ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Пионеры изучения пропаганды (Г. Лассвелл, У. Липпманн, П. Лазарсфельд, К. Ховланд)
Изучение пропаганды является базовым компонентом
теории коммуникации как науки. Все основные персона-
лии этой области в той или иной степени выросли из во-
енно-коммуникативной сферы, поскольку в рамках воен-
ного ведомства, особенно в военное время, удавалось
быстро реализовать свои гипотезы на практике, отбрасы-
вая как ненужное то, что не имело четкой практической
направленности. Мы выделили четыре имени, которые
одновременно явились не только создателями теории
коммуникации как науки, но и первыми исследователя-
ми пропаганды. Это Г. Лассвелл, У. Липпман, П. Лазар-
сфельд и К. Ховланд. При этом мы будем опираться на
исследование Э. Роджерса, собравшего богатый биогра-
фический материал 1 . При этом термины пропаганда и об-
щественное мнение в рамках парадигмы теории коммуни-
кации постепенно сменились на массовые коммуникации и
коммуникативные исследования.
Гарольд Лассвелл (1902-1978) наиболее известен своей
формулой, задающей определенный формат описания
коммуникации: "Кто и что говорит по какому каналу, ко-
му и с какими эффектами?" Максимальная простота это-
го представления обеспечила ему широкое распростране-
ние. Сама эта формула пяти вопросов возникла в рамках
рокфеллеровского семинара по коммуникации, который
собирался с сентября 1939 г. по июнь 1940 г. с неболь-
шим числом постоянных членов. В ноябре 1940 г. в свя-
зи с возникшей в Европе войне эта труппа написала ме-
морандум "Общественное мнение в чрезвычайной
ситуации", где констатировалось, что хотя данная группа
была создана для разработки теории коммуникации как
дисциплины, изучающей процессы коммуникации в мир-
ное время, развитие событий в Европе требует обратить
особое внимание на роль массовой коммуникации в
чрезвычайных условиях. В результате в январе 1941 г. был
131
проведен семинар уже с участием представителей прави-
тельственных структур. Был создан коммуникативный
проект военного времени.
Г. Лассвелл сформулировал три функции коммуника-
ции в обществе:

1. Наблюдение за окружающим миром: эта роль масс-
медиа позволяет индивиду видеть гораздо больше, чтобы
узнавать о событиях во всем мире.

2. Корреляция ответа общества на события в окружаю-
щем мире: масс-медиа рассказывает индивидууму как ин-
терпретировать происходящие события.

3. Передача культурного наследия, например, дети изу-
чают историю других людей, что такое хорошо и что та-
кое плохо, чем они отличаются от других людей.

Докторская диссертация Г. Ласcвелла вышла в 1927 г.
под названием "Техники пропаганды в мировой войне".
Эта книга была квалитативной, в ней оценивались техни-
ки пропаганды с обеих сторон военных действий. Г. Лас-
свелл основывался на интервью официальных лиц и
обработке архивных материалов. Он анализировал симво-
лы, которые использовались в пропагандистских сообще-
ниях. Определение пропаганды звучало как "менеджмент
коллективных представлений с помощью манипуляцией
значимыми символами". Его исследования пропаганды
Второй мировой войны уже были квантитативными, ос-
новываясь на контент-анализе.
Опыт Первой мировой войны сформировал большую
группу серьезных исследователей не только в области
пропаганды, но и в сфере паблик рилейшнз. Тогда, как
мы уже писали выше, в США был создан комитет Криля
по имени его руководителя Джорджа Криля, который за-
нимался интенсивным порождением пропагандистских
материалов. К примеру, в рамках США они распростра-
нили 75 миллионов разных буклетов. Миллионы матери-
алов ушли также за границу. Интересным образом было
также организовано информирование населения при от-
сутствии в то время нынешних мощных средств типа ра-
дио или телевидения. По стране был создан корпус из
75 тысяч человек, названных "четырехминутниками", ко-
132
торые должны были рассказывать полученные по теле-
графу из комитета Криля тексты. Они выступали в шко-
лах, госпиталях, церквях. Тем самым за время войны бы-
ло произнесено 755 тысяч подобных пропагандистских
сообщений.
Г. Лассвелл писал, что в период Первой мировой вой-
ны в 1918 г. сбрасывалось на стороне противника до пя-
ти миллионов листовок в месяц, на глубину до 150 миль
за линией фронта. Немцы в свою очередь публиковали
газету по-французски, где в числе прочего печатали име-
на захваченных в плен французских солдат. Г. Лассвелл
обнаружил при этом ряд стратегий, которые использова-
ли обе стороны:

– стратегия разделения союзников у врага (например,
попытка отделить Австро-Венгрию от Германии),

– стратегия деморализации врага (например, акценти-
рование того, как много миллионов американских солдат
высадились во Франции),

– стратегия обвинения врага в зверствах (например, в
отношении немецких солдат к бельгийским детям).

В Чикагском университете Г. Лассвелл стал читать курс
"Общественное мнение и пропаганда", разрабатывая ме-
тоды анализа, в том числе контент-анализ.
Г. Лассвелл был также основателем такого направле-
ния, как политическая психология. В его книге 1930 г.
"Психопатология и политика" применены методы психо-
анализа для изучения политических лидеров. В этой ра-
боте он пытался найти объяснение, почему некоторые
лидеры стремятся к тому, чтобы быть агитаторами, а дру-
гие – к тому, чтобы быть администраторами. Он пытал-
ся с помощью свободных ассоциаций и интервью понять
политические мотивации. Политическая наука, по его
мнению, это не политические идеи, а политическое по-
ведение. Сегодня эта область также получила очень серь-
езное развитие.
Во время Второй мировой войны Г. Лассвелл становит-
ся руководителем Отдела по изучению военных коммуни-
каций библиотеки Конгресса США. Здесь он проводил
контент-анализ пропаганды двух сторон. На эти цели
133
Фонд Рокфеллера выделил грант в 85 тысяч долларов.
Частично этот грант также финансировал подготовку тех-
нического персонала на случай того, что США примут
более активное участие в пропагандистской деятельнос-
ти. В рамках Министерства юстиции также было подго-
товлено 60 сотрудников, которые должны были прово-
дить контент-анализ 39 иностранных газет, оставшихся за
пределами внимания основного проекта.
С 1947 г. Г. Лассвелл включился в известный проект
RADIR (Revolution and Development of International Rela-
tions). Были проанализированы 20 тысяч передовых статей
наиболее влиятельных газет пяти наций, чтобы устанавли-
вать изменения в дискурсах политических элит этих стран.
Уолтер Липпманн (1889-1974) за свою жизнь был совет-
ником двенадцати американских президентов, что косвен-
но подтверждает значимость этой сферы для американско-
го общества. Интересно, что Г. Лассвелл анализировал
листовки Первой мировой войны, часть из которых делал,
будучи в армии, капитан Уолтер Липпманн. Наиболее из-
вестной его книгой (среди двадцати напечатанных) было
изданное в 1922 г. исследование "Общественное мнение"
(перевод отрывка из этой книги см. в Почепцов Г.Г. Теория
и практика коммуникации. – М., 1998).
Он считал, что для существования пропаганды необхо-
дим определенный барьер между аудиторией и событием.
Подобные коммуникативные потоки с определенными
ограничениями и возникают в период войны. Основным
понятием, формирующим общественное мнение, являет-
ся для него стереотип. Это код, резко упрощающий ре-
альность, что позволяет облегчать общение. Люди реаги-
руют не столько на реальность, сколько на "картинки в
своих головах", описывающие эту реальность.
Помимо внимания к стереотипу книга У. Липпманна
известна введением в арсенал науки о коммуникации
идеи "agenda setting" (создания повестки дня), т.е. тех со-
бытий, которые после внесения в общественное внимание
подлежат обсуждению населением. У. Липпман писал о
том, что масс-медиа служит связующим звеном между ре-
альными событиями и образами в сознании людей.
134
Роль установления порядка дня в сегодняшнем измере-
нии, когда масс-медиа влияет на людей, а те в свою оче-
редь влияют на политику, Э. Роджерс представляет в сле-
дующем виде 2 :

установление
порядка дня
масс-медиа
установление
порядка дня
населением
установление
порядка дня
политиками

Поль Лазарсфельд (1901-1976), получивший свое обра-
зование и диплом доктора философии в Вене, сам опре-
делял свое прошлое как смесь политики, психоанализа и
марксизма. П. Лазарсфельд создал один из первых иссле-
довательских центров по коммуникации в мире. В Вене
его исследовательский центр экономической психологии
проводил исследования рынка пива, масла, шоколада,
кофе и т.д. Одно из исследований было посвящено ни-
щим. К удивлению ученых нищие рассматривали свою
деятельность как работу, имели четкие часы, подчиняясь
системе определенных правил. В тридцатые годы он им-
мигрировал в США, создав исследовательский центр в
Ньюарке. Он был там единственным сотрудником, но
чтобы создать ощущение мощной структуры, П. Лазар-
сфельд одновременно писал статьи от имени якобы суще-
ствующих других сотрудников центра.
Основным объектом изучения П. Лазарсфельда стала
радиоаудитория. В случае газет и журналов рекламодате-
ли могли оперировать конкретными цифрами, состав ау-
дитории радио в тот период был неясен. Рекламодатели
хотели знать, кто слушает передачи, как это отражается
на продаже товаров. Одновременно это совпало с жела-
нием одного из Рокфеллеров улучшить радиопрограммы.
В результате П. Лазарсфельд получил грант от фонда Рок-
феллера. Одному из сотрудников фонда Рокфеллера Джо-
ну Маршаллу даже приписывается "изобретение" самого
термина массовые коммуникации в 1939 г.
Самому же П. Лазарсфельду в заслугу ставятся два су-
щественных методологических инструментария. Это ана-
лизатор программ и идея фокус-групп. В первом случае
135
речь идет о создании аппарата, где респонденты, нажи-
мая на зеленую кнопку, высказывали свое одобрение, а
нажимая на красную кнопку, они демонстрировали свое
неприятие. Этот приемник мог фиксировать до десяти
ответов одновременно. Все это сводилось вместе, после
чего респонденты отвечали на вопросники. С ними так-
же проводилось обсуждение в фокус-группе. Подобный
анализатор используется и сегодня для установления ре-
акции аудитории на мыльные оперы. В результате даже
меняется рисунок ролей тех или иных персонажей.
Идея интервью в фокус-группах также была создана в
рамках этого радиопроекта в 1941 г. Сначала она была
связана с вышеназванным анализатором, а потом приме-
нялась и самостоятельно. В рамках свободного интервью
порождаются те или иные гипотезы, которые затем мо-
гут быть подвергнуты более тщательному анализу, нося-
щему уже не только качественный, но и количественный
характер.
В 1944 г. П. Лазарсфельд выпустил книгу "Выбор лю-
дей", где анализировалось поведение избирателей в пре-
зидентских выборах 1940 г. Именно отсюда начался этап
коммуникативной теории, связанный с констатацией
ограниченного эффекта масс-медиа на людей. В случае
исследования Лазарсфельда только 54 человека из 600
изменили свое мнение, предпочтя другого кандидата
вместо первоначально выбранного. Фиктивным оказа-
лось представление о том, что избиратель весь открыт
для восприятия информации масс-медиа и готов на ос-
новании этого выбрать нужного кандидата. Оказалось,
что масс-медиа реально влияют на небольшое число лю-
дей, затем получивших название лидеров мнения, кото-
рые уже в свою очередь влияют на более обширную ау-
диторию.
Другие сотрудники его бюро провели масштабное ис-
следование события, происшедшего 21 сентября 1943 г.
Тогда популярная певица Кейт Смит провела восемнад-
цатичасовый марафон по распространению военных об-
лигаций. Ей удалось собрать в результате 39 миллионов
долларов, тогда как две предыдущие попытки принесли
136
только 1 миллион и 2 миллиона соответственно. Иссле-
дователи установили, что эффект был достигнут за счет
очень личностного общения и искренности певицы. Она
стала символом заботы и доверительности.
П. Лазарсфельд был сориентирован на разработку ме-
тодологического инструментария, заложив ряд новых на-
правлений в области исследования пропаганды и марке-
тинга.
Карл Ховланд (1912-1961) известен своими исследова-
ниями воздействия. В 1942 г. он оставляет Йельский уни-
верситет, чтобы начать исследовательскую программу по
изучению боевого духа американского солдата. Он иссле-
довал убеждающий эффект обучающих фильмов для сол-
дат. США в этот период следовало срочным образом обу-
чить 15 миллионов новичков. К примеру, в 1942 г. было
выпущено семь пятиминутных фильмов "Почему мы во-
юем". Позднее вышли еще две серии: "Знай своего вра-
га" и "Знай своего союзника".
Изучая воздействие этих фильмов, Ховланд разработал
программу анализа эффективности разных параметров
сообщения: доверия к источнику, апелляции к страху,
использования только положительных или одновремен-
но и отрицательных аргументов. Минусом этих исследо-
ваний, как отмечал Ховланд, было то, что приходилось
изучать фиксированные сообщения, связанные с создан-
ными фильмами. Анализ фильмов показал, что хотя сол-
даты получали больший объем знаний, их желание вое-
вать практически не изменялось. Это связано с общей
закономерностью, что знания более подвижны, чем от-
ношение к тому или иному объекту.
К. Ховланд менял параметры в рамках известной мо-
дели "Источник – Сообщение – Канал – Получа-
тель", чтобы выяснить наиболее эффективные сочета-
ния параметров. В результате образовалась следующая
цепочка переменных, подлежащая экспериментальной
проверке 3 :
137
Компоненты
коммуникатнвного
процесса
Независимые переменные, относящиеся
к убеждению (изменению отношения)
Переменные
источника
Желание убедить. Привлекательность ис-
точника. Близость источника и получателя
Власть источника. Доверие к источнику
Переменные
сообщения
Понятность. Число используемых аргумен-
тов. Вознаграждение внутри сообщения.
Увеличение/уменьшение страха. Положитель-
ные или положительные и отрицательные
аргументы. Порядок презентации сообщения
Повтор сообщения. Стиль презентации.
Переменные
канала
Межличностное общение или масс-медиа.
Характеристики канала.
Переменные
получателя
Ум. Самоуважение. Различия по полу.

Карл Ховланд в своих исследованиях воздействия при-
шел к ряду выводов, которые сегодня считаются класси-
ческими. Мы перечислим лишь ряд из них:
1. Источники с высоким уровнем доверия ведут к боль-
шим изменениям отношений сразу после акта коммуни-
кации.
2. Слабое использование страха ведет к большим изме-
нениям, чем сильная опора на страх.
3. Чисто позитивные сообщения лучше влияют на людей
с низким уровнем образования. На людей с высшим обра-
зованием лучше воздействует выдача как позитивных, так
и негативных аргументов (аргументов "за" и "против").
4. Наличие в сообщении четкого вывода действует луч-
ше, чем завуалированный вывод.
5. Индивиды, связанные с группой, слабее подвергают-
ся воздействию по вопросам, вступающим в противоре-
чие с групповыми нормами.
В целом работа вышеназванных ученых отличалась се-
рьезной практической направленностью, которая в ре-
зультате привела к интересным теоретическим выводам.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пионеры изучения пропаганды (Г. Лассвелл, У. Липпманн, П. Лазарсфельд, К. Ховланд)» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНФЛЯЦІЇ
Якість управління матеріально-технічними ресурсами
Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва
Послуги стільникових мереж
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1602 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП