ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Необходимость и неизбежность маркетинговой ориентации управления предприятием
В условиях перехода всего народного хозяйства на рыночные отношения
возникает проблема взаимодействия производителей и потребителей при
определенных ограничениях, проводимых государством. Вместе с тем пер-
вым, кто выступает на рынке в лице регулятора, является сам производи-
тель, поскольку (производитель) решает, какой товар производить, с какими
потребительскими свойствами, какого качества, при каком верхнем и нижнем
пределе оптовой и розничной цены, как сбывать этот товар и т.п. Для этого
предприятия должны наладить работу по определению потребностей в сво-
ей продукции, исследованию состояния рынка; успешному продвижению
имеющегося товара на рынке, и использованию итогов рыночных исследо-
ваний в разработке программ производства, обновления, улучшения качест-
ва продукции и услуг, и повышения их конкурентоспособности,
следовательно, организация маркетинга на предприятии - это не только
формальное выделение специального подразделения с возложением на не-
го определенных функций, которые до настоящего времени не выполнялись
совсем или выполнялись частично. Прежде всего это рыночная переориен-
тация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требова-
ния производства к ориентации на требования рынка. Практические
различия в этих подходах можно проиллюстрировать следующим образом
(см. табл. 14.1).
Таблица 14.1
Отличительные особенности ориентации предприятия на рынок
Ориентация на производство и ориентация на рынок - это, конечно, не аль-
тернативные понятия. Они тесно связаны между собой. Но ориентация на ры-
нок - более высокая ступень в деятельности предприятия, когда оно,
основываясь на передовой технологии, не замыкается на решении внутренних
задач, а выходит на конечную цель - удовлетворение спроса покупателей.
Как показывает отечественный опыт, служба маркетинга на предприятии
формируется не сразу, а поэтапно, постепенно объединяя в себе основные
функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным подразделе-
ниям (изучение рынка, формирование ассортимента, торговля и ценовая
политика, реклама и т.д.). В то же время такая служба может быть пред-
ставлена не одним, а несколькими подразделениями. В этом случае необ-
ходима четкая координация всех их функций. Как правило, маркетинговую
деятельность возглавляет коммерческий руководитель предприятия или
маркетинг-директор.
Программа маркетинга может быть представлена в узком и широком
смысле. В узком толковании - это документ, определяющий конкретную
деятельность предприятия на рынке. В более широком смысле она рас-
сматривается как непрерывный процесс анализа, планирования и контроля,
направленный на приведение к более полному соответствию возможностей
предприятия требованиям рынка.
Управление маркетингом обеспечивает, во-первых, целевую ориентацию
рыночной деятельности предприятия, связанную прежде всего с удовлетво-
рением общественных и личных потребностей. Во-вторых, комплексность
этой деятельности, выражающейся в стройном технологическом процессе
от замысла товара до его потребления или технического обслуживания у по-
требителя. В третьих, позволяет учитывать перспективу в совершенствова-
нии товарного ассортимента в соответствии с потребностями и условиями
потребления.
Управление маркетингом осуществляется путем: 1) организации марке-
тинговой деятельности на предприятии (службы маркетинга); 2) разработки и
осуществления программы маркетинга, направленной на достижение опреде-
ленных целей предприятия на рынке. Эти два этапа и позволяют начать орга-
низацию маркетинга с целью переориентации деятельности на рынок.
1631
Причем, эта ориентация должна исходить из самого определения поня-
тия маркетинг, а также из основополагающих его принципов.
Маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми
сторонами деловой активности предприятий-изготовителей от самых пер-
вичных наметок конструкции и технологии производства товара до его дос-
тавки покупателю и последующего обслуживания.
Благодаря маркетингу фирмы выявляют потребности покупателей (как j
потенциальные, так и уже реально существующие, обеспеченные финансо- ]
выми средствами, платежеспособные), обеспечивают превращение покупа- :
тельной способности в конкретный спрос на данный товар или услугу, j
добиваются того, чтобы связи покупателя с продавцом (производителем) то- 1
вара были долговременными и неоднократными. Цели маркетинга - обеспе- ]
чение намеченного уровня прибыли, активный контроль над рынком и
>
ценами через комплекс специальных мер по изучению рынка, прогнозирова-
ние потребностей покупателей и в соответствии с этим планирование товар-
ного ассортимента, ведение активной политики цен, рекламирование своих
товаров и стимулирование их сбыта, обеспечение необходимой сбытовой
сети и системы послепродажного обслуживания.
В настоящее время маркетинг рассматривается в 2-х аспектах, а именно,
как система, ориентированная на стратегию и тактику активного приспособ-
ления к изменяющимся требованиям рынка. Предприятие, ориентируясь на
рынок подчиняет свои задачи и функции требованиям рынка.
С другой стороны, маркетинг - это деятельность на рынке, которая реа-
лизуется по специальным программам и планам с использованием в систе-
ме продвижения товаров, таких элементов, как потребитель, товар, цена,
реклама,продажа.
Поэтому руководство предприятий-изготовителей должно рассматривать
маркетинг как основу планирования и управления и как возможность через
организацию рынка сделать процесс товародвижения управляемым.
Но сущность маркетинга не только в том, что он является одним из важ-
нейших направлений совершенствования организации управления произ-
водством и сбытом продукции. Одновременно он представляет собой
сложный социально-экономический процесс, важной целью которого стано-
вится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спро-
са покупателей. "Не пытайтесь сбывать то, что Вам худо-бедно удалось
выпустить, а производите то, что у Вас безусловно будет куплено" - так го-
ворят специалисты по маркетинговой деятельности предприятий (маркето-
логи). Поэтому часто маркетинг определяется исследователями как способ
вскрытия и использования потребностей в коммерческих целях фирмы. В
этом суть, важнейшего принципа маркетинга, в котором в равной мере заин-
тересованы изготовители и потребители (иметь нужную продукцию высокого
качества в месте, где она будет иметь платежеспособный спрос, т.е. в нуж-
ное время, в необходимом количестве при обеспечивающих необходимую
прибыль ценах). Из этого основополагающего принципа маркетинга как эле-
мента стратегического управления, ориентированного на рынок, можно
сформулировать еще ряд других принципиальных положений организации
маркетинга: знать рынок для чего всесторонне изучать потребителя; при
164
этом исходить из принципа "потребитель - король", знать потребительский
спрос и использовать информацию в процессе разработки и принятия науч-
но-технических и хозяйственных решений для достижения точно поставлен-
ных целей и даже высоких идеалов; максимально приспособить создание
новой техники и производство к требованиям рынка на всех его этапах, по-
ставить перед создателями новой продукции и ее производителями точные
цели, которые обеспечат повышение эффективности деятельности всего
предприятия, производительности и творческой отдачи каждого работника;
использовать на практике возможность создания организации управления
"созидательного типа" по товарному принципу, которая позволяет обеспе-
чить целевое управление всеми этапами создания отдельного товара по
жизненному циклу как процессом: "научные разработки, конструирование,
подготовка производства, производство, реализация (сбыт), сервисное об-
служивание"; воздействовать на рынок, на потребительский спрос, стимули-
ровать его, т.е. создавать товар для покупателя со здравым смыслом,
помочь ему выработать здравые потребительские идеалы, чтобы потом
удовлетворить их своим товаром; использовать принцип дисциплины поста-
вок - организовывать доставку товаров в такое время и в такое место, кото-
рое больше всего устраивало бы конечного потребителя, и вместе с тем не
опаздывать с выходом на рынок с новой продукцией наивысшего качества,
надежности и технологичности как производства, так и сервисного обслужи-
вания; ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкрет-
ные задачи по завоеванию рынка, расширенного объема продажи, особенно
на перспективных секторах рынка.
В целях реализации основополагающих принципов маркетинга, подраз-
деления, занимающиеся маркетингом, должны осуществлять следующие
функции: исследовать и анализировать рынки по направлениям промыш-
ленной, сбытовой, торговой, рекламной, ценовой и другим видам деятель-
ности предприятия, и на основе анализа разрабатывать стратегию
маркетинга и ориентировать все подразделения предприятия на удовлетво-
рение требований потребителей и достижение намеченных целей на рынке
с максимальной прибылью; изучать требования, предъявляемые к продук-
ции потребителями, потребительские свойства как своей производимой
продукции, так и продукции, выпускаемой конкурентами и на этой основе да-
вать оценку конкурентоспособности продукции своего предприятия; выяв-
лять рыночные потребности, которые не удовлетворяются конкурирующими
предприятиями и на этой основе производить сегментацию рынка потреби-
телей на различные по своим свойствам части; изучать конъюнктуру рынка и
спроса на продукцию, исследовать факторы, определяющие структуру и ди-
намику потребительского спроса на продукцию предприятия, и на этой осно-
ве разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы
потребности в выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции; планиро-
вать ассортимент, вести разработку ассортиментной структуры производст-
ва, планировать сроки разработки новых моделей, постановки их на
производство, модернизации и совершенствования серийно выпускаемой
продукции с таким расчетом, чтобы не опоздать с выходом на рынок новой,
более качественной продукции; определять ценовую политику для продук-
165Iции предприятия в зависимости от этапов жизненного цикла продукции как |
товара, разрабатывать товарные знаки; производить выбор каналов товаре-
'.
движения и сбыта продукции; определять способы транспортировки, храме- \
ния, продажи товаров, планировать товарооборот; организовывать рекламу
продукции и стимулировать ее сбыт, обеспечивать поставки продукции в '',
сроки и в номенклатуре, согласованные с продавцами и покупателями;
обеспечивать техническое обслуживание выпускаемой продукции; обеспе-
чивать организацию обратной связи с потребителями для изучения плате- ' !
жеспособного спроса на новую или модернизируемую продукцию;
разрабатывать на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка и обратной
связи с потребителем прогнозы по платежеспособному спросу на новую и
серийно выпускаемую продукцию.
Для выполнения данных функций на предприятиях создается определен- ;
ная, организованная структура управления, которая учитывает весь произвол- ,
ственный и жизненный цикл продукции. В системе управления качества
продукции, отвечающей требованиям Международных стандартов ИСО серии
9000 и ИСО серии 9004 и охватывающей все стадии жизненного цикла продук-
ции (в ИСО 9004 он называется "петля качества"), функция маркетинга играет
ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продук-
ции, и занимает первое место в "петле качества" (см. рис. 1.1).
В соответствии с требованиями международных стандартов жизненный
цикл продукции включает 11 этапов: маркетинг, поиск и изучение рынка;
проектирование и разработка технических требований, разработка продук-
ции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка произ-
водственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и
обследований; упаковка и хранение; реализация и распределение продук-
ции; монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилиза-
ция после использования.
В методологии, применяемой в нашей стране, рассматривалось четыре
стадии жизненного цикла продукции: исследование и разработка; изготовле-
ние, обращение и реализация; эксплуатация и потребление. Именно, исходя
из этой методологии предприятия были ориентированы только на первые
два этапа. Предприятие (объединение) и, даже любая машиностроительная
отрасль, включала только предприятия, организации, цехи и отделы произ-
водящие технику и ее проектирующие. Сам по себе складывался механизм
отчуждения производителя от произведенного им продукта; производителю
сама система хозяйствования подсказывала свое поведение: произвел -
получи от государства ровно столько, на сколько ты произвел, а что дальше
с твоей продукцией - это тебя не касается. Следовательно, не затрагива-
лись глубинные процессы хозяйствования, отношений между производите-
лем и потребителем. В условиях рынка производитель должен исходить из
методологии уже не четырех, а одиннадцати этапов жизненного цикла про-
дукции и формировать свою производственную и организационную структу-
ры предприятия под эти этапы, обеспечивая замкнутость спирали
жизненного цикла определенными подразделениями, выполняющими функ-
ции в соответствии с этой спиралью. Только при этом условии можно по-
строить производственную структуру предприятия, ориентирующую его
166
деятельность на рынок, или другими словами необходимы существенные
структурные сдвиги в самой производственной структуре любого предпри-
ятия. Первое непременное условие этих структурных сдвигов: тот, кто про-
изводит технику, тот и осуществляет ее техническое обслуживание, монтаж
и эксплуатацию, а также реализацию или продажу, иначе происходит отчуж-
дение производителя от производимой им техники и воспроизводится прин-
цип "производство ради производства" без учета потребностей потребителя.
Второе не менее важное условие - это построение организационной
структуры управления, соответствующей рыночным отношениям и исполь-
зующей только экономические методы управления. Так, при осуществлении
мер по переходу на принципы полного хозрасчета и самофинансирования
предприятия в условиях рыночных отношений столкнулись с небывалым до
этого явлением: их продукцию не всегда берут, поскольку она не только не
пользуется спросом, но ее надо проталкивать на рынок как внутри страны,
так и на мировом рынке, чего раньше предприятие не делало. Именно в
этом плане старый механизм хозяйствования и сложившаяся структура
управления оказываются наиболее неподготовленными к этому явлению.
Для того чтобы знать рынок, система управления должна включать подраз-
деления, изучающие спрос; сколько нужно данной техники и каковы должны
быть ее потребительские свойства. Для этого необходимо создать такую ор-
ганизационную структуру, которая учитывала бы весь цикл производства
техники, начиная от разработки чертежей до списания в утиль.
Следовательно, система управления любого предприятия, также как и
производственная система, должна строиться именно в соответствии с эти-
ми 11-ю этапами жизненного цикла, и ведущее место в системе управления
должно быть отведено службе маркетинга.
Цель комплексной системы управления, основанной на принципах мар-
кетинга, - обеспечение решения поставленных предприятием задач (науч-
но-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом
имеющихся ресурсов материальных, финансовых, людских и др.). Марке-
тинг, как система управления, и как особая деятельность в частности долж-
на обеспечивать:
надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и динамике по-
требности и спроса, вкусах и желаниях потребителей, то есть, информацию
о внешних условиях функционирования предприятия;
создание такого товара, товарного ассортимента, который соответствует
требованиям рынка, лучше чем товар конкурента удовлетворяет спрос, ре-
шает проблему потребителя;
необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспе-
чивающее максимально возможный контроль над сферой реализации.
Маркетинг как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяй-
ственных решений по различным вопросам производственной, научно-
технической, финансовой и сбытовой политики должен занимать ведущее ме-
сто в системе управления предприятием. На рис. 14.1. представлена схема
маркетинговой деятельности как средства управления предприятием. Марке-
тинг ифает ведущую роль в обеспечении высокого качества продукции, отве-
чающего требованиям потребителей.
167Рис. 14.1. Структура маркетинговой деятельности (алгоритм)
как средства управления предприятием
168
Являясь первым этапом жизненного цикла продукции (см. рис. 1.1.), мар-
кетинг вместе с тем функционирует также на всех других его этапах и, что
особенно важно подчеркнуть, включая этапы этого цикла, относящиеся к
сфере обращения и потребления продукции. Таким образом, уже на началь-
ном этапе подготовки и производства предприятие обязано ориентироваться
только на такую продукцию, которая найдет свой платежеспособный спрос
на рынке. Следовательно, с позиций маркетинга при формировании системы
управления следует идти от конечной цели к тому, что должно обеспечить
ее достижение.
В связи с этим структура управления должна охватывать весь жизненный
цикл выпускаемой техники - маркетинг, проектирование, производство, ре-
монт, обеспечение запчастями и прочее обслуживание до списания в ме-
таллолом. Следует исходить из того, что задача удовлетворения
потребности народного хозяйства в определенных видах продукции полно-
стью ложиться на производителя. А чтобы достичь этого необходимы
определенные изменения в производственной структуре предприятий-
производителей.
Так система управления должна включать в себя комплексные функции
технического обслуживания, что вызывает необходимость создания допол-
нительных баз, центров фирменного технического и ремонтного обслужива-
ния. Эта система позволит постоянно поддерживать высокий технический
уровень техники. Фирменное обслуживание выпускаемой техники является
обязательным элементом системы маркетинга, и обеспечивает постоянное
соответствие технического уровня, структуры и объема производства про-
дукции спросу потребителя, создает условия, при которых производитель
полностью отвечает за технико-экономические показатели продукции и
удовлетворение потребностей народного хозяйства. Для решения этих за-
дач в структуре предприятий и их объединений предусматриваются заводы,
базы, пункты сервисного обслуживания.
Переход на систему маркетинга означает подчинение задачам сбыта
всех этапов жизненного цикла продукции, всех сторон деловой активности
трудовых коллективов. Из этого вытекает, что в условиях ускоренного об-
новления продукции с ориентацией на требования рынка необходимо разви-
тие исследовательской базы производства и интеграции ее с наукой,
усиление экспериментальной базы и опытного производства, создание на-
учно-технических центров. Следовательно, в структуру предприятий и их
объединений следует включать комплексные научно-технические центры
или дочерние исследовательские предприятия, или отделения по организа-
ции исследовательских и конструкторско-технологических работ. Они обес-
печивают объединение всех стадий разработки и внедрения в производство
новых изделий в единый процесс, учитывающий требования потребителей и
осуществляющих обратную связь с ними.
Как правило подразделения маркетинга на зарубежных предприятиях и
фирмах в блоке перспективного развития взаимодействуют с экономически-
ми подразделениями, а также с отделом логистики и коммерческими служ-
бами: отделом товародвижения и отделом сбыта. Кроме того, их
12-1421
169деятельность тесно взаимосвязана с отделами технического обслуживания 1
и дилерскими пунктами. 1
Организация маркетинга на маркетингово ориентированном предприятии 1
определяет внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодейст-
|
вне дифференцированных и автономных частей единого процесса марке- 1
тинга, а также построение системы управления процессом маркетинга. Она
|
включает построение организационной структуры управления службой мар- J
кетинга, налаживание эффективных функциональных взаимосвязей с дру- '
гими службами предприятия, распределение задач, прав и ответственности '
среди сотрудников маркетинговых служб, подбор специалистов по марке-
тингу надлежащей квалификации и создание условий для эффективной ра-
боты сотрудников маркетинговых служб (организацию рабочих мест, ;
предоставление необходимой информации, обеспечение средствами орг- \
техники и др.).
'5
Служба маркетинга - это структурное подразделение для управления
маркетинговыми функциями, устанавливающее подчиненность и ответст-
венность за выполнение тех или иных заданий по изучению рынка при ры-
ночной ориентации системы управления предприятия.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Необходимость и неизбежность маркетинговой ориентации управления предприятием» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Індивідуальні та інституційні інвестори
Розвиток пейджингу в Україні
Операції по залученню вкладів і депозитів. Міжбанківський кредит
СВІТОВА ТА МІЖНАРОДНА ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ
Аудит Звіту про власний капітал


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (24.09.2011)
Переглядів: 1327 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП