Матрица основньгх типов корпоративной культуры различных стран
Корпоративная культура в значительной степени обусловлена и формируется в зависимости от типа организации и управления компанией и в то же время сама оказывает существенное влияние на их развитие и совершенствование, повышая или ослабляя конкурентные преимущества компании, в том числе и в международном масштабе. Согласно модели Тромпенаарса — Хэпдэна — Тернера выделяется четыре разновидности корпоративной культуры в зависимости от степени централизации управления, его формализации и объекта управления. Эти четыре вида корпоративной культуры получили образные названия «семья», «управляемая ракета», «инкубатор» и «эйфелева башня» (рис. ЗОЛ). Разные страны характеризуются различными корпоративными культурами и могут быть, отнесены к определенным квадрантам матрицы. Например, компании США и Канады находятся в квадранте «инкубатор», компании англосаксонских и североевропейских стран — в квадранте «управляемая ракета». В оргструктурах таких компаний степень централизации низкая и расстояние между верхним и нижним уровнями в схеме управления относительно невелико. Такие управленческие культуры получили название элитарных. При этом компании типа «инкубатор» имеют низкую степень формализации управления, а компании типа «управляемая ракета» — высокую. Кроме того,
>96
Пиша 30 ПабликрилсЙшмэ, корпоративная культура
Степень формализации организационной структуры к управления
S § С =1 I е с 3 3 О. 4) о Низкая Высокая Ц Высокая - I Неэлитарные культуры Элитарные культуры Низкая *-
Семья Эйфелева башня Инкубатор Упрапляемая 'ракета Рис ЗОЛ. Матрица корпорнтииных культур управления
компании корпоративной культуры «инкубатор» ориентированы на развитие личности сотрудников и в качестве мотивации труда предоставляют возможности совершенствования и самореализации. Компании типа «управляемая ракета» ориентированы на решение конкретных задач и выражают собой максимальную степень делегирования полномочий от верхних эшелонов власти нижним. Компании стран Юго-Западной и Центральной Европы находятся в квадранте «семья» и «эйфелева башня», которые характеризуются иерархичностью. высокой степенью централизации управления и ограниченностью делегирования власти. При этом степень формализации управления низка в квадранте «семья» и высока в квадранте «эйфелева башня». Компаний корпоративной культуры типа «эйфелева башня» имеют ярко выраженную ролевую ориентацию. В этом случае сотрудникам, независимо от уровня вертикальной иерархии власти, детально и жестко определяют их функциональные обязанности, осуществляется тщательный контроль за качеством их исполнения; при этом не допускается несанкционированное перераспределение должностных обязанностей (табл. 30.2). Корпоративная культура патерналистского типа («семья») свойственна мелким фирмам, а в Японии и средним и крупным компаниям. Такие компании строятся также на жестком иерархическом подчине-
3 Матрица основных типов корпоративной культуры различных стран 697 нии и необходимости строгого подчинения нижестоящих сотрудников вышестоящими неукоснительного исполнения их указаний. Но в этом случае обязанности нижестоящих уровней не отличаются четкой фор-мализованностью, сотрудники имеют определенную свободу действий в рамках полученных сверху заданий и вправе творчески решать поставленные задачи в рамках распоряжений своего руководителя, который ассоциируется с отцом семейства Табли ца 30 2 Характеристика основных видов корпоративных управленческих культур
Характеристика культур Вилы культуры семья управляемая ракета инкубатор ЗЛфелева башня Степень цен- Высокая Низкая Низкая Высокая трализации управления Степень фор- Низкая Высокая Низкая Высокая мализации управления Объект Реализация Решение оп- Развитие лич- Определение ориентации указаний ределенной ных способ- ролевых сверху задачи ностей функций Страны Азия,араб- Северная США, Канада Германия, и ре тоны ские страны, Европа, Центральная Латинская Англия Европа — Америка, Юг и Запад Евро- пы, Россия и СНГ Корпоративная культура тесно связана с деловой и национальной культурой соответствующего географического регионаи страны, и при создании зарубежных филиалов в международном маркетинге необходимо учитывать и соотносить специфику требований каждой из них. В случае "игнорирования особенностей национальной деловой культуры соответствующего государства с определенными системами ценностей и менталитета или распространенного вида корпоративной культуры и организационной структуры управления возможны серьезные просчеты и неудачи. При этом, как правило, национальная культура превалирует над корпоративной. Однако корпоративная культура, хотя я не может пол-
ностью изменить личность сотрудника, все же способна оказывать серьезное влияние „а развитие национальной культуры работников компании. В качестве подтверждения этому можно привести примеры неудач японских менеджеров по внедрению своей национальной корпоративной культуры в приобретенных компаниях США. Попытки заставить американских рабочих петь по утрам гимн компании, переобуваться в иехач в тапочки, почитать руководителя как отца своего не принесли успеха и осложнили психологический климат в коллективе. Различия деловой и корпоративной культур разных стран предполагают адаптацию и вправилах международных деловых отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Матрица основньгх типов корпоративной культуры различных стран» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»