В последние годы принято сближать понятия имиджа и самопр 3 создать свой неповторимый имидж, и потому этот процесс часто называют самоимиджированием. Целью самопрезентации является благоприятное впечатление о себе, производимое человеком на окружающих. Подобный результат недостижим или не станет долговременным, если внешние проявления поведения человека не соответствуют его внутреннему содержанию. В английском энциклопедическом словаре понятие «самопрезентация» дословно означает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям». 1 Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров профессор В.М.Шепель определяет самопрезентацию как умение подавать себя, привлекая к себе внимание, пробуждая интерес людей к каким-либо своим качествам. Если обобщить мнения различных ученых по поводу самопрезентации, можно сказать, что
С психологической точки зрения самопрезентация опирается на механизмы фасцинации и аттракции. Фасцинация (от англ. fascination – очарование, обаяние) – это эффект пробуждения внимания и интереса у партнера при передаче вербальной (словесной) информации. Аттракция (от англ. аttraction – привлечение, притяжение) – эффект проявления симпатии к внешности человека и желания с ним общаться.
1 Апраксина М.В. Теоретические аспекты самопрезентации.//В кн. Имиджелогия. Как нравиться людям. М. Народное образование, 2002. – с.88. Самопрезентация - это осознанное поведение человека, направленное на создание у окружающих определенного впечатления о себе.
Аттракция Фасцинация Самопрезентация 4 Известный психолог Э.Гоффман предположил, что человек в процессе взаимодействия с окружающими стремится соответствовать их ожиданиям, чтобы создать благоприятное впечатление о себе, глядя на себя глазами партнера. По мнению ученого, независимо от конкретной цели, каждый человек стремится контролировать поведение других путем создания у них определенного впечатления от создаваемой ситуации. В дальнейшем исследования показали, что в большинстве случаев самооценка у людей завышена, что приводит к «подыгрывающему» поведению, которое могло бы вызвать положительное отношение партнеров по общению. 2 Таким образом, самопрезентация возникает на основе стремления человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Каковы же причины и цели самопрезентации? Некоторые теории, называемые мотивационными, объясняют подобное поведение потребностью в одобрении, стремлением к власти, к превосходству и даже такими факторами, как потребности в привлечении внимания к себе и проявлении индивидуальности. Другие теории (ситуационные) утверждают, что человек стремится создать именно тот образ, который соответствует нормам и ценностям общества, то есть подходящий для конкретной ситуации. Третья группа теорий (теории личности) рассматривает самопрезентацию как результат индивидуальных различий между людьми. Сторонники этой концепции предполагают, что в основе самопрезентации лежит способность человека к самосознанию.
Выделяют три основных составляющих элемента самосознания: • личное самосознание, отражающее собственные чувства; • публичное самосознание, связанное с интересом к себе как члену общества;
2 Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. Теоретические взгляды на самопрезентацию Ситуационные теории (человек стремится приспособиться к ситуации, созданной обществом с его нормами и ценностями) Мотивационные теории (человек действует под влиянием мотивов, которые основаны на потребностях (в одобрении, признании, достижении и пр.) Теории личности (человек, в силу склонности его личности к самосознанию, стремится создавать собственный образ «Я»). • социальная тревога, которая означает свойство человека испытывать напряжение под влиянием внимания окружающих. Однако исследования показали, что перечисленные факторы влияют не на всех людей. 3 Оказалось, что одни люди обращают большое внимание на впечатление, которое они производят на окружающих, а другие – нет. Первую группу назвали людьми, склонными к самомониторингу (то есть к самоизучению). Приведем отличия людей с высоким показателем по самомониторингу от людей с низким показателем.
Нетрудно догадаться, что люди с высокой способностью к самомониторингу лучше представляют себе, как понравиться другим людям и быть обаятельными. Подчеркнем также, что подобное умение может развить в себе каждый человек.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самоимиджирование как элемент самопрезентации» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»