Под коммуникативными модулями мы будем понимать составляющие процесса коммуникации, тот или иной вы- бор которых может способствовать усилению воздействия. Это в определенной степени элементарные "кубики", из которых можно построить удачный путь воздействия. Каждое общество обладает своими собственными ком- муникативными практиками, есть определенные правила говорения и правила слушания. Например, П. Рикер го- ворил, что устные законы всегда стремятся стать пись- менными. Отсюда следует необходимость в случае психо- логической операции не столько создавать новые практики, как подстраиваться под существующие, под те, которые уже доказали свою эффективность в данном об- ществе. Например, во время войны в Афганистане совет- ской армии не было смысла использовать листовки, по- скольку население было неграмотным. Но даже в этом случае листовки запрещалось поднимать под страхом смертной казни. Отсюда следовал вывод о необходимос- ти использования слухов, которые не так легко контроли- ровать в любом обществе. В качестве коммуникативных моделей мы выделяем следующие составляющие коммуникативного процесса: лидеры/каналы влияния, возвратная коммуникация, целевая аудитория, символы, поляризация, иерархия сообщений, сюжетика. Они относятся к разным точкам процесса коммуникации, но от них в сильной степени зависит эф- фективность вводимого сообщения. Рассмотрим их не- сколько подробнее.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникативные модули» з дисципліни «Психологічні війни»