Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и как мы увидим позднее, ею можно управлять. А сейчас рассмотрим модель психологического стресса (Д. Гринберг. Управление стрессом. - Питер,2004): 3 Жизненная ситуация
Воспринимается как стрессовая
Эмоциональное возбуждение
Физиологическое возбуждение
Последствия Чтобы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса. Пример: Предположим, вы обучаетесь в вузе, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едете с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап - жизненная ситуация). Вы считаете эту ситуацию концом света! Надо менять вуз. Вы там ни кого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап – восприятие ситуации, как стрессовой). Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать: 1. Ура! Новое место, новые люди. 2. Это не самое страшное, что могло случиться, главное, все здоровы, привыкну. 3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости. Люди, интерпретирующие ситуацию таким образом, установили барьер между самой ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже. Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущим, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции, у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап - эмоциональное, физиологическое возбуждение). Если вы не поможете себе сейчас, то увеличится риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап – последствия). Перед нами – ситуация, воспринимаемая, как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение и т.д. Негативные эмоции, вызванные стресс-факторами, повышают вероятность импульсивных реакций, что не всегда является правильным. В этом случае человек действует в рамках своего драйверного автоматизированного поведения. Driver - шофер, водитель; драйверное поведение – это метафора, означающая, что человек не сознательно управляет своим поведением, а действует импульсивно и не контролируя себя. При стрессе наиболее часто встречаются следующие деструктивные реакции: • агрессия; • неоправданные уступки; • уход из ситуации; • регрессия (обида, жалость к себе); • зацикливание на негативных чувствах; • что-либо другое. В этом случае выбора ответной реакции на ситуацию, как такового, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает драйвер, драйверная эмоция. То есть драйвер на определенный стресс-фактор автоматически вызывает реакцию. В психологически напряженных ситуациях человек часто входит в драйверное состояние со свойственными ему коммуникативными установками и поведенческими реакциями. Коммуникативные установки – субъективная ориентация человека на те или иные ценности, предписывающие принятые способы поведения. Выделяют следующие реакции: • Будь сильным! • Старайся изо всех сил! • Угодите мне! • Угождай другому! • Будь совершенным! • Живей, поторапливайся! Общее для всех драйверов – их насильственный характер. Неадекватность драйверного поведения отражена во многих пословицах: • «Лучшее – враг хорошему» (драйвер «Старайся изо всех сил»); • «Поспешишь – людей насмешишь» (драйвер «Живей, поторапливайся!»).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поведение в стрессовой ситуации» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»