Обработка информации человеком естественным обра- зом подчиняется определенным когнитивным механиз- мам. Записанные в наших головах схемы позволяют не производить очередной раз анализ, давая возможность 90 опереться на введенные ранее схемы. Язык в этом плане также служит средством экономии подобного рода. Мы по-разному, например, реагируем на слово "кошка" или "крокодил". Иная ситуация была бы, если бы мы слыша- ли обозначение типа "объект № 356789". Тогда нам при- ходилось бы затрачивать гораздо больше усилий для про- ведения идентификации данного объекта и прогноза его поведения. Имидж также облегчает процесс оперирования посту- пающей информацией, действуя наподобие механизмов, описанных выше на примере слова. Имиджевые характе- ристики задают четкие варианты ожидаемого поведения. С давних времен фиксировались подобные типы пове- денческих характеристик. Например: "Вот приедет ба- рин, барин нас рассудит", "царь-батюшка", "не вели каз- нить, вели миловать" и т.д. Интересно, что мы и сегодня для характеристики тех или иных ситуаций пользуемся подобными вербальными обозначениями их. Точно так же действуют и иные "стабилизаторы" ситу- аций, например, клятва или божба, функцией которых как раз и является система задания будущего поведения. Действующие лица в этом случае пытаются обезопасить себя от вариативности будущего поведения, закрепляя с помощью обращения к "нечеловеческим" силам нужный им вариант будущего развития ситуации. Даже сегодня существуют подобного рода операторы фиксации буду- щего типа "подписка о неразглашении", "присяга" и т.д. Как пишет Н.Б. Мечковская: "Вспомним, как принима- лась присяга в атеистической Советской Армии: с оружи- ем в руках, коленопреклоненно, с целованием знамени и т.п.; ср. также ритуал светской (судебной или должност- ной) присяги на Библии, своде законов или конституции, принятый во многих странах" 8 . Имидж позволяет осуществлять то или иное поведение в кризисной ситуации. Например, имидж военного чело- века предполагает определенные командирские функции, которые с радостью передает ему гражданское население. Имидж "незащищенности", вписанный современной ци- вилизацией в облик ребенка/женщины, предполагает ти- 91 пы поведения, направленные на то, чтобы мужчина вы- ступал в роли "защитника" по отношению к ним. То есть цивилизация заранее "тренирует" людей на определен- ные типы поведения, которые затем будут реализованы в кризисных ситуациях. В ряде случаев кризисные ситуации могут планировать- ся, как это сделано, например, в гипотезе М. Любимова, в соответствии с которой перестройка рассматривается как сознательный план по возврату в результате свобод- ных выборов коммунистического правления. Начальный этап этого плана и связан с развалом существующей сис- темы страны. Приведем четыре этапа этого плана:
1. Системный развал существовавшего политико-эконо- мического устройства страны.
2. Переворот и форсированное внедрение "дикого" капи- тализма.
3. Углубление хаоса и неразберихи в целях мобилизации озверевших масс на борьбу с властью под социалисти- ческими лозунгами.
4. Свободные выборы и создание истинно социалистиче- ского (коммунистического) правительства 9 .
Конечно, перед нами художественное произведение, но пункты его плана все равно пока выполняются.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Когнитивные механизмы воздействия» з дисципліни «Психологічні війни»