Показатели оборота рекламы в стране – это зеркальное отражение экономической ситуации. Общий объем рекламного рынка России в 2002 году составил 2 млрд. 680 млн. долларов по данным Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) 204. По сравнению с 2001 г. показатель увеличился на 51% (таблица 11) Таблица 11. Объем рекламного рынка России в 2002 году Медиа Объем, млн. дол., 2001 год Объем, млн. дол., 2002 год Прирост, % Телевидение 510* 900 78 Радио 70* 90 29 Пресса в т.ч. газеты*журналы 470310160 600380220 282338 Наружная реклама 275 400 45 Direct marketing 110170 55 Прочее, включая пр-во 340 520 53 в т.ч. Интернет 6* 11 83 В т.ч. реклама в кинотеатрах 5* 8 80 Итого 1775 2680 51
* включая специализированные рекламные изделия Доля российских рекламодателей по всей стране составила 61% . Если говорить языком денег, то объем российской рекламы превысил $1,6 млрд. Лидерами по объему рекламных инвестиций называют разные компании – в [187] зависимости от того, какой критерий положен в основу оценки (либо только телевизионный, либо рекламный бюджет). Однако, если учитывать совокупный объем всех инвестиций в рекламные коммуникации, то лидером среди рекламодателей является компания «Вимм Билль Дан» (включая спонсирование проекта «Последний герой»), затраты на акции коммуникативного характера которой больше, чем у иностранных фирм на российском рынке. Если проанализировать структуру рекламного рынка России (таблицы 12, 13), то станут очевидными основные отличия от мирового рынка: в нашей стране велика доля наружной рекламы (20%) и слишком малая доля радио (5%). Такого нет даже в развивающихся странах Таблица 12. Структура рекламного рынка России по медиа в 2002 году Медиа Объем затрат, млн, дол Доля медиа на рынке, % Телевидение 900 45 Радио 90 5 Газеты* 380 19 Журналы 220 11 Наружная реклама 400 20 Итого 1990 100
*Включая специализированные рекламные издания Таблица 13. Доля региональной рекламы по медиа в 2002 году Медиа Доля региональной рекламы по медиа, % Телевидение 21 Радио 28 Пресса 24 Наружные рекламы 40 Direct marketing 24 Прочее 28 Тем не менее, Россия попала в десятку крупнейших европейских рекламных рынков (Россия среди них занимает 7-8 место), но при этом получается меньше $20 на человека. Для сравнения: в Америке на человека тратится около $1000 в год, в Европе (Испания, Германия, Италия) - $100 в год. Доля рекламного бизнеса в России в 2002 году составляет 0,6% от ВВП при среднеевропейских 0,9%. Обобщенные данные РАРА по объему рекламного медиа рынка за первое полугодие 2003 года представлены в таблице 14 205. [188] Таблица 14. Объем рекламного медиарынка России в первом полугодии 2003 года Медиа Объем, млн. долл. Прирост, % Телевидение 530-540 38 В т.ч. национальные каналы 425-435 39 Радио 50-55 24 ПрессаВ т.ч. газеты*Журналы 330-340195-200135-140 251640 Наружная реклама 240-250 32 Интернет 8 75 Реклама в кинотеатрах 4 10 Итого 1160-1180 32
*- включая специализированные рекламные издания Оборот российской рекламной индустрии в валовом исчислении постоянно возрастает, и в 2003 году превысил уровень до кризиса 1998 года (1997 год - $ 1845 млн.) Больше всего денег рекламодатели в России тратят на телевидение ($900 млн. в 2002 году), на рекламу в прессе приходится около 600 млн., а на наружную рекламу $ 400 млн. Самым динамичным сегментом рынка является Интернет. И, судя по данным за первое полугодие 2003 года, тенденции сохраняются. В 2002 году Россия попала в пятерку стран мира, жители которых чаще других видят рекламу. Но в отличие от жителей других стран, россияне смотрят рекламу, которая им не нравится. По данным Международной ассоциации рекламных агентств(IAAА), начиная с 2000 года, около 70% соотечественников относятся к рекламе отрицательно. Опрос Gallup в апреле 2002 года показал, что в нелюбви к рекламе признались уже 74% населения. Руководитель Российского отделения IAAA С. Будников отмечает, что наших сограждан реклама раздражает, ничему не учит, и, по их мнению, ее слишком много. В прошлом году среднестатистический россиянин ежедневно просматривал по телевизору 74 коммерческих ролика. В то же время каждый швед в прошлом году замечал не более 21 телеролика в день. В. Евстафьев, президент РАРА, считает, что нашим зрителям приходится смотреть так много рекламы из-за ее дешевизны. Расценки на телерекламу в России в 4 –5 раз ниже, чем в Европе. На фоне столь большого количество просмотренных рекламных роликов сообщение конкретного рекламодателя труднее воспринимается потребителем. Поэтому компаниям надо либо делать более качественные и запоминающиеся ролики, либо увеличивать количество их повторов. Все эти факторы необходимо учитывать при составлении медиапланов. После 2000 года в России ежегодный прирост ВВП достаточно стабилен. А по оценкам, рост рекламного рынка в промышленно развитых странах следует за экономическим подъемом с интервалом примерно в полгода. Так что высокие темпы прироста отечественного рекламного рынка могут сохраниться некоторое время, поскольку затраты на рекламу России до сих пор не достигли среднемирового уровня. [189]
Рисунок 3. Динамика изменения рекламных бюджетов в РФ в 1997 – 2001 годах. Если основываться на осторожном и более соответствующем мировой практике прогнозе, то быстрый рост отечественного рекламного рынка может замедлиться до традиционных 2-3% в год. В случае же оптимистического варианта развития отечественного рекламного рынка высокая динамика его роста может сохраниться и в более долгосрочной перспективе особенно в свете кумулятивного эффекта позитивных изменений в отечественной экономики и оживления мировой экономики предположительно в 2006 - 2008 годах. Для долгосрочного планирования рекламной политики СМИ важен прогноз социально-демографической ситуации в стране. По данным Госкомстата, численность среднего класса в России составляет не много более 8% населения, тогда как в промышленно развитых странах этот показатель составляет как минимум 30-40%, причем именно средний класс определяет политическую и экономическую стабильность общества. Любят средний класс не только рекламодатели, но и работники новых высокотехнологичных информационных услуг, включая кабельное, эфирнокабельное и спутниковое телевидение, выделенный Интернет, мобильную связь следующих поколений. В России численность среднего класса явно мала, и это заметно. В 2005 – 2010 годах могут появиться тенденции повышения темпов роста ВВП до 8-9% в год, а объем рекламного рынка к 2010 году достигнет предположительно $12-15 млрд. В 2008 –2010 годах ожидается некоторый спад рекламного рынка из- за «перегрева» экономики, а с 2010 года до 2015 года он может радикально уменьшиться. При этом возможен и сверхнормальный прирост ВВП (10-12% в год) и, как следствие, лавинообразный рост отечественного рынка товаров и услуг и их рекламы. Реклама, в свою очередь, используя новые технологии персонифицированных презентаций и продаж товаров и услуг, может интегрироваться с рынками безналичных платежей населения, дистантных или почтовых продаж товаров, услуг, развлечений и отдыха и благодаря сервисам интерактивного телерадиовещания, персональной связи и Интернету 206. [190] Все эти тенденции необходимо учитывать при выборе и построении стратегий медиапланирования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структура рекламного рынка России» з дисципліни «Зв'язки з громадськістю як соціальна інженерія»