Выбирая подходящее время для звонка, нужно учитывать следующее 7 . 1. Деловые (официальные) разговоры следует отделять от личных. Деловые разговоры ведутся по служебным телефонам, личные – по домашним. Если вам приходится позвонить домой по делу, необходимо извиниться, кратко изложить суть дела и договориться о встрече или служебном звонке. 2. Звонки домой до 9.00 и после 22.00. являются нарушением этикета. Если же обстоятельства оказываются особенно важными и приходится все- таки беспокоить человека, необходимо извиниться и объяснить, что заставило вас нарушить приличия. 3. Нельзя звонить домой незнакомым людям. Если же все-таки приходится это сделать, нужно объяснить, кто из общих знакомых порекомендовал позвонить и дал номер телефона. Разговор по телефону не должен быть долгим (по правилам этикета не более 3-5 минут). Окончить разговор должен тот, кто позвонил. Приветствовать того, кто поднял трубку обязательно, независимо от степени знакомства с ним.
7 Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М.: Русский язык, 1990. – с.9.
По правилам русского этикета человек, которому звонят, может не называть свое имя, даже если это служебный телефон, особенно если звонят через коммутатор или секретаря. Многое зависит от порядка, принятого в данной организации. Недопустимо тому, кто звонит, начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?» Это бестактно. Только если звонящему приходится оставлять какую-либо информацию абоненту, он может, назвав себя, спросить: «Простите, с кем я разговариваю?». Невежливо выяснять личность звонящего, если того, кто ему нужен, не оказалось у телефона. Допустимо только спросить: «Что ему передать?» или, лучше, «Могу я что-нибудь ему передать?». Бестактным считается также вопрос: «А где он?», если абонента нет на месте, лучше переспросить, когда удобнее перезвонить. Если вы ошиблись, необходимо обязательно извиниться, а не бросать трубку сразу. Если даже вы услышали грубость, нужно сдержаться и оставаться корректным. Если разговор предстоит дольше, чем 1-2 минут, нужно поинтересоваться, удобно ли собеседнику говорить сейчас. Говорить нужно четко, внятно и достаточно энергично (не слишком медленно, но и не быстро). Важно внимательно слушать собеседника, чтобы, по возможности, не переспрашивать. Если необходимо прервать разговор раньше, чем тема исчерпана, необходимо вежливо объяснить причину: «Простите, я сейчас очень занят. Могу я вам перезвонить?», «Извините, но мне срочно нужно уйти. Разрешите перезвонить вам попозже?», «Рад был слышать вас, но, к сожалению, у меня назначена встреча…», «Очень приятно с вами беседовать, но мне должны звонить. Могли бы мы созвониться позже?» и пр. Грубое нарушение этикета – не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Перезвонить необходимо при первой же возможности и не позднее, чем в течение суток. Если вас попросили подождать и не отвечают в течение 2-3 минут, повесьте трубку и перезвоните попозже (не высказывая претензий). Если вы оставили свои координаты, не звоните снова в тот же день, за исключением крайней необходимости. Если при вас звонят вашему собеседнику, нужно выйти из комнаты или отойти в сторону, предупредив его. Если же он предлагает остаться, нужно просто не обращать внимания на говорящего и на содержание разговора.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общение по телефону» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»