В 2003 г. американцы пожертвовали на благотворительные цели $241 млрд. Однако же лишь часть тех денег, что собираются с помощью телемаркетинга, идут непосредственно на благотворительные цели, начиная от защиты прав человека и заканчивая поддержкой ассоциаций, обеспечивающих контроль за расходованием правительственных средств. По данным отчета, опубликованного министром юстиции Томом Рейли, в 2003 г. из каждого пожертвованного на благотворительные цели доллара до адресата доходило лишь 29 центов. «Люди должны задумываться над тем, что в некоторых случаях значительная доля их пожертвований может не быть использована на благотворительные программы, — говорит Т. Рейли. — Люди должны знать об этом и отслеживать, куда уходят их доллары». Возможно, многие люди были бы не столь расположены к пожертвованиям, если бы понимали, сколь малая часть их пожертвований идет на благие цели. Наиболее вопиющим примером может служить кампания, проведенная Ассоциацией слепых, в ходе которой было собрано $2,9 млн, но лишь $277 098, т. е. менее 10%, дошло до адресатов. Благотворительные компании и фирмы, зарабатывающие на телемаркетинге, защищаются, говоря, что для того, чтобы заработать деньги, нужно вкладывать деньги. В общем, верное замечание. Но ведь не все благотворительные организации столько тратят на сбор средств. Например, по данным сайта Христианского детского фонда (www.christianchildrenfund.org), около 81% средств, собираемых фондом, расходуется на детей. Несколько лучше, чем 29%, скажем так. ИСТОЧНИК: Jay Fitzgerald, «Charities Lose 71 Percent of Donations: Fund-Raising Companies Get It, AG Says», www.business.bostonherald.com (10 декабря 2004); Penelope Wang, «Making Your Generosity Pay», www.cnnmoney.com (22 декабря 2004).
374
Часть 3. Индивидуальные детерминанты поведения потребителей
Потребность отдавать Наверное, вы не раз слышали о том, что некто, добившись большого успеха, почувствовал потребность помочь другим людям. Это может быть выпускник колледжа, который, заработав миллионы долларов, решил отблагодарить свою альма-матер, учредив стипендии для лучших студентов или выделив средства на строительство нового учебного корпуса. Или это спортсмен-чемпион, который создал в городке, в котором он родился, детский спортивный клуб. Каждая подобная история может отличаться в деталях, но в центре сюжета остается потребность людей отдавать нечто. Вы когда-либо жертвовали деньги на благотворительные цели? (Вне зависимости от того, ответили вы «да» или «нет», прочтите статью врезки «К сведению потребителя 8.2»). Большинство из нас делали такие взносы, движимые единственным желанием помочь тем, кто оказался в беде. Но подобный альтруизм может быть не единственной причиной, побуждающей людей отдавать нечто, им принадлежавшее. Иногда нами руководит забота о своем социальном имидже. Мы не хотим выглядеть скупыми или бездушными, особенно, когда о помощи просит друг или сослуживец. Пожертвования, особенно крупные, служат символом богатства благотворителя. Богатые дарители часто сохраняют анонимность, но не всегда. Успех благотворительных организаций в сборе средств во многом зависит от понимания ими всех тех разнообразных причин, которые мотивируют потребность отдавать. Потребность людей отдавать выражается не только в денежных взносах. Она охватывает и все то, что мы преподносим другим людям в качестве подарков (в том числе, подарочные карты — см. врезку «Рыночные факты 8.2»). Подарок — важный элемент многих праздников. День святого Валентина, День Матери и День Отца, Рождество отмечают, в том числе, ритуальными дарами. Традиционными событиями, требующими одаривать виновников торжества, являются дни рождения, годовщины памятных событий, последние звонки и т. п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Знаете ли вы, на что идут ваши деньги?» з дисципліни «Поведінка споживачів»