Организация системы товародвижения на предприятии и роль логистики
ффективность товародвижения крупных промышленных предприятий может быть повышена за счет организации в системе управления предпри- 88 ятием наряду с отделом маркетинга структурного подразделения — логисти- ки товародвижения, которое призвано реализовать логистические подходы управления материалопотоками. Пример организационной структуры управ- ления коммерческими службами крупного промышленного предприятия с выделенными отделом логистического управления и транспортно-складским цехом представлены в приложении 8. Логистика — наука, занимающаяся проблемами управления материа- лопотоками, рассматривает их экономические, правовые и информационные аспекты, а также техническое обеспечение на всех этапах товародвижения. Источником экономического эффекта логистического управления является сокращение удельных совокупных затрат на товародвижение, времени по- ставок и обеспечение их надежности. Основные звенья логистического про- цесса: складирование готовой продукции; выполнение операций по перемещению грузов; подготовка к отправке, затаривание и отгрузка продукции; перевозка товара; перегрузка товаров с одного вида транспорта на другой; разгрузка, приемка и формирование запасов товаров на заготовительных складах производственных потребителей. Следует отметить, что логистический процесс на промышленном пред- приятии делится на две части: 1) производственная логистика — управление материальными потоками внутри производства; 2) логистика товародвиже- ния — управление товарными потоками за пределами предприятия в кана- лах товародвижения и сбыта.. В сфере обращения (на рынке) функционирует коммерческая логистика, которая охватывает потоки товаров оптовой и розничной торговли. Промышленная логистика охватывает планирование, управление, кон- троль и техническое обеспечение потоков материалов от снабжения ими производства, складирования и распределения готовой продукции, а также соответствующих этому процессу потоков информации. Функциональное разграничение процесса логистики на промышленном предприятии представлено на рис. 12.6 7-1421 89Рис. 12.6. Функциональное разграничение процесса логистики на промышленном предприятии Функции логистического управления материальными и товарными пото- ками осуществляют несколько отделов и служб управления. При создании отдельной специализированной службы (отдела) логистики как специализи- рованного структурного подразделения, на нее возлагается координация по своим функциям работы отделов материально-технического снабжения, комплектации и кооперации, сбыта, транспорта, складов материально- технического снабжения и готовой продукции, транспортно-складского цеха, финансовой, экономической, договорно-правовой и производственных служб. Поэтому руководителю логистического специализированного подраз- деления должны быть даны права координатора работы всех названных подразделений по логистической функции. Организационная структура управления коммерческими службами промышленного предприятия с выде- ленным отделом логистического управления и транспортно-складским це- хом представлена в приложении 12.2. Основными функциями специализированной логистической структуры являются: определение эффективных хозяйственных связей с поставщиками пред- приятия, посредниками и потребителями выпускаемой продукции; выбор эффективных видов транспорта, форм и способов товародвиже- ния при поставках продукции; рационализация внутрипроизводственных материальных потоков; рациональное размещение станочного оборудования и рабочих мест с точки зрения эффективности логистических потоков; выявление резервов и определение методов сокращения всех видов за- трат на материале- и товародвижение. 90 Экономическое значение выделения самостоятельного логистического подразделения в организационной структуре управления коммерческой службой предприятия обусловлено тем, что оно дает возможность: сокра- тить издержки обращения и себестоимость товара в целом, увеличить раз- меры прибыли; расширить круг клиентуры и сферы коммерческой деятельности; улучшить взаимодействие с поставщиками , транспортными организациями и каналами товародвижения. Об эффективности логистиче- ского управления можно судить по следующим расчетам: если в настоящее время в Германии затраты на транспортно-складские и погрузочно- разгрузочные операции в промышленности составляют 15%, а в торговле — до 25% всех затрат, то благодаря внедрению логистического управления эти затраты могут быть снижены на 1/3 1) . При организации эффективного управления логистическим процессом на предприятии возникают проблемы повышения качества транспортного и складского обслуживания всех производственных и логистических процес- сов. Для этого совершенствуются организационные структуры управления транспортно-складским хозяйством путем перевода управления складского хозяйства на цеховую основу и подчинение его транспортному отделу или транспортно-складскому управлению в службе коммерческого директора предприятия. Рекомендуемые организационные структуры управления транспортно-складским хозяйством для различных категорий предприятий представлены в приложениях 12.3, 12.4, 12.5, 12.6. При этом складское хо- зяйство выводится из состава и подчинения отделов материально- технического снабжения, превращается в самостоятельное равноправное структурное подразделение в производственном процессе предприятия, а его управление строится на принципах структуры управления производст- венного цеха. На крупных промышленных предприятиях, где значительные объемы погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ создает- ся цех переработки и хранение материалов (ЦПХМ). Примером могут слу- жить подобные цехи, созданные на ОАО «Россельмаш» и Волгоградском тракторном заводе (см. приложение 12.7). На средних предприятиях создается транспортно-складской цех, а на более мелких предприятиях цех (участок) транспортно-складских операций. Органи- зационные структуры управления всех трех цехов представлены в приложени- ях 12.7-12.9. Перевод складского хозяйства на управление по цеховому принципу позволяет повысить уровень централизации транспортного, подъем- но-транспортного и складского оборудования, обеспечить концентрацию транс- портных средств и рабочих в этих подразделениях, внедрить рабочие графики и маршрутную технологию работы транспортных средств, снизить транспортно- складские расходы и себестоимость переработки тонны груза. Как правило создание транспортно-складских цехов в системе логистиче- ского управления на этих предприятиях сопровождается созданием инженер- ных служб по развитию погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ, которые занимаются разработкой технологических процессов на все Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. — 2-е издание, пе- рераб. и допол. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1999. — стр. 189. 91операции погрузки, выгрузки, складирования, хранения, переработки, консерва- ции, упаковки, транспортировки, механизированной обработки заказов, а также созданием эффективных средств механизации и автоматизации этих операций, обеспечением роста уровня механизации и автоматизации, что позволяет со- кратить численность рабочих, занятых погрузочно-разгрузочными, транспорт- ными и складскими работами. Организационная структура управления транспортно-складским хозяйством Волгоградского тракторного завода с. вклю- чением в нее технологическо-конструкторского отдела механизации и автома- тизации пофузочно-разфузочных работ (ТКОМА), а также цеха переработки и хранения материалов (ЦПХМ) приведена в приложениях 12.3 и 12.7. Организационная структура самого технологическо-конструкторского от- дела механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ (ТКОМА) приведена в приложении 12.10. Считается, что наиболее эффективное решение логистической или транспортной задачи достигается в том случае, когда удается в ходе ее ре- шения избавиться от той или иной транспортной, складской или иной тех- нологической операции по переработке и доставке груза. В другом случае, если не удается избавиться от той или иной операции, считается более эф- фективным совмещение операций процесса перемещения с другими техно- логическими операциями (упаковки, маркировки и т.д.). Поэтому прежде чем принимать решение по поводу выбора того или иного канала товародвиже- ния следует глубоко проанализировать все возможные его варианты.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация системы товародвижения на предприятии и роль логистики» з дисципліни «Промисловий маркетинг»