аркетинговые стратегии все чаще должны разрабатываться для глобального рыночногопространства.Такиекорпорации,какCoca-Cola,IBM,Gillette,Nestle,Sony, Unilever, болееполовинысвоихприбылей получаютзапределами стран происхождения, поэтому глобальная перспектива становится сегодня насущной необходимостью стратегического планирования. Даже маленький магазинчик, обслуживающий небольшой квартал, может заметить, что ему приходится конкурировать с фирмами, владельцами или акционерами которых являются глобальные корпорации, бренды
Глава 2. Разработка маркетинговых стратегий для организаций
99
которых известны всему миру. К тому же 80% из 100 тыс. американских компаний, которые занимаются экспортом, — это предприятия малого бизнеса.36 Вероятно, ваша карьера в значительной степени будет зависеть от вашей способности «мыслить глобально» при разработке маркетинговых стратегий. Глобальное мышление включает в себя способность понимать рынки, лежащие за пределами родной страны, по следующим аспектам: 1. Источники спроса: торговля на рынках разных стран. 2. Источники предложения: изыскание материалов и кадров по всему миру. 3. Методы эффективного менеджмента и маркетинга: использование лучшего мирового опыта менеджмента и маркетинга.37 Анализ и стратегия глобального рынка Анализ глобального рынка начинается с понимания на глобальном уровне рынков как групп людей. Каковы их потребности, покупательная способность и возможность покупать, готовность тратить деньги? Чем они отличаются от потребителей, которым мы уже продаем продукты? Как подчеркивается во врезке «Поведение потребителей и маркетинг 2.4», сегодняшние потребители имеют возможность покупать несметное число импортных продуктов и продуктов под международными марками в магазинах по всему миру, от Лондона до Сан-Пауло, или через Интернет. Но потребители выбирают также идеи, рекламные объявления, друзей, представляющих разнообразие наций и культур. То, как потребители принимают решения о покупках, зависит, помимо прочего, от культурных, этнических и мотивационных переменных. Это увеличивает потребность в аналитиках потребительского поведения и исследователях, которые помогают разрабатывать глобальные стратегии маркетинга. Фирмы обращаются к аналитикам потребителя за помощью в установлении среди растущего населения сегментов потребителей, экономически способных покупать продукты, и формулировании стратегий их эффективного охвата. В данной главе мы обсуждаем глобальный маркетинг и поведение потребителя с точки зрения стратегии; в гл. 7 рассматриваются глобальный потребитель и тенденции народонаселения, в гл. 11 — культурные и этнические переменные.
Поведение потребителей и маркетинг 2.4 Краткая характеристика глобальной розничной торговли Пройдитесь по лондонской Оксфорд-стрит, и на каждом шагу вы обнаружите приметы нового рынка. Вы можете выбирать из несметного числа концепций розничной торговли, включая самых знаменитых традиционных английских продавцов вроде Boots, Self ridge's и Marks and Spencer. Но только войдя в двери Self ridge's, вы
тут же оказываетесь на территории глобального рынка, предлагающего продукты и торговые марки со всех континентов — от Sony (Япония) до Miele (Германия) в отделе бытовой техники и от Lindt (Швейцария) до Mars (США) в продовольственном отделе. В Boots теперь продают не только традиционные фармацевтические продукты, но и используют для обработки покупок самое технологически совершенное кассовое оборудование и программное обеспечение, разработанное и произведенное в разных странах. А зайдя в Marks and Spencer, вы найдете там попкорн, маисовые мексиканские чипсы и другие соленые закуски, фактически произведенные в г. Мэрион, штат Огайо. ГуляядальшепоглавнойторговойулицеЛондона,вы,вероятно,увидитевывески магазинов, написанные не только по-английски, но и на арабском или японском языке, услышите покупателей, говорящих по-французски, на идиш, африкаанс, немецком и многих других языках мира. Если бы по улицам ездили не двухэтажные автобусы и черные кэбы, а желтые такси, можно было бы подумать, что ходите по магазинам на знаменитой Пятой Авеню в Нью-Йорке. И если не обращать внимания на некоторые различия в пропорциях, потребители могут узнать на лондонской улице торговый район Манхэттена, многие магазины (или, по крайней мере, типы магазинов), торговые марки и поистине вавилонское многоязычие. Но еще важнее — с точки зрения главной темы нашей книги — то, что вы с большой долей вероятности встретите одних и тех же потребителей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глобальная стратегия маркетинга» з дисципліни «Поведінка споживачів»