Вам уже известно, что имидж человека складывается не только из внешних характеристик (таких, как природная привлекательность, умение двигаться, подбор прически, одежды и макияжа), но и из внутренних данных: коммуникабельности, терпимости, доброжелательности и др. Если же человек является руководителем, то в конструировании его имиджа не менее важным фактором является его нравственная зрелость. У зрелой личности сформирована система ценностей, которая помогает ему принимать решения и брать на себя ответственность за их результаты. Это особенно важно, когда руководитель принимает решения, затрагивающие судьбы и интересы подчиненных ему людей. Ценными качествами являются также гуманность, справедливость, бескорыстие и совестливость. Напомним, что влияние руководителя на окружающих людей основывается на законах восприятия. В данном случае актуально высказывание Д.И.Менделеева: «Естествознание учит, как форма, внешность отвечает внутренности… Мы постигаем только внешность, а затем и сущность на основе этого…» 3 . Полученные внешние впечатления анализируются и сохраняются в памяти человека, влияя на его дальнейшее восприятие и поведение. Но, пожалуй, самым важным является уже рассмотренный выше механизм аттракции (притяжения). Если руководитель его умело задействует, то все проблемы, связанные с управлением людьми, влиянием на их мнения решаются значительно успешнее. Главное – то, что такой
2 Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом педагогики, - 2000. – с.346.
3 Там же, с. 353. 3 подход повышает взаимную удовлетворенность общением и дает возможность достичь совместных целей. Имиджмейкеры используют следующие механизмы аттракции 4 : - межличностную привлекательность, основанную на сходстве характеристик участников общения (близость установок, убеждений, ценностей, внешнее подобие или сходство, психологическая близость, доступность для контактов, непринужденность, общительность, чувство юмора, отзывчивость и т.д.); - увеличение числа невербальных реакций симпатии (улыбки, взгляды, жесты, прикосновения и пр.) и использование расстояния и расположения партнеров друг относительно друга в процессе общения; - воздействие на органы чувств с помощью запахов (парфюмерии), цвета (в одежде и интерьере), звуков (звучания и содержания речи); - частоту встреч, повышение их эмоциональной насыщенности и усиление личностной значимости; - использование таких приемов, как «помогающее поведение», демонстрация «сопричастности к чему-либо» и пр.; - организация совместной деятельности на основе общих интересов, целей и т.д.
Механизмы взаимопритяжения можно разделить на две группы: личностные и социальные. Личностные – это, например, привязанность, симпатия, любовь. К социальным относятся популярность, авторитет, преклонение или почитание. Как же задействовать данные механизмы? В теме «Кинесические навыки как слагаемые имиджа» вы изучили вербальные и невербальные средства общения, а также «ключи доступа» к партнеру. Знания о закономерностях восприятия в процессе общения необходимы руководителю для «подстройки» под партнера, которая обеспечивает возможность вхождения в «психическое пространство» 5 партнера через демонстрацию подобия. «Подстройка» предполагает взаимодействие с партнером на подсознательном уровне с использованием трех каналов: визуального, аудиального и кинестетического. На практике это выглядит так. По визуальному каналу мы подстраиваемся, «отзеркаливая» мимику, позу партнера и имитируя его основные жесты (естественно, чтобы это не выглядело передразниванием). Еще один возможный вариант визуальной «подстройки» – стиль одежды (он подчеркивает сходство вкусов, интересов и целей). Автоматически «подстройка» происходит, когда люди выбирают
4 Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. – с. 360. 5 Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом педагогики, - 2000. – с.353.
4 одежду и прическу в соответствии с нормами этикета или традициями группы (организации, нации и др.). По аудиальному каналу можно подстроиться через приближение параметров своей речи (таких как громкость, темп, тембр, ритм, интонации и пр.) к параметрам речи партнера. Конечно, здесь не имеется в виду копирование дефектов (заикание, шепелявость, картавость) или негативных реакций (крика, например). Аудиальная «подстройка» осуществляется также, если мы используем слова из лексикона партнера, в том числе с учетом его репрезентативной системы, а также затрагиваем темы, касающиеся потребностей и интересов собеседника. «Подстройка» по третьему, кинестетическому каналу предполагает имитацию ритма и глубины дыхания партнера, что является скрытым сигналом о том, что собеседник сопереживает ему. Важно отметить, что подстраиваясь под дыхание другого человека мы действительно легче понимаем его чувства и обеспечиваем более тесный эмоциональный контакт. Перечисленные выше действия создают атмосферу комфорта и безопасности. После того, как подобная «подстройка» выполнена, и партнер вовлечен в общение, можно, используя механизм «отзеркаливания», повлиять на настроение собеседника, постепенно меняя мимику, позы, жесты, речь на более доброжелательные и раскованные. Это происходит благодаря тому, что в процессе общения он тоже бессознательно начинает «отзеркаливать» нас. Таким образом, используя подстройку, мы достигаем очень важной цели: задействуем эмоции партнера. Подобный подход чаще всего формирует именно положительно окрашенный эмоциональный фон, однако при создании имиджа иногда используют с определенной целью и отрицательные воздействия. Если обобщить в виде схемы все механизмы, которые необходимо задействовать руководителю при вхождении в «психическое пространство», то она будет выглядеть приблизительно так: Хорошей иллюстрацией к данному механизму служит высказывание лорда Ф.Честерфильда: «Если хочешь понравиться людям, обращайся к «Подстройка» по трем каналам Вызов эмоций Привлечение внимания Активизация интереса Управление взаимодействиемчувствам: умей ослепить взглядом, усладить и смягчить слух, привлечь сердце, и пусть тогда разум их попробует сделать что-нибудь тебе во вред».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Механизмы построения имиджа руководителя» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»