Стандартный коммуникативный процесс в упрощен- ном виде представим как сочетание трех факторов: от- правителя информации, сообщения и получателя инфор- мации. В рамках такого представления можно сделать акцент на каждом из имеющихся участков порождения и прохождения сообщения. Акцент на отправителе предполагает создание иерархи- ческой коммуникации, где воздействие определяется соци- альной структурой, институцией, стоящей за отправите- лем информации. Это может быть представитель власти, это может быть отец, это может быть милиционер. Ста- тус его слова определяется существовавшими до этого структурными факторами. Акцент на данном контексте определяет принятие решения, например, при встрече че- ловека с оружием, требующего у прохожего кошелек. Ре- зонансные технологии строятся на акценте на получателе информации. Мы можем представить взаимодействие этих факторов следующим образом:
прошлый контекст настоящий контекст будущий контекст структурные факторы контекстные факторы резонансные факторы отправитель информации получатель информации
В иерархической коммуникации главным компонентом становится прямая связь, в случае резонансной коммуни- кации – обратная связь. Здесь одним из основных во- просов становится следующий: будет ли кто-то обсуждать полученную информацию? С кем он ее будет обсуждать? То есть поскольку имеет место переход от технологичес- ки обеспеченного (листовка, радиосообщение, слух и т.д.) к случайному процессу, следует его усилить с помо- щью резонанса. 110 Резонансная коммуникация строится на активизации уже имеющихся у получателя информации представле- ний. Стандартная коммуникация основана на передаче новой информации. Интересным образом опора на существующие предпо- чтения была использована со стороны команды генерала Эйзенхауэра на выборах 1952 г. Тогда Россер Ривз путем работы с Джорждем Гэллапом установил, какие именно проблемы больше всего волнуют избирателей. И сцена- рии рекламных роликов писались именно на эти темы. Все ролики начинались со слова "Эйзенхауэр отвечает Америке". Затем голос "простого гражданина", напри- мер, спрашивал: "Генерал, что вы можете сказать о высо- кой стоимости жизни?" А генерал отвечал: "Моя жена Мами беспокоится о том же. Я говорю ей, что наша за- бота изменить все это четвертого ноября". Дж. Браун подчеркивал, что краткость этой рекламы не давала воз- можности отключаться от нее, человек просто не успевал этого сделать, что заставляло прислушиваться даже оппо- нентов 1 . Это, кстати, демонстрирует пример влияния удачно выбранной формы. Поскольку мы всегда стараем- ся отдать приоритет содержанию над формой, следует ду- мать и в обратном направлении. В случае резонансной коммуникации мы опираемся на уже внесенные ранее представления. Это связано с силь- ной "инерционностью" человеческого мышления и пове- дения. Практически мы все время в сильной степени за- даны действиями, которые уже имели место в прошлом. Выход на новую программу чрезвычайно затруднен. Од- новременно речь вдет о резонансном переносе реакций с одной социальной группы на другую, когда воздействие направлено на одну социальную точку, а результаты ожи- даются в другой. В модельной форме тот же феномен представлен и для случая "лидеров общественного мнения" (key communica- tors – в терминологии американского руководства по психологической войне). В данном случае это оказывает- ся опорой на принятые в данном сообществе традицион- ные модели коммуникативного воздействия. 111 Следует отметить также нечто вроде "системной ошиб- ки" как характерной для удачного воздействия. Система всегда имеет определенный зазор, который позволяет при умелой работе осуществлять ее разрушение. Условный пример из военного времени, в рамках которого возника- ет зазор:
солдат должен воевать солдат боится за свою жизнь
усиление
усиление почетно отдать жизнь за отечество лучше спасти себя для будущего
И то, и другое сообщение, как мы видим, может быть усилено. Сама ситуация строится на преодолении: в пер- вом случае – биологического социальным, в другом – социального биологическим. Можно предложить также прием, состоящий в увели- чении объема других сообщений с тем, чтобы увести мас- совое сознание от сообщения X. Дополнительное введе- ние подобного "шума" выступает в роли переключателя массового сознания на иные аспекты. Резонансные технологии используют в качестве своего материала только те сообщения, которые способны к са- мораспространению. Типичными примерами такого рода являются анекдоты или слухи. Они движутся вне под- держки официальными коммуникациями, в то же время легко охватывая большие массивы людей. По этой при- чине следует всмотреться в их функционирование более подробнее. Политический анекдот времен бывшего СССР строил- ся на противоречии с официальной интерпретацией со- бытий. Например, умный генсек Л. Брежнев на экране и глупый генсек Л. Брежнев в анекдоте. Сама передача та- кого рода текстов говорит о том, что массовое сознание тем самым пыталось противостоять навязываемой интер- претации. Точно такие же анекдоты эксплуатировали че- 112 ловечность В. Ленина и т.д. Очень четко анекдот давал иную интерпретацию определенным существенным коор- динатам советской модели мира. С этой точки зрения, успех сериала о Штирлице следует искать и в этой плос- кости, поскольку там образ черно-белой интерпретации войны стал иным, как и в редких фильмах юмористичес- кого толка о войне. Кстати, отсутствие (или резкое сни- жение числа) политических анекдотов о постсоветской действительности одновременно свидетельствует об от- сутствии официальной интерпретации ее, наличии мно- гомерных интерпретаций. Как только такая интерпрета- ция будет навязываться, она сразу же вызовет соответствующее противодействие. В советское время усиленно эксплуатировались анекдоты еще и потому, что они являлись единственным вариантом "выпуска пара". Сегодня эта реинтерпретация официоза может идти по ряду других каналов, в результате отсутствует усиление жанра анекдота. Сходные процессы произошли и с эст- радной сатирой и юмором, поскольку парадоксальным образом юмористы сетуют на отсутствие цензуры и т.д. В целом следует признать в качестве основы анекдота в психологическом плане именно противодействие офици- альным ценностям. Естественно, что в таких условиях возникал резонанс, поскольку анекдот вербально оформ- лял сложившееся противоречие. Его удачная вербальная структура – это уже другой аспект. Анекдот выступал в роли усилителя (реализатора) уже сложивших четких вза- имоотношений. Именно в этом плане Дж. Браун несколько психоана- литически интерпретирует возникновение и распростра- нение слухов о зверствах противника в период войны. Он видит следующий набор причин 2 :
1. Они являются проекцией наших собственных отри- цательных импульсов.
2. Современный человек, попадая на войну, выполня- ет ряд неприятных действий, для оправдания которых и создает подобные слухи.
3. Человек заполняет неизвестность слуховой инфор- мацией. Если мы отрицательно относимся к человеку, то 113 и слуховая информация будет порождаться тоже отрица- тельная.
4. Война сама по себе является переходом к более при- митивным формам поведения, поэтому в принципе воз- можно возникновение подобных явлений.
Создание резонансных методик должно учитывать еще один момент – сопротивление вводимой информации. Этот аспект более серьезно разработан в различного рода психотерапевтических техниках 3 . Некоторые из направ- лений в этой области также особенно интересны для психологических операций. Это, например, нейролингви- стическое программирование, позволяющее вводить ин- формацию на менее контролируемом сознанием уровне. (См., например: Гриндер Дж., Бэндлер Р. Структура ма- гии. – М., 1995; Гриндер Дж., Бэндлер Р. Формирование транса. – М., 1994; Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. – Воронеж, 1993; Бэндлер Р., Гриндер Дж., Са- тир В. Семейная терапия. – Воронеж, 1993; Кэмерон- Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. – Воронеж, 1993; Гордон Дж. Терапевтические метафоры. – СПб., 1995; О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. – Че- лябинск, 1997). Естественно, что подобного рода ввод окажется менее подверженным контролю со стороны получателя инфор- мации. Психоаналитик А. Адлер интересен еще и тем, что в основе его концепции лежит понятие социального инте- реса. Если З. Фрейд искал причины неврозов в сексуаль- ной плоскости, К. Юнг пытался выводить их из коллек- тивного бессознательного, то А. Адлер объяснял неврозы сквозь социальную плоскость, показывая, как человек стремится реализовать свое условное превосходство. Разного рода методы невербальной коммуникации так- же позволяют включить в воздействие дополнительные каналы. При этом законом воздействия становится опре- деленное соответствие между передачей информации по разным каналам. Например, президентский статус чело- века должен подтверждаться такого же уровня невербаль- ными контекстами. 114 Резонансная технология свою основную силу видит не в новизне вводимой информации, а в ее соответствии уже имеющимся в массовом сознании представлений: моде- лью резонанса можно считать ситуацию, где информацион- ный вход намного меньше информационного выхода. Но этот "взрыв" делается за счет воздействия на уже вписанные в массовое сознание представления. Резонансная технология может воздействовать на име- ющиеся:
а) когнитивные схемы,
б) коммуникативные схемы,
в) собственно резонансные схемы.
Использование когнитивных схем можно представить в виде айсберга. Массовое сознание получает указание на верхушку айсберга, за которой следует весь объем связан- ной с ней информации. Например: Дж. Буш назвал ос- тавшихся в Кувейте американцев в период ввода туда иракских войск "заложниками". Подобное слово сразу включает набор условий, которые в ответ позволяют ис- пользование военной силы. В случае войны в Чечне та- ким словом-триггером стало обозначение "чеченские бандформирования". Использование подобных слов опи- рается на сценарии, фреймы, отражающие наше структу- рирование действительности. При этом название одного из элементов подобного стереотипа автоматически вызы- вает в сознании другие элементы, то есть указывая на од- но, в ответ можно получить совсем другое. Резонансная технология опирается на уже имеющиеся в обществе схемы коммуникации. Один из примеров – лидеры мнений, число которых составляет 10-20% от на- селения. Но наличие этой группы позволяет проводить воздействие с меньшими интеллектуальными и матери- альными затратами. ЮСИА обладает весьма прагматич- ным, если не сказать циничным высказыванием: "Нам лучше обработать одного журналиста, чем десять домохо- зяек. Мы работаем не с людьми, а с каналами". Лидер мнения, с этой точки зрения, весьма выгодный канал коммуникации, выступающий в роли мини-СМИ для оп- ределенной группы населения. Интересно, что и перест- 115 ройка в бывшем СССР вводилась подобным образом с опорой на лидеров мнения. Еще один пример использования апробированных схем представляют собой собственно резонансные модели. Суть их состоит в том, что в ряде случаев из набора си- туаций СМИ начинают раскручивать только некоторые из них. Соответственно, зная заранее эти закономернос- ти СМИ могут помогать в получении нужного набора ин- формации. Выделены две такие резонансные схемы, на которые реагирует СМИ:
а) когда поступает подтверждение уже имеющимся в обществе слухам.
б) когда реализованная ситуация вступает в противоре- чие со сложившимся имиджем.
Таким образом, модель резонансного воздействия должна опираться на следующие составляющие:
а) утрирование уже зафиксированного стереотипа,
б) перевод его из вербальной в визуальную или собы- тийную формы,
в) усиление предлагаемого сообщения признаками до- стоверности.
Приведем теперь обобщающий пример, взятый из вполне реальной практики. В качестве борьбы с одним из сегодняшних кандидатов в депутаты был пущен слух, что его обворовали и вынесли с дачи вещей на сто тысяч дол- ларов. Проверим его по данным трем параметрам:
а) у населения зафиксирован четкий стереотип о кор- румпированности сегодняшней власти на любом уровне, что вполне подтверждает рассказ о несметных богатствах,
б) разговоры о коррупции представлены хоть в реаль- ном, но все равно косвенном виде, дающим возможность потребителю информации самому подтвердить свою оценку этого события, построенного от противного – "украли",
в) усиливает достоверность детализация "украли на сто тысяч долларов с дачи" как один из приемов эффектив- ного воздействия.
Тут следует сделать уточнение, упомянув два условия, которые способствуют усилению воздействия. С одной 116 стороны, это перекодировка между визуальным, вербаль- ным и событийным каналами, о чем мы говорили выше. С другой, это определенная смена целевых установок со- общения – вместо цели "обвинения" ставится цель "ин- формирование". Подобная же смена целевых установок была использована в известном механизме передачи слу- ха о том, что Кэмел использует прокаженных у себя на фабриках. Тогда искали источник слуха и вышли на сле- дующую ситуацию: в метро между собой говорили два че- ловека, которые и обсуждали данный факт. Здесь также происходит определенный коммуникативный сдвиг. Резонансная технология усиливает уже имеющиеся в массовом сознании противоречия, задавая их более мас- штабный характер, в ряде случаев вводя элементы следу- ющего шага: контр-доводы на возможные возражения. Подобная коммуникативная структура позволяет перево- дить массовое сознание в нужное русло. Только резо- нансная технология реально способна работать в рамках поля систематической пропаганды, осуществляемого дру- гой стороной. Следует обратить также внимание на то, что мы назы- ваем точками интенсивной коммуникации. Это толпа, ми- тинг, газета, журнал, телевидение и т.д. Они могут быть естественными и искусственными, когда в этот процесс включается управление им. Неинтенсивные точки и точ- ки интенсивной коммуникации мы можем представить следующим образом:
точки интенсивной коммуникации, направленные на одно лицо
точка интенсивной коммуникации, направленная на множество лиц
Технологические процессы типа психологической опе- рации не могут покоиться на неинтенсивных, индивиду- альных способах передачи информации. Нас должен ин- 117 тересовать или особый контекст (типа митинга: один ис- точник – много слушающих, собравшихся с единой це- лью), или особое содержание (например, передаваемое с помощью слухов). Все строится на том, чтобы имел место не процесс "за- тухания", а наоборот, каждая составляющая процесса коммуникации способствовала дальнейшему ее распрост- ранению. Именно это требует, к примеру, необходимость перевода вербальной информации в визуальную форму, поскольку визуальное воздействие сильнее. Нас интере- суют лидеры мнения, поскольку они смогут донести со- общение дальше. Эта интенсификация реально приводит к тому, что возникает однонаправленное движение ин- формации, нечто вроде монолога. И в слухе, и в анекдо- те это подтверждается потерей авторства, когда остается только чистое сообщение. Оно настолько сильное, что авторство для него уже несущественно. В результате искомое сообщение получает нечто вроде "скорости", распространяясь среди все большего числа людей. Соответствующие подсчеты свидетельствуют, что при переходе определенного порога (например, в 15%) информация уже не может подвергнуться затуханию. Следовательно, задачей в данном случае может быть до- стижение этой пороговой величины. Следует также помнить, что в толпе не порождаются новые реакции, толпа просто интенсифицирует имеющи- еся, доводя их до возможного на данный момент преде- ла. Во многих случаях толпа испытывает определенного рода "мазохизм", получая удовольствие от акцентуации трудностей, невозможности жить. В этом плане типичная советская демонстрация была иной, она программирова- ла на оптимистическую интерпретацию. Однако толпа исходно более запрограммирована на противоположное: на пессимистическую оценку ситуации, на невозмож- ность выхода из нее. Вероятно, переход толпы на насиль- ственные действия и происходит из-за этой бесконечной констатации негатива, который в результате "срывает все предохранители". 118 Сообщение может получать прямое и косвенное коди- рование. К последнему типу можно отнести "якорение", применяемое в рамках нейролингвистического програм- мирования, когда закрепление нужных сообщений про- исходит на визуальном или других уровнях. Повтор этого закрепления в качестве стимула ("якоря") вызывает нуж- ные реакции. Это также активно используется в религи- озных и политических перформансах, когда активно включаются раздражители визуальные, слуховые, вкусо- вые и т.д., на которые у аудитории имеются четкие реак- ции. Главный редактор российских телевизионных "Вес- тей" А. Абакумов также говорит о косвенности: "В новостях влияние на аудиторию делается очень тонко. Комментировать можно версткой, подбором фактов. И еще мы должны адекватно общаться с аудиторией. Ведь далеко не каждый читал Кафку. Но со всеми нужно най- ти общий язык". Косвенное кодирование примечательно тем, что на него нет отрицательной реакции сознания, мы активно можем возражать тому, что подается прямо, в лоб. Косвенная подача проходит мимо наших фильтров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель резонансной коммуникативной технологии» з дисципліни «Психологічні війни»