Экспортные издержки составляют значительную часть цены, устанавливаемой на зарубежном рынке. Поэтому важно сопоставлять цены, приемлемые на зарубежном рынке, с международными трансфертными ценами, учитывая при этом экспортные издержки. Экспортные издержки, включающие, в частности, расходы на перевозку товара наземным, морским и/или воздушным транспортом, погрузку/разгрузку, таможенные, портовые и т.п. сборы, страхование перевозки и экспортно-импортные пошлины, могут существенно увеличить цену экспортируемого товара и тем самым понизить его конкурентоспособность. Поэтому нужно уметь точно оценивать эти издержки и четко представлять, кто именно - продавец или покупатель - их несет. Некоторые из типовых условия таковы. — «Франко-завод» (Ex Works, EXW). Продавец передает товар в распоряжение покупателя на своей территории, и покупатель несет все дальнейшие риски и расходы. — «Свободно на борту» (Free on Board, FOB). Ответственность продавца заканчивается, когда товары погружены на борт (судна, самолета, грузовика). — «Свободно вдоль борта судна» (Free Alongside Ship, FAS). Продавец доставляет товары на пристань и несет все расходы до момента погрузки. — «Цена, страхование, фрахт» (Cost, Insurance and Freight, CIF). Продавец оплачивает транспортные издержки и страхует товары до порта назначения. — «Поставлено, включая оплату пошлины» (Delivery Duty Paid, DDP). Продавец несет все риски и расходы по доставке товара до указанного места в стране импортера, включая таможенные сборы. Для продавца предпочтительнее условия РОВ, тогда как покупатель предпочел бы условия CIF. Дополнительные сведения об этих условиях можно найти, например, в: Инкотермс, 1992. Один из удобных подходов к оценке влияния экспортных издержек -исходить из цены, установленной прямым конкурентом на экспортном рынке. Из нее нужно вычесть экспортные и сбытовые издержки, чтобы проверить, является ли предлагаемая экспортная трансфертная цена достаточно низкой. Предположим, что цена рынка страны-импортера равна 7 тыс. руб., а экспортные и сбытовые издержки имеют следующую структуру: 1. Цена в стране-импортере 7, 00 тыс. руб. 2. Торговая наценка (от цены): 40% 2, 80 Издержки розничного торговца 4, 20 3. Оптовая скидка (с себестоимости): 11% 0, 42 Издержки оптовика 3, 78 4. Наценка импортера (от себестоимости): 5% 0, 18 Издержки импортера: 3, 60 5. НДС 10% на цену DDP: 0, 33 Цена DDP 3, 27 6. Таможенный сбор 9% на цену CIF: 0, 27 Цена CIF 3, 00 7. Страховка и транспорт 0, 40 Цена товара РОВ 2, 60 тыс. руб. Нужно сравнить цену 2, 60 тыс. руб. с ценой внутреннего рынка и предлагаемой трансфертной ценой. Если цена на внутреннем рынке выше 2, 60 тыс. руб., осуществление экспорта становится затруднительным. Следует рассмотреть следующие варианты (Terpstra et al., 1991). — Отказаться от экспорта в связи с низкой конкурентоспособностью. — Понизить трансфертную цену почти до минимальной цены. — Выбрать короткий непрямой канал сбыта, обратившись прямо к розничным торговцам, в обход оптовика. При этом нужно убедиться, что повышения издержек в таком случае не произойдет. — Разработать для экспорта более простой и дешевый товар. — Посредством прямых инвестиций внедриться на зарубежный рынок и тем самым избежать экспортных издержек. Отметим, что цена на зарубежном рынке не должна быть ниже, чем на внутреннем, иначе конкуренты в стране-импортере могут обвинить фирму в демпинге.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экспортные издержки» з дисципліни «Стратегічний маркетинг»