ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Основные виды классификации товаров. Классификация товаров производственно-технического назначения
Грузовой автомобиль "Бычок", микроавтобус "ГАЗель", стиральная машина
"Вятка", зубной порошок "Особый", зубная паста "Лесная", процессор Ill-го поко-
ления для ЭВМ и т.д. - все это товары. Поэтому прежде чем датьклассифика-
цию товаров, сначала дадим несколько классических определений товара.
Товар - продукт труда, произведенный для продажи или обмена 11 .
Товар - это средство, с помощью которого можно удовлетворить опре-
деленную нужду или потребность 2 '.
Товар - это комплекс полезных свойств вещи (продукта), способных
максимально удовлетворить нужду потребителя.
Товар - объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами
и покупателями.
При классическом подходе к типологии товаров, они делятся на две
большие категории: товары потребительские (личного пользования или то-
вары народного потребления) и производственного (производственно-
технического) назначения.
Как потребительские товары, так и товары производственно-
технического назначения по степени их вещественности или материально-
сти могут быть разделены на две группы:
1. Материальные товары (блага), например, стиральная машина или лег-
ковой автомобиль, как потребительские товары; средства производства, сы-
рье и материалы - как товары промышленного (производственно-
технического) назначения.
2. Нематериальные товары (блага) промышленного назначения, напри-
мер, услуги промышленного характера, а также услуги, имеющие потреби-
тельский характер: стирка, уборка, посещение парикмахерских и т.п.
В зависимости от долговечности или материальной осязаемости потреби-
тельские товары (личного пользования) можно разделить на следующие три
группы:
- товары длительного пользования - холодильники, автомобили, ме-
бель, одежда и др.;
- товары краткосрочного пользования - продукты питания, моющие
средства и др., т.е. такие, которые потребляются либо сразу, либо ограни-
ченное число раз;
- услуги - это действия, приносящие людям полезный результат (подго-
товка оригинал-макета книги на компьютере, перевозка пассажиров, ремонт
одежды и др.). Услуги считаются объектом продажи, однако их нельзя упа-
ковывать, хранить, транспортировать.
1) Большая Советская Энциклопедия. - 3-е изд. - т. 26. - с. 37.
2) Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс. 1990 г. - с. 49.
43В зависимости от покупательского спроса потребительские товары клас-
сифицируются на следующие группы:
-товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);
- товары предварительного выбора (мебель, телевизоры, радиоаппара-
тура, одежда, автомобили легковые);
- товары особого спроса (модные товары, стереоаппаратура, марочные
вина, дорогие автомобили);
- товары пассивного спроса (страхование мебели, дома, облигации госу-
дарственного займа).
При классификации товаров выделяют объективные параметры:
собственно товара: качество, материал, вес, цвет, размер, внешний вид,
силуэт, запах, вкус, конструкцию, наличие дефектов;
рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора,
удобство транспортировки, привлекательность; параметры, используемые в
процессе потребления: прочность, простота ухода и эксплуатации, срок за-
мены, ремонтопригодность.
Прежде чем перейти к классификации товаров производственно-
технического назначения дадим определение этих товаров. Наиболее удач-
ное с практической точки зрения определение данных товаров гласит: "То-
вары (блага, услуги) производственно-технического назначения - это товары
или услуги, приобретаемые для предприятия". О всех закупаемых предпри-
ятиями товарах и услугах уместно говорить как о товарах производственного
назначения, независимо от того, будут ли эти товары и услуги использовать-
ся предприятием как средства производства, или же как сырье, "проходя-
щий" товарный поток, входящий в конечную продукцию. Следовательно,
один и тот же товар может считаться как потребительским товаром, так и то-
варом промышленного (производственно-технического) назначения, в зави-
симости от того, как намерен его использовать покупатель. Так, пшеничная
мука при продаже в розницу населению используется как потребительский
товар повседневного спроса, в то же время закупаемая оптом для хлебопе-
карной промышленности она является сырьем в хлебобулочном производ-
стве и в данном случае входит в конечный продукт и, таким образом,
является товаром производственного назначения.
При классификации товаров производственно-технического назначения
могут использоваться различные принципы их типологии. Так, в основу
классификации можно принять степень переработки товара, а также область
применения или их функционального назначения в процессе производства.
1. Сырье и материалы; 2. Полуфабрикаты; 3. Комплектующие узлы и де-
тали; 4. Энергия и энергоносители; 5. Рабочие машины и оборудование; 6.
Тяжелое оборудование; 7. Основное и вспомогательное оборудование; 8.
Транспортные средства; 9. Вспомогательные материалы; 10. Упаковочный
материал 11. Дополнительные комплектующие принадлежности готовой
продукции (например, инструмент, применяемый на автомобиле или другом
транспортном средстве); 12. Канцелярские товары для офисов; 13. Услуги
промышленного характера; 14. Здания и стационарные сооружения; 15. Пе-
редаточные устройства. 16. Земельные участки.
44
Если внимательно посмотреть на данный список, то при закупке указан-
ных в нем товаров производственно-технического назначения промышлен-
ные предприятия часть из них покупают и учитывают как оборотные
производственные фонды, и другую часть - как основные фонды предпри-
ятия. Исключение составляет лишь энергия, которая, являясь товаром про-
изводственно-технического назначения, не может быть отнесена к
производственным запасам, а значит к оборотным производственным фон-
дам. В типовой классификации основные фонды группируются по характеру
участия в производстве и натурально-вещественным признакам (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Классификация основных промышленно-производственных фондоврынках товары производственного назначения принимают форму производ-
ственных запасов. Они образуют активы предприятия, которые в результате
его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на
готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства,
изменяют при этом натурально-вещественную форму и называются оборот-
ными средствами.
Типология товаров производственного назначения в зависимости от их
участия в основных фондах и оборотных средствах позволяет дать еще од-
ну классификацию по мотивам покупки. При данной классификации выде-
ляются две группы:
1. Собственно товары производственно-технического назначения, к кото-
рым относятся основные средства производства (инвестиционные товары),
вспомогательное оборудование и вспомогательные производственные ма-
териалы. Все они в той или иной степени участвуют в производственном про-
цессе предприятия купившего их.
2. Косвенно товары производственного назначения, к которым относятся
сырье, материалы и комплектующие изделия, входящие в конечный продукт.
Косвенно товары производственного назначения являются составной ча-
стью конечной продукции или сопутствуют ей. Следовательно, спрос на них
находится в прямой зависимости от спроса на конечную продукцию. Вот по-
чему политика конкурентной борьбы за сбыт данной группы товаров резко
отличаются от политики, используемой в маркетинге собственно товаров
промышленного назначения, ведь у последних прямой зависимости от спро-
са на конечный продукт нет.
Проводя классификацию товаров промышленного назначения Ф. Котлер
выделяет три больших группы: материалы и детали; капитальное имущест-
во; вспомогательные материалы и услуги1).
В каждой группе выделены подгруппы, которые включают характеристи-
ки различных товаров и производственно-технического назначения, почти
всех перечисленных нами в числе 16 наименований. Однако в его класси-
фикации отсутствует энергия как вид или тип товара производственного на-
значения. Поэтому мы воспользуемся классификацией Ф. Котлера и
адаптируем ее к нашим российским условиям. Представим ее в форме таб-
лицы, где выделим четыре большие группы:
1. Сырье, материалы и детали.
2. Энергия и энергоносители.
3. Капитальное имущество (инвестиционные товары).
4. Вспомогательные материалы и услуги.
В каждой группе выделяются подгруппы, более детально характеризую-
щие свойства отдельных товаров производственно-технического назначения
(см. табл. 2.7).
1 ) Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: Изд-во "Прогресс", 1990 г. -
с. 290-293.
47всю сельскохозяйственную продукцию: пшеницу, ячмень, горчицу, хлопок,
текстильные волокна, растительное и животное сырье, картофель, сахарную
свеклу, фрукты, овощи и т.п.
Как отмечает Ф. Котлер, предложение природных продуктов крайне огра- \
ниченно. Как правило, они объемны, средняя цена товарной единицы невы-
сока, а транспортировка их от производителя к потребителю довольно '
сложна. Лишь небольшая часть крупных производителей стремится прода-
вать их непосредственно промышленным потребителем. Поскольку потре-
бители зависят от наличия у них этих материалов, поставки обычно i
осуществляются на основе долгосрочных контактов. Сходство природных '
продуктов между собой ограничивает размах деятельности по стимулирова- '
нию их сбыта, основными факторами, влияющими на выбор поставщика,
являются его надежность и цена товара. 1)
Маркетинг продуктов сельского хозяйства несколько отличается от мар-
кетинга природных продуктов. Продукты сельского хозяйства поставляются
множеством мелких производителей маркетинговым посредником, которые
собирают их, сортируют, организуют хранение, транспортировку и сбыт.
Предложение сельскохозяйственной продукции может в определенной мере
увеличиться, но только в долговременном плане, а не за короткий срок.
Продукты сельского хозяйства - товары скоропортящиеся и в силу своей се-
зонности требуют использования маркетинговых приемов. Их редко рекла-
мируют, редко стимулируют их сбыт, однако время от времени
производители проводят пропагандистские кампании за увеличение потреб-
ления своих продуктов, таких, как картофель, сливы или молоко.
Конкуренция в этой подгруппе распространяется не только на цену, но и
на гарантию качества и на надежность (регулярность) поставок.
Многие виды сырья, такие как нефть, газ, сахарная свекла, медь и другие
редкие металлы относятся к так называемым стратегическим видам сырья
(товарам) и составляют предмет спекулятивных закупок на биржах. К сожа-
лению, Россия становится в последние годы поставщиком сырья для всего
Мира, постепенно превращаясь в его сырьевой придаток. О размерах меж-
дународного рынка сырья можно судить по продажам отдельных его видов
Россией. В таблице 2.4 приведены данные об экспорте и импорте Россий-
ской Федерации в торговле со всеми странами. И хотя наименование товар-
ных групп товарной номенклатуры ВЭД не совпадают с наименованиями
групп нашей классификации, эти данные дают представление о том сколько
и каких товаров производственно-технического назначения экспортируется
за рубеж или импортируются в России. Так минеральные продукты (куда
входят сырая нефть и газ) занимают доминирующее место в экспорте за
1999 год - 45,1%, металлы и изделия из них - 20,5%, древесина и целлю-
лозно-бумажные изделия - 5,2%. Самую большую долю в импорте России
занимают машины, оборудование и транспортные средства - 32,4% за 1999
год, в то время как в экспорте их доля всего лишь 10,5% (см. табл. 2.4).
В 1999 году было вывезено 54,6 млн. тонн каменного угля, 2,3 млн. тонн
кокса, 124,6 млн. тонн сырой нефти, более 50,0 млн. тонн нефтепродуктов,
1) Ф. Котлер. Основы маркетинга: Пер. с англ. / - М.: Прогресс, 1990. - с. 291.
50
полученных из битуминозных минералов, около 2,0 млн. тонн бензина, 22,4
млн. тонн дизельного топлива, 21,9 млн. тонн мазута топочного, 7,9 млн.
тонн минеральных удобрений, 3,6 млн. тонн мочевины, 2,5 млн. тонн нитра-
та аммония и т.д.
Полуфабрикаты представляют собой либо материальные компоненты
листовое или профильное железо, пряжа, ткани, цемент, проволока, основ-
ные химические полуфабрикаты (этилен, хлор), пластмассовые смолы (по-
листирол, полихлорвинил) и т.п.). Это товары широкого использования,
продаваемые непосредственно крупным потребителям и через оптовиков
значительному числу перерабатывающих предприятий или производителям
материальных компонентов будущих их изделий (конечной продукции). Ма-
териальные компоненты обычно используются с последующей доработкой,
например, чушки передельного чугуна превращают в сталь, а пряжу, - в по-
лотно. Сходство материальных компонентов (полуфабрикатов) между собой
обычно означает, что наибольшую значимость при покупке приобретают це-
на товара и надежность поставщика. Конкуренция распространяется так же
и на гарантию качества.
Комплектующие узлы и детали. Это подгруппа многочисленна и вклю-
чает в себя сложные узлы и изделия, двигатели внутреннего сгорания, элек-
тродвигатели, редукторы, трансмиссии, транзисторы, интегральные схемы,
печатные платы, клапаны, конденсаторы, насосы компрессоры, коробки ско-
ростей, а также стандартные детали и запасные части. Большая часть ком-
плектующих включается в состав конечного продукта полностью, без всяких
изменений. Так, двигатель внутреннего сгорания ставится на автомобиль и
цена его полностью входит в себестоимость будущего автомобиля. Боль-
шую часть комплектующих изделий продают непосредственно их промыш-
ленным потребителям, причем заказы на поставку нередко размещают на
длительное время по договорам или контрактам. Часть комплектующих из-
делий и деталей продается при посредничестве оптовиков или же через
субподрядные договоры (в автомобильной промышленности на этот тип
сделок приходится 50% всего товарооборота). В этой подгруппе можно вы-
делить простейшие детали (винты, болты, гайки), которые невозможно разо-
брать; сложные детали (шестеренки, коробки скоростей); стандартные
детали (винты, болты), которые могут быть использованы в любой отрасли;
специализированные детали, предназначенные для определенной отрасли
(фары для автомобилей), сложные узлы и комплексы, в результате сборки
которых можно получить оригинальное оборудование: дизельный мотор ре-
дуктор + смеситель + трансмиссия. В последнем случае производители ка-
ждого из узлов несут ответственность за изделие в такой же степени, что и
сборщик. При этом производитель-сборщик конечной продукции может ис-
пользовать эти изделия в своих товарах анонимно, обезличенно (обода для
колес бабины, киртеры для коробки скоростей) и нести ответственность пе-
ред конечным потребителем за их качество. Во втором случае производи-
тель конечной продукции указывает в спецификации или паспорте своей
продукции происхождение комплектующих изделий (шины, противоугонные
устройства, электрооборудование для автомобиля, дополнительные при-
надлежности в виде прилагаемого к автомобилю инструмента и т.п.), что по-
511
зволяет конечному потребителю установить изготовителя комплектующих :
изделий. В этом случае субподрядчик несет также ответственность за каче-
ство комплектующих изделий и вынужден продвигать эти изделия на рынок \
уже на первой стадии сборки. i
Вторая группа по нашей типологии промышленных товаров включает
энергию и энергоносители. Несомненно наиболее употребляемый вид энер-
гии в промышленности это электроэнергия, которая получается на гидро-,
тепло- и атомных электростанциях. Соответственно в зависимости от типа
электростанций применяется те или иные энергоносители или гидравличе- i
екая энергия падающей воды в гидроэлектростанциях. Самыми известными
и распространенными энергоносителями являются газ, каменный уголь, ;
нефть и мазут для тепловых электростанций и обогащенные уран и плуто- '.
ний для атомных электростанций. Мировая добыча нефти составляет около
2500 млн. тонн. Россия добывает 270 млн. тонн, половина которой вывозит-
ся за границу. От экспорта энергоносителей зависит весь бюджет России.
По данным Государственного таможенного комитета, ежегодно от
31,0-33,0%% доходной части бюджета составляют поступления от внешне-
экономической деятельности, большая часть из которых это поступления от
продажи энергоносителей.
Значение этой группы для производства всех товаров трудно переоце-
нить, поскольку без энергоносителей производство просто бы остановилось.
Поэтому на мировом рынке велика ценовая конкуренция на эти виды това-
ров производственно-технического назначения. В настоящее время в нача-
ле XXI столетия поднялась настоящая война между производителями
энергоносителей и их потребителями. Цены на все виды нефтепродуктов
поднялись на небывалую высоту - 36,0 долларов США за 1 баррель нефти
сырой, и как следствие выросли цены на бензин автомобильный, в том чис-
ле и в России.
Капитальное имущество - эта группа включает инвестиционные товары
или средства производства, которые участвуя многократно в процессе про-
изводства переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям и как
бы частично присутствуют в ней. В данной группе мы выделяем три боль-
шие подгруппы. Первая из них - стационарные сооружения и земельные
участки представляют собой строения (заводы, фабрики, административ-
ные здания, производственные и складские помещения, ТЭЦ, ГРЭС, АЭС,
мосты, тоннели и передаточные устройства), тяжелое стационарное обору-
дование, требующее затрат на монтаж и установку (прокатные станы, дом-
ны, мартены, конвертеры, коксохимические батареи, обогатительные
комплексы), установки крекинга нефти, а также земельные участки под
строения и тяжелое оборудование.
Стационарные сооружения и тяжелое оборудование относятся к разряду
основных закупок, осуществляемых, как правило, непосредственно у произ-
водителя. При проведении маркетинговых операций основную роль играют
личные продажи и непосредственные связи поставщика-производителя и
конечного потребителя. Поэтому торговый аппарат таких производителей
состоит из высококвалифицированных инженеров-сбытовиков, знающих
конструкцию, условия эксплуатации и обслуживания данного объекта.
52
Подгруппа машины и оборудование включает рабочие машины и основ-
ное производственно-технологическое оборудование заводов, фабрик и
производственных организаций, а также измерительные приборы, вычисли-
тельную технику и автоматику и транспортные средства. Это оборудование,
которое выполняет основные производственные и технологические опера-
ции по переработке материалов, сырья и превращению предметов труда в
готовое изделие. Для машиностроительного завода это металлорежущие
станки, кузнечно-прессовое оборудование, оборудование металлургического
производства (чугуно-, стале-, цветолитейных цехов), сборочные конвейеры,
окрасочные ванны и другие рабочие машины и оборудование. Значительное
место в данной подгруппе занимают компьютеры и вычислительная техника,
формирующая автоматизированные производственные процессы, а также
вычислительная техника, с помощью которой производится мониторинг ос-
новных и вспомогательных производственных процессов.
Транспортные средства включают электровозы, тепловозы, суда морские
и речные, порталы, подъемно-транспортное оборудование, вагоны, желез-
нодорожные платформы, грузовые автомобили, специализированные авто-
мобили и т.д.
Мировой промышленный рынок этих видов товаров весьма велик. Рек-
ламе их способствуют специализированные выставки, автосалоны, между-
народные соревнования и автопробеги типа "Париж-Дакар", где
неоднократно побеждала российская команда на грузовых автомобилях "Ка-
маз". Это способствовало тому, что сразу же увеличились заказы на эти
грузовые автомобили. Так, если в 1998 году было произведено 3,3 тыс. ав-
томобилей "Камаз", то в 1999 году завод увеличил производство грузовых
автомобилей до 14,8 тыс. штук или в 4,48 раза больше, чем в 1998 г. Всего
же в 1999 году предприятия России произвели 179,1 тыс. грузовых автомо-
билей, что на 23,4% больше, чем в 1998 году.
Особое место среди машин и оборудования занимают тракторы и сельхоз-
машины. За последние десять лет производство этих видов промышленных
товаров резко сократилось. Так, производство тракторов с 1990 года по 1998
сократилось в 18,7 раза (с 183,3 до 9,8 тыс. шт.), комбайнов зерновых за этот
же период - в 65,7 раза (с 65,7 до 1,0 тыс. шт.), плугов тракторных - в 123 раза
(с 61,8 до 0,5 тыс. шт.). В 1999 году наметилось небольшое оживление на рын-
ках данных товаров. Производство тракторов составило уже 15,4 тыс. штук,
комбайнов зерноуборочных 2045 штук.
Вспомогательное оборудование включает в себя движимое заводское
оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики и т.п.) и конторское обо-
рудование (пишущие машинки, письменные столы и т.п.). Оборудование
этого типа содействует процессу производства. Срок службы у него короче,
чем у стационарных сооружений, но превышает срок службы рабочих мате-
риалов. Некоторые производители вспомогательного оборудования продают
его непосредственно потребителям. Однако чаще они все же работают че-
рез посредников, поскольку рынок географически распылен, покупателей
очень много, а заказы невелики по объему. При выборе поставщика основ-
ными соображениями являются качество, свойства и цена товара, а также
53наличие системы сервиса. Штату продавцов обычно придается большое 1
значение, чем рекламе, хотя и ею можно пользоваться весьма эффективно. .
Вспомогательные материалы - объекты, вообще не присутствующие в ,
готовом изделии бывают двух видов: рабочие материалы (смазочные масла, j
каменный уголь, писчая бумага, карандаши и т.п.) и материалы для техни- •
ческого обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки и т.п.). Вспомога- \
тельные материалы являются для рынка товаров промышленного j
назначения тем же, чем являются товары повседневного спроса для потре- j
бительского рынка, так как их обычно покупают с минимальной затратой;
усилий методом повторных закупок без изменений. Торгуют ими, как прави-1
ло, через посредников, поскольку покупателей очень много, они географи-
<
чески распылены, а стоимость товарной единицы вспомогательных?
материалов низка. В связи с тем, что сами вспомогательные материалы в 1
значительной мере стандартизированы, а предпочтения к маркам выражены '
довольно слабо, основными соображениями при закупках являются цена то- .
вара и сервис. $
Деловые услуги подразделяются на услуги по техническому обслужива- ;
нию и ремонту, т.е. услуги промышленного характера (мытье окон, ремонт '|
пишущих машинок и т.п.) и услуги консультативного характера (правовые |
консультации, консультации для руководства, реклама и т.п.). Услуги по тех- j
ническому обслуживанию и ремонту обычно поставляются на договорной i
основе. Мелкие производители часто предоставляют услуги по техническо- \
му обслуживанию, а производители оригинального оборудования нередко '
оказывают услуги по ремонту. Деловые услуги консультативного характера \
обычно присутствуют в ситуациях закупок для решения новых задач. При]
этом покупатель из сферы промышленности обычно выбирает поставщиков]
на основе их репутации и квалификации их персонала. ;
Консультации в области новой техники и технологии (инжиниринг), плат-J
ные НИОКР, консультации по правовым организационным вопросам, дого-f
воры по лизингу, транспортные договоры, договоры франчайзинга, аренды,
|
страхования имущества, аудиторским услугам и т.д. Потенциальные потре-1
бители подобных услуг - подавляющее большинство предприятий, крупных!
и малых; они получают компетентное решение, которое сами найти не в со-\
стоянии и которое обошлось бы им очень дорого, если подобные службы \
имелись бы на самих предприятиях. Некоторые услуги по их значению й|
стоимости могут быть уподоблены дорогому оборудованию (полные инжи-i
пиринговые проекты). Другие можно сравнить по тем же параметрам с недо-1
рогим оборудованием или с потребительскими товарами (текущий ремонт,»
страхование). ;

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные виды классификации товаров. Классификация товаров производственно-технического назначения» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Іменник
Інвестиційні можливості
Формати повідомлень і прикладні програми роботи з електронною пош...
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
Частини мови


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (22.09.2011)
Переглядів: 6923 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП