ПСИХОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В последние годы появилось много специальной литературы, посвященной связям с общественностью, существует единый государственный стандарт по подготовке специалистов в этой области. Тем не менее, научно обоснованное описание профессии в указанной литературе до сих пор не стандартизировано, а образ специалиста по связям с общественностью, таким образом, остается несколько размытым: в частности, недостаточно четко сформулированы его профессионально важные качества и критерии отбора, не определены нормы и условия труда. Иллюстрацией сказанному может служить краткий анализ основной литературы, в которой раскрывается перечень задач и сфер деятельности специалиста по связям с общественностью. По Викентьеву, основными целями связей с общественностью являются 336: • позиционирование СО-объекта; • возвышение имиджа; • антиреклама (или снижение имиджа); • отстройка от конкурентов; • контрреклама (или «отмыв»). • прогнозирование кризисов; • изучение общественного мнения; • создание единого фирменного стиля; • исследование эффективности акций; • удержание постоянных клиентов; • работа с персоналом. Кроме того, другими авторами выделяется следующий ряд основных функций связей с общественностью 337: • консультирование с использованием знания законов поведения человека; • выявление возможных тенденций, закономерностей и предсказание их последствий для конкретного предприятия и общества в целом; • изучение общественного мнения, отношения и ожиданий со стороны общественности, разработки рекомендаций, необходимых мер по формированию мнения и удовлетворению ожиданий; • установление и поддержание двустороннего общения, основанного на точности используемых сведений и полной информированности; [315] • предотвращение конфликтов, устранение недопонимания; • содействие формированию атмосферы взаимного уважения и социальной ответственности; • гармонизация личных и общественных интересов; • содействие формированию доброжелательных отношений с персоналом, с поставщиками и потребителями; • улучшение производственных отношений; • привлечение в коллектив компании квалифицированных работников, содействие в снижении текучести кадров; • рекламирование товаров и услуг; • участие в работе по повышению прибыльности компании; • создание «собственного имиджа». В свою очередь, А..Н. Чумиков в книге «Связи с общественностью» выделяет основные функции СО-деятельности 338: • планирование; • работа с имиджем; • создание новости; • организация пресс-конференций, брифингов; • организация презентаций; • организация конференций, круглых столов; • написание пресс-релизов; • написание материалов для публикации; • составление медиа-карты; • мониторинг СМИ; • управление кризисными ситуациями; • привлечение инвестиций; • фасилитация и медиация. Иногда в литературе по связям с общественностью встречаются также ссылки на перечень необходимых профессиональных характеристик. В частности, Ф.Буари отмечает, в качестве необходимых 339: • умение анализировать, • наличие воображения, • умение разрабатывать программы и быть хорошим организатором, • способность воодушевлять людей и реализовать задуманное, • обладать глубокой и разнообразной общей культурой. Э. Бернайз считает, что, такими качествами являются 340: • сильный характер; • здравый смысл и логичность суждений; • способность творчески и нестандартно мыслить; • правдивость и рассудительность; • объективность; [316] • глубокая заинтересованность в разрешении проблемы; • широкая культурная подготовка; • интеллектуальная пытливость; • способность к анализу и синтезу; • интуиция; • знание социальных наук и технологии связей с общестенностью. В настоящее время возрастает социальная потребность изучения человека в самых разнообразных видах трудовой деятельности, в связи с необходимостью решения целого ряда практических задач, а именно: • профессиональной ориентации и консультации; • формирования психологических требований к специалисту (психограммы) в целях отбора кадров; • психодиагностики и профессионального отбора; • классификации профессий; • аттестации и выдвижения резерва кадров; • создания банка психологических характеристик профессий; • оптимизации режимов труда и отдыха с целью повышения безопасности труда и т.д. Все это обуславливает актуальность профессиографических исследований, позволяющих не только раскрыть всю сложность профессии социального инженера, но и качественно улучшить систему профессиональной ориентации и отбора кандидатов, обеспечить возможность сопоставления индивидуальных характеристик претендентов на получение специальности «Связи с общественностью» с психологическим портретом идеального специалиста. Многоаспектность и разнообразие указанных задач требует специальных технологий и методов изучения человека (субъекта труда) в трудовой деятельности. Одной из таких технологий является профессиография. Профессиография представляет собой: • самостоятельный раздел психологии труда, суммирующий психологические знания о профессиональной деятельности человека; • совокупность методов психологического изучения трудовой деятельности человека и условий труда; • метод описания трудовой деятельности и условий труда; • описание специальностей с точки зрения психологических требований, предъявляемых к человеку (психография). Кроме того, при выборе или разработке тестов для оценки и прогнозирования успешности (эффективности) деятельности кандидата на должность (профессию) только профессиография позволяет реализовать современный деятельностный подход при анализе трудового процесса человека, предполагающий соотнесение (сравнение) действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру деятельности специалиста 341. [317] В результате составляется профессиограмма - документ, содержащий представленные по определенной схеме сведения о технических, технологических, эргономических, психофизиологических, психологических и социокультурных характеристиках конкретной деятельности, ее организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда. Важнейшей составной частью профессиограммы является психограмма специальности - документ, предназначенный для разработки профессионального отбора специалистов и детально, в качественной и количественной формах, описывающий систему требований специальности (должности) к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам человека 342.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» з дисципліни «Зв'язки з громадськістю як соціальна інженерія»