а. Капитальное письмо (см. рис. 6.18). Лучшим образцом этого совершенного письма прописными буквами являются надписи на ко лонне Траяна. Этот шрифт — прямой предшественник современных шрифтов. б. Унциальный шрифт (см. рис. 6.19). Этот шрифт восходит ко временам раннего христианства в Западной Европе. С V в. он начал доминировать над всеми другими видами шрифтов и оставался основ ным шрифтом рукописных книг почти до середины VIII в. Влияние, оказанное унциальным шрифтом, огромно. Такие совре менные шрифты, как «либра», созданный С. X. де Роосом, и «унциал Хаммера», разработанный Виктором Хаммером, восходят непосред ственно к старым формам унциального шрифта. в. Островной шрифт (см. рис. 6.20).. После окончания великого переселения народов существовало бесчисленное множество разно видностей шрифта. Наиболее значительными среди них были алфа вит ирландцев и англосаксов, использовавшийся в религиозных руко писях, а также унциальный и полуунциальный шрифты, распростра ненные в странах континентальной Европы. В результате религиоз ной экспансии жителей Британских островов, только что обращенных в христианство, островной шрифт получил широкое распространение и на Европейском континенте уже в течение того века, когда он был создан. Основные формы этого алфавита до сих пор используются в гаэль ских текстах в Ирландии (например, в еженедельнике Трейд марк джорнэл). В Великобритании островной шрифт был вытеснен Каро линским минускулом. На протяжении нескольких веков его исполь зовали в текстах, написанных на местном языке, в то время как в латинских текстах применение находил только каролинский минускул. г. Каролинский минускул (см. рис. 6.21). В гигантской империи Карла Великого в ходу было множество разнообразных шрифтов. Но распространился по всей Европе и продолжал распространяться пос ле смерти Карла Великого вариант письменности, известный нам сегодня под названием «Каролинского минускула». Закрепилась эта письменность и в Англии и в Испании. Округлые формы нового минускульного шрифта были сродни римской архитектуре, пришед шей на смену византийскому стилю в строительстве. Для западной цивилизации каролинский минускул стал основным типом шрифта, носителем традиций древности и христианства. На шрифтах этого типа можно создавать товарные знаки, которые призваны наводить потребителя на мысль, что товар изготовляли, варили или гнали (ес ли речь идет о напитках) еще в средние века. В X, XI и XII вв. наблюдалась тенденция придавать особое зна чение вертикальным элементам букв с одновременным приданием угловатой формы закругленным штрихам. XII век стал периодом расцвета нового минускула, несмотря на появление симптомов надви гающихся перемен. Эти перемены означали рождение готического письма. 180 д. Готический шрифт (см. рис. 6.22). Готический шрифт, который формировался в эпоху, называемую в истории западноевропейской цивилизации «готикой», возник в Северной Франции и пользовался чрезвычайной популярностью в период с 1200 по 1400 г. Рис. 6.18 Рис. 6.19 Рис. 6.20 Его основными признаками являются угловой излом вертикаль ных элементов букв вместо округленных форм, характерных для других шрифтов, и резкий контраст между толстыми и тонкими штрихами. Страница, написанная готическим шрифтом, кажется 181 темной, и поэтому англичане очень удачно окрестили его «черным шрифтом». Готический шрифт имеет четко видимую связь с другими формами экспрессии в готическом искусстве. Разборчивость готиче ского шрифта невысока, его буквы похожи скорее на отдельные образчики монументальной красоты изломов. Но уже с 1400 г. он по степенно исчезает из употребления во всех странах Европы, исклю чая одну Германию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Период до изобретения книгопечатания» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»