ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Модель резонансной коммуникативной технологии
Стандартный коммуникативный процесс в упрощен-
ном виде представим как сочетание трех факторов: от-
правителя информации, сообщения и получателя инфор-
мации. В рамках такого представления можно сделать
акцент на каждом из имеющихся участков порождения и
прохождения сообщения.
Акцент на отправителе предполагает создание иерархи-
ческой коммуникации, где воздействие определяется соци-
альной структурой, институцией, стоящей за отправите-
лем информации. Это может быть представитель власти,
это может быть отец, это может быть милиционер. Ста-
тус его слова определяется существовавшими до этого
структурными факторами. Акцент на данном контексте
определяет принятие решения, например, при встрече че-
ловека с оружием, требующего у прохожего кошелек. Ре-
зонансные технологии строятся на акценте на получателе
информации. Мы можем представить взаимодействие
этих факторов следующим образом:

прошлый
контекст
настоящий
контекст
будущий
контекст
структурные
факторы
контекстные
факторы
резонансные
факторы
отправитель
информации
получатель
информации

В иерархической коммуникации главным компонентом
становится прямая связь, в случае резонансной коммуни-
кации – обратная связь. Здесь одним из основных во-
просов становится следующий: будет ли кто-то обсуждать
полученную информацию? С кем он ее будет обсуждать?
То есть поскольку имеет место переход от технологичес-
ки обеспеченного (листовка, радиосообщение, слух и
т.д.) к случайному процессу, следует его усилить с помо-
щью резонанса.
110
Резонансная коммуникация строится на активизации
уже имеющихся у получателя информации представле-
ний. Стандартная коммуникация основана на передаче
новой информации.
Интересным образом опора на существующие предпо-
чтения была использована со стороны команды генерала
Эйзенхауэра на выборах 1952 г. Тогда Россер Ривз путем
работы с Джорждем Гэллапом установил, какие именно
проблемы больше всего волнуют избирателей. И сцена-
рии рекламных роликов писались именно на эти темы.
Все ролики начинались со слова "Эйзенхауэр отвечает
Америке". Затем голос "простого гражданина", напри-
мер, спрашивал: "Генерал, что вы можете сказать о высо-
кой стоимости жизни?" А генерал отвечал: "Моя жена
Мами беспокоится о том же. Я говорю ей, что наша за-
бота изменить все это четвертого ноября". Дж. Браун
подчеркивал, что краткость этой рекламы не давала воз-
можности отключаться от нее, человек просто не успевал
этого сделать, что заставляло прислушиваться даже оппо-
нентов 1 . Это, кстати, демонстрирует пример влияния
удачно выбранной формы. Поскольку мы всегда стараем-
ся отдать приоритет содержанию над формой, следует ду-
мать и в обратном направлении.
В случае резонансной коммуникации мы опираемся на
уже внесенные ранее представления. Это связано с силь-
ной "инерционностью" человеческого мышления и пове-
дения. Практически мы все время в сильной степени за-
даны действиями, которые уже имели место в прошлом.
Выход на новую программу чрезвычайно затруднен. Од-
новременно речь вдет о резонансном переносе реакций с
одной социальной группы на другую, когда воздействие
направлено на одну социальную точку, а результаты ожи-
даются в другой.
В модельной форме тот же феномен представлен и для
случая "лидеров общественного мнения" (key communica-
tors – в терминологии американского руководства по
психологической войне). В данном случае это оказывает-
ся опорой на принятые в данном сообществе традицион-
ные модели коммуникативного воздействия.
111
Следует отметить также нечто вроде "системной ошиб-
ки" как характерной для удачного воздействия. Система
всегда имеет определенный зазор, который позволяет при
умелой работе осуществлять ее разрушение. Условный
пример из военного времени, в рамках которого возника-
ет зазор:

солдат должен
воевать
солдат боится
за свою жизнь

усиление


усиление
почетно отдать
жизнь за отечество
лучше спасти себя
для будущего

И то, и другое сообщение, как мы видим, может быть
усилено. Сама ситуация строится на преодолении: в пер-
вом случае – биологического социальным, в другом –
социального биологическим.
Можно предложить также прием, состоящий в увели-
чении объема других сообщений с тем, чтобы увести мас-
совое сознание от сообщения X. Дополнительное введе-
ние подобного "шума" выступает в роли переключателя
массового сознания на иные аспекты.
Резонансные технологии используют в качестве своего
материала только те сообщения, которые способны к са-
мораспространению. Типичными примерами такого рода
являются анекдоты или слухи. Они движутся вне под-
держки официальными коммуникациями, в то же время
легко охватывая большие массивы людей. По этой при-
чине следует всмотреться в их функционирование более
подробнее.
Политический анекдот времен бывшего СССР строил-
ся на противоречии с официальной интерпретацией со-
бытий. Например, умный генсек Л. Брежнев на экране и
глупый генсек Л. Брежнев в анекдоте. Сама передача та-
кого рода текстов говорит о том, что массовое сознание
тем самым пыталось противостоять навязываемой интер-
претации. Точно такие же анекдоты эксплуатировали че-
112
ловечность В. Ленина и т.д. Очень четко анекдот давал
иную интерпретацию определенным существенным коор-
динатам советской модели мира. С этой точки зрения,
успех сериала о Штирлице следует искать и в этой плос-
кости, поскольку там образ черно-белой интерпретации
войны стал иным, как и в редких фильмах юмористичес-
кого толка о войне. Кстати, отсутствие (или резкое сни-
жение числа) политических анекдотов о постсоветской
действительности одновременно свидетельствует об от-
сутствии официальной интерпретации ее, наличии мно-
гомерных интерпретаций. Как только такая интерпрета-
ция будет навязываться, она сразу же вызовет
соответствующее противодействие. В советское время
усиленно эксплуатировались анекдоты еще и потому, что
они являлись единственным вариантом "выпуска пара".
Сегодня эта реинтерпретация официоза может идти по
ряду других каналов, в результате отсутствует усиление
жанра анекдота. Сходные процессы произошли и с эст-
радной сатирой и юмором, поскольку парадоксальным
образом юмористы сетуют на отсутствие цензуры и т.д. В
целом следует признать в качестве основы анекдота в
психологическом плане именно противодействие офици-
альным ценностям. Естественно, что в таких условиях
возникал резонанс, поскольку анекдот вербально оформ-
лял сложившееся противоречие. Его удачная вербальная
структура – это уже другой аспект. Анекдот выступал в
роли усилителя (реализатора) уже сложивших четких вза-
имоотношений.
Именно в этом плане Дж. Браун несколько психоана-
литически интерпретирует возникновение и распростра-
нение слухов о зверствах противника в период войны. Он
видит следующий набор причин 2 :

1. Они являются проекцией наших собственных отри-
цательных импульсов.

2. Современный человек, попадая на войну, выполня-
ет ряд неприятных действий, для оправдания которых и
создает подобные слухи.

3. Человек заполняет неизвестность слуховой инфор-
мацией. Если мы отрицательно относимся к человеку, то
113
и слуховая информация будет порождаться тоже отрица-
тельная.

4. Война сама по себе является переходом к более при-
митивным формам поведения, поэтому в принципе воз-
можно возникновение подобных явлений.

Создание резонансных методик должно учитывать еще
один момент – сопротивление вводимой информации.
Этот аспект более серьезно разработан в различного рода
психотерапевтических техниках 3 . Некоторые из направ-
лений в этой области также особенно интересны для
психологических операций. Это, например, нейролингви-
стическое программирование, позволяющее вводить ин-
формацию на менее контролируемом сознанием уровне.
(См., например: Гриндер Дж., Бэндлер Р. Структура ма-
гии. – М., 1995; Гриндер Дж., Бэндлер Р. Формирование
транса. – М., 1994; Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек
в принцы. – Воронеж, 1993; Бэндлер Р., Гриндер Дж., Са-
тир В. Семейная терапия. – Воронеж, 1993; Кэмерон-
Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. – Воронеж,
1993; Гордон Дж. Терапевтические метафоры. – СПб.,
1995; О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. – Че-
лябинск, 1997).
Естественно, что подобного рода ввод окажется менее
подверженным контролю со стороны получателя инфор-
мации.
Психоаналитик А. Адлер интересен еще и тем, что в
основе его концепции лежит понятие социального инте-
реса. Если З. Фрейд искал причины неврозов в сексуаль-
ной плоскости, К. Юнг пытался выводить их из коллек-
тивного бессознательного, то А. Адлер объяснял неврозы
сквозь социальную плоскость, показывая, как человек
стремится реализовать свое условное превосходство.
Разного рода методы невербальной коммуникации так-
же позволяют включить в воздействие дополнительные
каналы. При этом законом воздействия становится опре-
деленное соответствие между передачей информации по
разным каналам. Например, президентский статус чело-
века должен подтверждаться такого же уровня невербаль-
ными контекстами.
114
Резонансная технология свою основную силу видит не
в новизне вводимой информации, а в ее соответствии уже
имеющимся в массовом сознании представлений: моде-
лью резонанса можно считать ситуацию, где информацион-
ный вход намного меньше информационного выхода. Но этот
"взрыв" делается за счет воздействия на уже вписанные в
массовое сознание представления.
Резонансная технология может воздействовать на име-
ющиеся:

а) когнитивные схемы,

б) коммуникативные схемы,

в) собственно резонансные схемы.

Использование когнитивных схем можно представить в виде
айсберга. Массовое сознание получает указание на
верхушку айсберга, за которой следует весь объем связан-
ной с ней информации. Например: Дж. Буш назвал ос-
тавшихся в Кувейте американцев в период ввода туда
иракских войск "заложниками". Подобное слово сразу
включает набор условий, которые в ответ позволяют ис-
пользование военной силы. В случае войны в Чечне та-
ким словом-триггером стало обозначение "чеченские
бандформирования". Использование подобных слов опи-
рается на сценарии, фреймы, отражающие наше структу-
рирование действительности. При этом название одного
из элементов подобного стереотипа автоматически вызы-
вает в сознании другие элементы, то есть указывая на од-
но, в ответ можно получить совсем другое.
Резонансная технология опирается на уже имеющиеся
в обществе схемы коммуникации. Один из примеров –
лидеры мнений, число которых составляет 10-20% от на-
селения. Но наличие этой группы позволяет проводить
воздействие с меньшими интеллектуальными и матери-
альными затратами. ЮСИА обладает весьма прагматич-
ным, если не сказать циничным высказыванием: "Нам
лучше обработать одного журналиста, чем десять домохо-
зяек. Мы работаем не с людьми, а с каналами". Лидер
мнения, с этой точки зрения, весьма выгодный канал
коммуникации, выступающий в роли мини-СМИ для оп-
ределенной группы населения. Интересно, что и перест-
115
ройка в бывшем СССР вводилась подобным образом с
опорой на лидеров мнения.
Еще один пример использования апробированных схем
представляют собой собственно резонансные модели.
Суть их состоит в том, что в ряде случаев из набора си-
туаций СМИ начинают раскручивать только некоторые
из них. Соответственно, зная заранее эти закономернос-
ти СМИ могут помогать в получении нужного набора ин-
формации. Выделены две такие резонансные схемы, на
которые реагирует СМИ:

а) когда поступает подтверждение уже имеющимся в
обществе слухам.

б) когда реализованная ситуация вступает в противоре-
чие со сложившимся имиджем.

Таким образом, модель резонансного воздействия
должна опираться на следующие составляющие:

а) утрирование уже зафиксированного стереотипа,

б) перевод его из вербальной в визуальную или собы-
тийную формы,

в) усиление предлагаемого сообщения признаками до-
стоверности.

Приведем теперь обобщающий пример, взятый из
вполне реальной практики. В качестве борьбы с одним из
сегодняшних кандидатов в депутаты был пущен слух, что
его обворовали и вынесли с дачи вещей на сто тысяч дол-
ларов. Проверим его по данным трем параметрам:

а) у населения зафиксирован четкий стереотип о кор-
румпированности сегодняшней власти на любом уровне,
что вполне подтверждает рассказ о несметных богатствах,

б) разговоры о коррупции представлены хоть в реаль-
ном, но все равно косвенном виде, дающим возможность
потребителю информации самому подтвердить свою
оценку этого события, построенного от противного –
"украли",

в) усиливает достоверность детализация "украли на сто
тысяч долларов с дачи" как один из приемов эффектив-
ного воздействия.

Тут следует сделать уточнение, упомянув два условия,
которые способствуют усилению воздействия. С одной
116
стороны, это перекодировка между визуальным, вербаль-
ным и событийным каналами, о чем мы говорили выше.
С другой, это определенная смена целевых установок со-
общения – вместо цели "обвинения" ставится цель "ин-
формирование". Подобная же смена целевых установок
была использована в известном механизме передачи слу-
ха о том, что Кэмел использует прокаженных у себя на
фабриках. Тогда искали источник слуха и вышли на сле-
дующую ситуацию: в метро между собой говорили два че-
ловека, которые и обсуждали данный факт. Здесь также
происходит определенный коммуникативный сдвиг.
Резонансная технология усиливает уже имеющиеся в
массовом сознании противоречия, задавая их более мас-
штабный характер, в ряде случаев вводя элементы следу-
ющего шага: контр-доводы на возможные возражения.
Подобная коммуникативная структура позволяет перево-
дить массовое сознание в нужное русло. Только резо-
нансная технология реально способна работать в рамках
поля систематической пропаганды, осуществляемого дру-
гой стороной.
Следует обратить также внимание на то, что мы назы-
ваем точками интенсивной коммуникации. Это толпа, ми-
тинг, газета, журнал, телевидение и т.д. Они могут быть
естественными и искусственными, когда в этот процесс
включается управление им. Неинтенсивные точки и точ-
ки интенсивной коммуникации мы можем представить
следующим образом:

точки интенсивной коммуникации,
направленные на одно лицо


точка интенсивной коммуникации,
направленная на множество лиц




Технологические процессы типа психологической опе-
рации не могут покоиться на неинтенсивных, индивиду-
альных способах передачи информации. Нас должен ин-
117
тересовать или особый контекст (типа митинга: один ис-
точник – много слушающих, собравшихся с единой це-
лью), или особое содержание (например, передаваемое с
помощью слухов).
Все строится на том, чтобы имел место не процесс "за-
тухания", а наоборот, каждая составляющая процесса
коммуникации способствовала дальнейшему ее распрост-
ранению. Именно это требует, к примеру, необходимость
перевода вербальной информации в визуальную форму,
поскольку визуальное воздействие сильнее. Нас интере-
суют лидеры мнения, поскольку они смогут донести со-
общение дальше. Эта интенсификация реально приводит
к тому, что возникает однонаправленное движение ин-
формации, нечто вроде монолога. И в слухе, и в анекдо-
те это подтверждается потерей авторства, когда остается
только чистое сообщение. Оно настолько сильное, что
авторство для него уже несущественно.
В результате искомое сообщение получает нечто вроде
"скорости", распространяясь среди все большего числа
людей. Соответствующие подсчеты свидетельствуют, что
при переходе определенного порога (например, в 15%)
информация уже не может подвергнуться затуханию.
Следовательно, задачей в данном случае может быть до-
стижение этой пороговой величины.
Следует также помнить, что в толпе не порождаются
новые реакции, толпа просто интенсифицирует имеющи-
еся, доводя их до возможного на данный момент преде-
ла. Во многих случаях толпа испытывает определенного
рода "мазохизм", получая удовольствие от акцентуации
трудностей, невозможности жить. В этом плане типичная
советская демонстрация была иной, она программирова-
ла на оптимистическую интерпретацию. Однако толпа
исходно более запрограммирована на противоположное:
на пессимистическую оценку ситуации, на невозмож-
ность выхода из нее. Вероятно, переход толпы на насиль-
ственные действия и происходит из-за этой бесконечной
констатации негатива, который в результате "срывает все
предохранители".
118
Сообщение может получать прямое и косвенное коди-
рование. К последнему типу можно отнести "якорение",
применяемое в рамках нейролингвистического програм-
мирования, когда закрепление нужных сообщений про-
исходит на визуальном или других уровнях. Повтор этого
закрепления в качестве стимула ("якоря") вызывает нуж-
ные реакции. Это также активно используется в религи-
озных и политических перформансах, когда активно
включаются раздражители визуальные, слуховые, вкусо-
вые и т.д., на которые у аудитории имеются четкие реак-
ции. Главный редактор российских телевизионных "Вес-
тей" А. Абакумов также говорит о косвенности: "В
новостях влияние на аудиторию делается очень тонко.
Комментировать можно версткой, подбором фактов. И
еще мы должны адекватно общаться с аудиторией. Ведь
далеко не каждый читал Кафку. Но со всеми нужно най-
ти общий язык". Косвенное кодирование примечательно
тем, что на него нет отрицательной реакции сознания, мы
активно можем возражать тому, что подается прямо, в
лоб. Косвенная подача проходит мимо наших фильтров.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель резонансной коммуникативной технологии» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Еволюція стандартів стільникового зв'язку
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
Аудит розрахунків з оплати праці
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
Іменник


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1787 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП