнам- 145 ского синдрома. Этот акцент на прошлом подтверждает- ся подсчетом употребления слова "Вьетнам". Так, с 1 ав- густа 1990 г. по 28 февраля 1991 г. на тему войны было напечатано 66 тысяч сообщений. И первым по частоте в этом объеме оказалась отсылка на Вьетнам – 7 299 раз. Основной идеей интерпретации события стал "другой Вьетнам". Целевая аудитория. В арабском мире Ираку удалось до- стигнуть ощущения мощи своей армии. Даже после оста- новки военных действий превалирующим мнением стало высказывание о том, что Ираку удалось выстоять дольше других. Для США моделирование Саддама как тирана очень удачно вписывалось в представления американцев в отношении поддержки свободы и демократии. Медиа-техники. Телевидение активно использовалось для передачи эмоциональных сообщений, в то время как пресса использовалась для идеологического обеспечения. Поскольку впервые были введены жесткие ограничения для прессы (идея pool coverage), журналисты боролись за информацию. Но показ брифингов военных создал у ау- дитории ощущение о невоспитанности репортеров. И ау- дитория в этом плане стала на сторону военных. Кстати, точно такие же исследования были сделаны по поводу ос- вещения телесетями антиядерных демонстраций. И тогда было установлено, что под маркой объективности теле- экран создает отрицательный имидж демонстрантов. Они как бы нарушали порядок. Они были бородатыми и не- воспитанными. После них на площадях оставались груды мусора. И все это активно показывалось репортерами. Специальные техники. Дж. Буш объявил 3000 американ- цев, оставшихся в Кувейте, заложниками. Такое вербаль- ное обозначение сразу включает в мозгу среднего амери- канца модель освобождения заложников. Ирак в свою очередь называл Буша "преступником", "криминальным тираном", "кровавым мясником". Общий вывод Джоветт и О'Донелл таков: если военные действия оказались хорошо отражены и "замифологизи- рованы", то не удалось совершить столь же успешно "пе- ревод военной победы в концепцию мира". 146 Пропаганда является в сильной степени отработанной коммуникативной технологией, где уже накоплен доста- точно объемный опыт функционирования. Алекс Эдельстейн характеризует современную эпоху тем, что в рамках нее создана новая пропаганда (Newprop) в отличие от принятой ранее старой (Oldprop) 9 . Если ста- рая пропаганда явилась продуктом массовой и тоталитар- ной культуры, то новая пропаганда вырастает из популярной культуры. В первом случае происходит уменьшение возможностей для участия у индивида, во втором – происходит возрастание. На этом уровне дан- ное разграничение в сильной степени сходно с разграни- чением фольклорного и нефольклорного искусства у Ю. Лотмана, который также подчеркивал возможности для более широкого участия именно у фольклорного ис- кусства. Концепция А. Эдельсгейна как бы по спирали вновь возвращает к жизни фольклорное искусство после нефольклорного. Он предлагает целую таблицу противо- поставлений этих двух видов пропаганды (Р. 15):
характеристики новая пропаганда старая пропаганда действующих лиц Демократическая знание многие ко многим членство инициативы посторонних заботы участников личностное улучшение самоактуализация тоталитарная требования некоторые ко многим маргинализация решения приближенных проблемы контроля демонизация минимизация масс-медиа широкий доступ разнообразие помощь высоких технологий
глобальный выход высокая интенсивность выхода свобода ограниченный доступ гомогенность манипуляции с помощью высоких технологий ограниченный выход ослабленный выход
контроль и цензура 147 контекста правила правила коммуникации контроля современные исторические центробежные центростремительные разнообразие гомогенность аудитории аудитории увеличивает выбор уменьшает выбор инновация избыточность интерактивный в одну сторону глобальная международный кооперация конфликт неидеологичность идеологичность включает исключает интимность анонимность открытость закрытость проактивный реактивный доступность знаний недоступность знаний сложность сообщений простота сообщений новые языковые формы защита форм отношений потребление производство определяется определяется консесусом лидерами определяется манипуляция поколениями поколениями этические заботы моральные заботы заботы равенства моральные заботы управляются управляются ситуациями правилами когнитивно чувственно сориентированы сориентированы
А. Эдельстейн говорит о новых способах воздействия на примере общения Б. Клинтона с населением через Ин- тернет: "Сообщения президента – это новая пропаганда из-за доступности и интимности технологий, которые пе- редают их – попадают в дома и офисы нетрадиционны- ми путями" (Р. 14). Старую пропаганду характеризовал путь от лидера к населению, теперь стиль общения стал интерактивным. 148 Следует также подчеркнуть и то, что психологические операции сделаны с позиции "мы" в дихотомии "мы/они". В то время как пропаганда в нашем привычном понимании (особенно внутри страны) воспринимается как говорение с позиции "они". Ср. известный анекдот совет- ского времени, когда в ответ на слова, произносимые с трибуны "Советский человек будет жить еще лучше", по- рождается фраза "И мы знаем этого человека". Сообщение такого вида не является "враждебным" по отношению к своей среде и не носит "командного" характера. По этой причине ее следует признать "мягким" вариантом воздей- ствия, в отличие от стандартного "жесткого" варианта. Она не поддерживается страхом наказания. Эта тенденция "многовариантности" и получила свое развитие в понятии "новой пропаганды" А. Эдельстайна. Тоталитарный вариант пропаганды, направленный на свою аудиторию, мог быть жестким и беззастенчивым, поскольку действует в условиях порождения информаци- онного поля, хотя и из многих коммуникативных пото- ков, но все равно исходящих из одного источника. Мно- жественность коммуникативных потоков создает новую альтернативную среду, для которой сообщения должны создаваться по иным законам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Современные исследования пропаганды» з дисципліни «Психологічні війни»