Сначала мы рассмотрим вопрос, используются ли в товарных знаках, и если да, то насколько широко, такие хорошо известные изображения, как орел и лошадь, которые повсюду принято считать символами Германии. Затем исследуем частоту использования в торговой символике ФРГ других мотивов. Совершенно очевидно, что число объектов, используемых в ФРГ в качестве символов для тор говли, не слишком велико. 1. Лошадь Изображения лошади использовались в качестве символа глав- яым образом в Саксонии. Во времена древних германцев отдельным лошадям приписывались сверхъестественные возможности, кроме того, они упоминались в свя зи с мифическими персона жами. Лошади использова лись в качестве декоратив ных коньков на крышах кре стьянских домов как в обла стях, населявшихся древними германцами, в основном Сак сонии, так и в районах, куда немцы эмигрировали. В Пен сильвании, где в начале 1600 г. поселились менониты, схематичные изображения лошадиных голов на крышах домов п подсобных строений воспринимались людьми, не знакомыми с этой традицией, как «колдовские знаки». Рис. 8.3 Рис. 8.4 267 В своей книге «Риск путаницы» 1 Вилли Миозга излагает важ нейшие решения судов по поводу использования таких изображе ний при создании товарных знаков. По поводу «Заксепросс» (сак сонского коня) в ней говорилось, что: — поскольку данный символ является частью герба Ганновера, он не может являться самостоятельным товарным знаком; — он используется, в частности в земле Нижняя Саксония, в ка честве знака, указывающего на место происхождения продукта, и, поскольку последний находит широкое использование в торговле, особое внимание следует уделять различиям в деталях; — использование в товарных знаках общепринятых символов от дельных городов и земель, например «Заксепросс», лишает послед ние различительной функции. Эти символы не содержат никакой ссылки на то или иное отдельное предприятие, но играют роль ри сунка-указателя географической точки происхождения. Одним из торговых предприятий, избравших изображение коня для своего товарного знака, является фирма «Коитинеиталь гумми верке АГ» в Ганновере (см. рис. 8.3). Кроме того, существуют раз личные товарные знаки, основой которых являются вырезанные из дерева характерные перекрещения голов лошадей, но их создание относится к другому периоду, например: рис. 8.4. Фирма «Кристиан Баумхёфенер», Ганновер (1937); рис. 8.5. Фирма «Арнольд Андре», Бюнде в Вестфалии (1939). С точки зрения дизайна последний знак совремеппее знака 1937 г., который в большей мере отвечает нынешним представлени ям о товарных знаках. Эта птица — традиционный символ Германии — является состав ной частью многих товарных знаков, причем ее изображепия порой чрезвычайно стилизованы, в частности на различных марках пива: рис. 8.6. Фирма «Оденвальдброй Аморбах Елизабет Этцель», Аморбах; 1 См.: W i l l y M i o s g a . "Verwechslungsgefahr". Miinchen, "Wila Verlag fur Wirtschaftswerbung. Wilhelm Lampl." 2. erweiterte Auflage, 1965. Рис. 8.5 Рис. 8.6 Рис. 8.7 2. Орел 268 рис. 8.7. Фирма «Ратинг унд К 0 », Гамбург; рис. 8.8. Фирма «Зюдшталь ГмбХ», Донаувёрт. В некоторых классах западногерманских товаров уже зарегист рировано такое количество знаков с изображением орла, что вновь появляющиеся знаки уже не могут выполнять различительную функцию. В. Млозга обращает внимание на это обстоятельство как на фактор, влияющий на решение вопроса об использовании мотива орла'. 3. Дуб Дуб — старый и хорошо известный в Германии символ жизни и надежды. Примеры: рис. 8.9. Фирма «Брауерай „Цур Эйхе" АГ», Киль; рис. 8.10. Фирма «Маргарин-уньон ГмбХ», Гамбург. Еще одним источником информации о характерных для ФРГ мотивах и символах является список зарегистрированных товарных знаков одной из старейших немецких отраслей под классифика ционным номером 16а: «Пиво». В одном из этих списков 2 перечислены все товарные знаки, за регистрированные в этом классе на 31 декабря 1961 г. В этой груп пе встречается также много знаков со словом «орел» или его изо бражением. Поэтому очевидно, что среди товарных знаков какого- либо вида изделий, например пива, будет большое число символов, характерных именно для этого вида, о чем речь пойдет ниже (см. гл. 12 о мотивах товарной символики). 4. Другие немецкие символы Помимо символов, известных во всем мире как символы Герма нии, в ФРГ используется не так много других лейтмотивов. Здесь можно назвать лишь несколько немецких сказочных персонажей, таких, как «Макс и Моритц», «Бременские музыканты» и «Рюбе- цаль». Примеры: рис. 8.11. Фирма «Байерише лагерферзоргунг ГмбХ унд К 0 », Мюнхен; рис. 8.12. Фирма «Адольф Шпиннер КГ», Оффенбург, земля Ба- ден-Вюртемберг; рис. 8.13. Фирма «Дестиллери Ферпоортен О. X. Г.», Бонн; рис. 8.14. Фирма «Вальтер Зальцман», Людвигсвинкель, район Пирмазенс; рис. 8.15. Фирма «Виколин верк Вилли Э. Кольмайер КГ», Бремен; рис. 8.16. Фирма «Гебрюдер Дитерле», Бремен; рис. 8.17. Фирма «Рихард Варнкен», Бремен; рис. 8.18. Фирма «Т. Порт», Гамбург. 1 См.: W i l l y М i о s g a. Op. cit. 2 См.: "Eingetragene Warenzeichen, Warenklasse 16а, Bier". "Wila Verlag fur Wirtschaftswerbung, Wilhelm Lam.pl.", 1962. 269 Перечисленные товарные знаки не столько символизируют ФРГ, т. е. дают прямую информацию о происхождении товара, сколько своим дизайном и значением отражают специфику его образа (дан ный вопрос Судет рассмотрен ниже).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Типичные для ФРГ лейтмотивы товарных знаков» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»