Конь вошел в историю человеческой цивилизации после того, как его одомашнили около 5000 лет тому назад. До этого он был просто одним из объектов охоты. Первоначально его использовали исключительно как тягловую силу. У нас есть достоверные сведения о конях, которых запрягали в колесницы в Греции около 1500 года до нашей эры, а в Египте — примерно на 400 лет позже. Первые сведения о верховых лошадях исходят от вавилонян, у которых за 2000 лет до нашей эры уже существовала конница. Для хеттских и ассирийских племен, впервые видевших всадников, ко торые неожиданно появлялись из облаков пыли в пустыне, кони должны были казаться неведомыми сверхъестественными сущест вами. Они производили впечатление людей с туловищем лошади. Рассказы о них послужили основой мифа о кентаврах. Поэтому вполне понятно, что кентаврам в мифах отводилась осо бая роль. Они пришли из Фессалии, но после большого сражения с лапифами были частично разбиты, а частично изгнаны в Аравию. Во всяком случае, кентавр занял место в греческой мифологии и Дожил до наших дней как символ чего-то сильного и совершенно необычного. Кентавров можно встретить и в товарных знаках: рис. 12.117. Фирма «Этаблисман Рейбье», Вийёрбанн, департа мент Рона; рис. 12.118. Фирма «Лимузин де фабрикасьон де менюсери „Со- лифам"», Сен-Леопар-де-Нобль, департамент Верхняя Вьенна; 28 Товарные знаки 421 рис. 12.119. Фирма «Профилаж металлик де Прованс С. А.», Вит- роль, департамент Буш-дю-Рон; рис. 12.120. Фирма «Чейс брасс энд коппер К 0 инк.», Уотербери, штат Коннектикут. Среди прочих мифологических существ, в которых можно ви деть образ коня, назовем Гинпокампа, или морского копя, и Пегаса, или крылатого коня. Изображения Гиппокампа можно увидеть се- Рис. 12.117 Рис. 12.118 Рис. 12.119 Рис. 12.120 Рис. 12.121 Рис. 12.122 годня в основном на фонтанах, а вот Пегас с помощью литературы стал существом, наделенпым собственной символикой: рис. 12.121. Фирма «Вальран», Малакоф, департамент Сепа; рис. 12.122. Фирма «Манюфактюр де копфексьои шербуржуаз С. А.», Шербур, департамент Мапш. Очень важное место занимает конь в немецкой мифологии. Все боги и герои ездили верхом, а кони были паделепы способностью мчаться со скоростью мысли и видеть то, что скрыто от взора лю дей. В течение многих веков дома сельских хозяев украшали двумя скрещенными конскими головами. Этот обычай сохранился до на ших дней па территории, простирающейся от Альп до Северного мо ря и от Рейна до Волги. Эти головы, известпые под названием «Neidk6pie», призваны отвращать злых духов '. В немецких мифах Водан разъезжает на особом коне — «Слейп- нире о восьми копытах». Отголоски этого мифа до сих пор сохрани лись, например, в Нидерландах, ведь люди, словно дети, уверены в 1 См.: Chr. P e t e r s e n . "Die Pferdekopfe auf Bauernhausern". Kiel, 1860. 422 том, что Санта-Клаус ездит над крышами домов на белом коне. Кро ме того, в течение многих веков в Саксонии, в Голландии и даже в Шотландии у крестьян существует обычай оставлять в поле послед ний сноп для кобылы (или для лошадей вообще) и затем уносить его в ходе торжественной церемонии. Фрейзер рассказывает, на пример, что в Аберденшире «последний срезанный так называемый Рис. 12.123 Рис. 12.124 Рис. 12.125 Рис. 12.126 Рис. 12.127 Рис. 12.128 «девичий» сноп жнецы несут домой веселой процессией, а затем преподносят хозяйке дома, которая украшает его и хранит до мо мента рождения первого жеребепка». Можно упомянуть и о гигантских фигурах коней, вырезанных в известняке в Англии, скажем в Лошадином Доле, близ Оксфорда. По утверждению Фрейзера, собравшего сведения о множестве обычаев, связанных с ролью коня в немецком обществе, глядя на гнущуюся под ветром пшеницу, немцы говоря: «Это идет конь». С учетом подобного культурного фона можно ожидать, что кони станут во множестве присутствовать на товарных знаках. Анализ подтвердил, что так оно и есть на самом деле. Кони появляются не только на английских и западногерманских товарных знаках, но и на знаках из США и Франции. Вот примеры: Один конь Рис. 12.123. Фирма «Кольт'с патент файр армс мэньюфэкчуринг компани инк.», Хартфорд, штат Коннектикут; рис. 12.124. Фирма «Фридрих Платт», Эбербах, земля Баден-Вюр- темберг; 28* 423 Рис. 12.129 Рис. 12.130 Рис. 12.131 Рис. 12.132 Рис. 12.133 Рис. 12.134 Рис. 12.135 Рис. 12.136 Рис. 12.137 рис. 12.125. Фирма «Р. Блэкетт Чарльтон энд К° лтд.», Ньюкасл- апон-Тайн; рис. 12.126. Фирма «Аман унд зёне», Бённингхайм, земля Ба- ден-Вюртемберг; рис. 12.127. Фирма «Гран мулен дё Пантен-Пари С. А.», Париж; 424 рис. 12.128. Фирма «Ла котоньер дё Сен-Кантен»г Сен-Кантен, департамент Эна. Конь как тягловая сила Рис. 12.129. Фирма «Ариола ГмбХ», Гютерсло; рис. 12.130. Фирма «Пельтцер гебрюдер», Крефельд; рис. 12.131. Фирма «И. Г. Моусон унд К 0 », Франкфурт-на-Майне. Боевой конь под седлом Рис. 12.132. Фирма «Интерлубрико лтд.», Уимблдон; рис. 12.133. Фирма «Брэдбери, Грейторекс энд К 0 лтд.», Лондон; рис. 12.134. Фирма «Стивен Смит энд К 0 лтд.», Лондон; рис. 12.135. Фирма «М. Буано», Алуэтт-Песса, департамент Жи ронда; рис. 12.136. Фирма «Ле фильм режан С. А.», Париж; рис. 12.137. Фирма «Сосьете балле э К 0 », Париж.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кони» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»