ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття

Сбалансированность
Как утверждает Арнхайм, с точки зрения физика, сбалансиро­
ванность есть состояние тела, при котором все действующие на него
силы взаимно уравновешиваются. В случаях с двухмерными объ­
ектами на зрительную сбалансированность оказывают влияние дру­
гие факторы, например цвет, форма, предположение скорости и па-
правления. Разные люди по-разному воспринимают сбалансирован­
ность одного и того же товарного знака. Это процесс сугубо инди­
видуальный и субъективный.
По мнению Арнхайма, сбалансированность в произведениях ис­
кусства, а это, мне кажется, относится и к изобразительным товар­
ным знакам, очень важна, ибо «несбалансированная композиция
выглядит случайной, преходящей и поэтому несостоятельной. Худо­
жественное выражение становится невразумительным», что, есте­
ственно, станет отвлекать внимание от осповной функции товарного
знака.
Анализ товарных знаков в отобранных для этого странах свиде­
тельствует о наличии сильного предпочтения знакам, обладающим
таким уровнем сбалансированности, что применительно к ним вполне
уместно употреблять слово «симметрия». В большинстве случаев
речь идет о вертикальной симметрии.
Рпс. 6.70 Рис. 6.71 Рис. 6.72
200 Поэтому довольно трудно привести примеры несбалансирован­
ных товарных знаков. Следующие знаки, возможно, представят инте­
рес с точки зрения их схожести и контраста:
а) сбалансированный:
рис. 6.70. Фирма «Макс Краузе», Майнц (ФРГ);
б) несбалансированный:
рис. 6.71. Фирма «Г. Поль-Боскамп», Хоэнлокштедт, земля
Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ).
«Сбалансированность определяется факторами направления
и веса. Л вес и направление зависят от местоположения эле­
ментов».
Если определенные элементы размещены в верхней части товар­
ного знака, сбалансированность будет отличной от той, которая име­
ла бы место в случае, когда эти элементы оказались бы смещенными
в одну сторону. Примеры:
рис. 6.72. Фирма «Иоханнес Брокман», Ботроп;
рис. 6.73. Фирма «Карл Фабер унд М. Беккер гезелыпафт мбХ»,
Вайлхайм (ФРГ).
И конечно же, размеры и форма весового элемента являются су­
щественными факторами, влияющими на сбалансированность.
Рис. 6.74. Фирма «Данубия петрохеми акциенгезельшафт», Шве-
хат, под Веной.
В этом товарном знаке существенное удлинение буквы «d» при­
звано сбалансировать меньшую по размерам, но более концентриро­
ванную букву «р».
Рис. 6.75. Фирма «С. К. Джонсоп энд сап инк.», Расин (штат
Висконсин).
У этого знака верхний элемент гораздо тяжеловеснее нижнего.
Рис. 6.76. Фирма «Питтлер машиненфабрик АГ», Ланген, под
Франкфуртом-на-Майне.
Для снятия впечатления опрокидывания потребовалось ввести
жирную горизонтальную черту.
Приведем теперь образцы товарных знаков, указывающих на­
правление.
Рис. 6.77. Фирма «Сосьете де кооперасьон текник эт эндюст-
риель», Монако.
Возвышение слева, обозначающее носовую часть судна, свиде­
тельствует о том, что опо движется справа налево. Но этому элемеп-
ту направления противостоят два других: флаг, развевающийся сле­
ва направо, и ромбовидная фигура, вес которой компенсирует влия­
ние элемента направления. В итоге достигается сбалансирован­
ность.
Рис. 6.78. Фирма «Аник С. п. А.», Милан.
И поза, и стойка заставляют жирафа двигаться справа налево.
Но он смотрит вправо, что создает впечатление спокойного стояния,
а то и движения вправо. Все вместе взятое обеспечивает сбаланси­
рованность.
В эмблеме фирмы «Хенкель» нет никаких факторов, противостоя­
щих указанию направления. Кончик стреловидной фигуры направ-
201 лен строго направо, ц, несмотря на успокаивающее влияние овала,
вся композиция движется, а вернее, несется в правую сторону.
Оси, создаваемые формой, могут допускать движение в проти-
вополоншых направлениях. Эллипс указывает направление и вверх,
и вниз (или одновременно влево и вправо). Предпочтительность од­
ного из двух направлений определяется различными факторами:
«Сбалансированность часто достигается за счет одного или несколь­
ких узловых элементов, которые несут основную нагрузку».
В товарном знаке фирмы «Ультрамаринфабрикен АГ» (Мариен-
берг, см. рис. 6.80) движение вправо, показываемое пестиком, урав­
новешивается утолщением ступки и овалом самого пестика.
Арнхайм рассматривал также проблемы верха и низа. Нижняя
часть рисунков, товарных знаков и т. п. обычно бывает тяжелее и
шире верхней, как у зданий, обелисков и пирамид, что придает им
зрительную сбалансированность. Это хорошо видно на образце зна­
ков фирм «Андре Ситроен», Париж (см. рис. 6.81), и «Внколин
верк», Бремен (см. рис. 6.82).
Очевидно, случается и обратное, т. е. встречаются зпакн, у кото­
рых верхняя часть тяжелее нижней. Вот примеры:
рис. 6.83. Фирма «Битам гезелынафт мбХ нарунгсмиттельфаб-
рик», Хамельн-на-Везере;
рис. 6.84. Фирма «Леопольд Кравпикель», Бергнойштадт.
Это создает впечатление подъема, парения и мгновенно ассоции­
руется с полетом, веселыми, неунывающими людьми и т. д.
X. Вольффлннг
1
уже указал на то, что изображения «читают»
слева направо. В отличие от букв товарные знаки совершенно по-
другому смотрятся в зеркальном изображении:
рис. 6.85. Филиал фирмы «Пёнсген унд Хайер», Гамбург;
рис. 6.86. «Синдика де бланшиссёр э утилизатёр дю блан дё Же-
рарме третман традисьон, ле Нейярд», Жерарме, департамент Воге­
зы (Франция).
Последнее означает, что при отражении в зеркале сбалансиро­
ванность композиции смещается в противоположном направлении.
1
См.: H e i n r i c h W o l f f l i n g . "Gedanken zur Kimstgeschichte". Basle,
1941.
Рис. 6.85 Рис, 6.80 Рис. 6.87
2 0 3 М. Гаффрон
1
указывала на то, что гравюры Рембрандта можно
полностью оценить только в том случае, если смотреть на них так,
как смотрел сам художник, когда работал над ними, т. е. как бы
отраженными и зеркале.
Стремление к простоте, равновесию, сбалансированности в товар­
ных знаках наблюдается не только у их дизайнеров. Кажется, оно
имеет характер более распространенного общечеловеческого явления.
«В психологии теоретики „гештальта" пришли к заключению,
что любое психологическое поле стремится к наиболее простои,
наиболее сбалансированной и наиболее упорядоченной организации.
Фрейд трактовал свой «принцип удовольствия» как уверенность в
том, что ход психологических событий стимулируется неприятным
напряжением и ориентируется в направлении уменьшения этого на­
пряжения. В конечном счете универсальность этой идеи произвела
столь сильное впечатление на физика Л. Л. Уайта, что он вывел
«принцип унитарности», распространяющийся па любую естествен­
ную деятельность и гласящий, что в обособляющихся системах асим­
метричность снижается».
В соответствии с этой мыслью психологи определили мотива­
цию как «неравновесное состояние организма, ведущее к действиям
по восстановлению стабильности».
Элементы, обеспечивающие сбалансированность, четко просмат­
риваются па следующих товарных знаках:
1. На товарном знаке народного предприятия «Промассол верк»
(см. рис. 6.87) изображена птица, вылетающая из ступки. Ступка
представляет собой элемент совершенной уравновешенности: ее по­
лукруг выполнен таким образом, что сам предмет находится в иде­
альном покое. Птица (крылатый пестик?), вылетающая из ступки,
направляется влево. Но дизайн и размеры распахнутых крыльев та­
ковы, что служат противовесом движению влево. При всем этом
они не отвлекают внимания ни от скорости, ни от порыва. Чувству­
ется большое напряжение между движением влево и статичным
элементом, напряжение, подчеркиваемое нейтральным положением
ступки и основанием под статичным элементом. Товарный знак хо­
рошо сбалансирован, несмотря на зрительное восприятие движения
влево и вверх.
1
См.: M e r c e d e s G a f f r o n . "Right and Left in Pictures". — Art Quarter­
ly, 1950, vol. 13.
Рис. 6.88 Рис. 6.89
204 2. На товарном знаке фирмы «Комптуар де вант агриколь э эндю-
стриель Ковагри», Париж (см. рис. 6.88), изображена птица с рас­
простертыми крыльями, летящая вправо. Мы эмпирически осознаем,
что это — символ летящей птицы. Не знай мы этого и не будь изо­
бражение символом любого другого предмета, мы увидели бы три
жирных, черных участка, соединенных двумя тонкими линиями.
Нижняя часть этого изображения имеет форму перевернутой бук­
вы «V». Верхняя часть также имеет форму буквы «V», от которой
вправо и влево отходят жирные линии. Вес черных участков наверху
сделал бы всю конструкцию
утяжеленной сверху. Но, по­
скольку нам известно, что
должна изображать картина,
тяжеловесные участки как бы
заставляют всю конструкцию
парить, как бы поднимают ее.
Это — эффект знания как
символа, так и объекта. Чер­
ный участок, изображающий
гело, создает впечатление под­
вешенное™. По моему мне­
нию, такое же впечатление можно было бы получить, и не имея
эмпирических знаний об объекте. Клюв, указывающий вправо, и те­
ло, идущее слева, задают всей конструкции определенное направ­
ление, которое, впрочем, уравновешивается весом темных участков,
изображающих тело и крылья. Именно поэтому во всей конструкции
ощущается наличие определенного напряжения между движением и
стабильностью, между весом и направлением.
3. В товарном знаке фирмы «Мессье С. А.», Париж (см.
рис. 6.89), сдержанная сбалансированность достигается несколько
иным способом. Здесь тоже изображена птица, но одними штриха­
ми, без черных участков. Крылья распростерты, правое крыло, как
мне кажется, стилизовано и направлено строго вправо, а левое ука­
зывает вертикально вверх. Если смотреть со стороны, поза у птицы
нормальная, а голова слегка склонена вниз. Не будь крыльев, мы
имели бы дело с обращенной вправо птицей, у которой наклонена
голова. В этом случае она производила бы впечатление статично­
сти. Вот почему как раз крылья — одно, устремленное вправо в виде
тонкой стрелы, а второе пошире и устремленное прямо вверх, замк­
нутое слева одной прямой вертикальной черной линией, — придают
рисунку напряжение.
Направление вправо, о чем свидетельствует заостренное крыло,
компенсируется вертикальным положением другого, более широ­
кого крыла. Если бы крылья были, скажем, черными, птица каза­
лась бы неподвижной. Если бы полностью зачерненным было гори­
зонтальное крыло, создавалось бы впечатление, что птица устрем­
ляется вправо, подобно реактивному самолету-истребителю. Напря­
жение в рисунке создается за счет направления и веса крыльев.
4. Товарный знак фирмы «Франсуа Турнсек», Монте-Карло (см.
Рис. 6.90 Рис. 6.91
205 рис. 6.90), представляет собой изображение стоящей на земном шаре
обнаженной женщины. Мы знаем, что любой человек, стоящий на
сравнительно небольшом шаре, находится в положении шаткого
равновесия, а поэтому товарный знак производит впечатление неус­
тойчивости. Несмотря на то что женщина чуть приподняла — как
при ходьбе — правую ногу, рисунок все же передает определенное
состояние покоя, поскольку женщина не смотрит в том единствен­
ном направлении, в котором может идти, т. е. вправо. Она смотрит
в сторону зрителя. Это и тот факт, что она держит руки сзади, со­
здает впечатление определенной сбалансированности. Изгибы груди
и колена предполагают движение вправо, которое нейтрализуется
откинутыми назад головой и рукой.
Контраст направлений придает изображению, товарному знаку,
определенное напряжение. Единственная выделенная часть изобра­
жения — прическа из подвернутых кверху волос. Сильное дестаби­
лизирующее влияние тяжелой верхней части уравновешивается кру­
гом большего размера в нижней части рисунка.
Написанная справа фамилия доктора Дж. X. Ширли смещает
вес и направление вправо и лишает рисунок уравновешенности и
сбалансированности. По моему мнению, надпись лучше было .бы
поместить в другом месте, скажем над или под рисунком.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сбалансированность» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Як наростити тИЦ без щомісячних платежів
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
Підключення та основні сервіси Internet
Омоніми, омофони, оморфми і омографи
Вибір конфігурації систем комп’ютерної телефонії


Категорія: Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття | Додав: koljan (01.10.2011)
Переглядів: 781 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП