Меэдународная логистическая деятельность компании несет все основные функции управления, а именно: планирование, организацию, координацию, учет и контроль. Планирование логистики предполагает разработку как стратегических, так и оперативных планов и текущих бюджетов логистики при согласовании показателей и данных. Логистический план координирует логистическую деятельность компании и описывает технологии управления системными изменениями и способы достижения поставленных целей, Большое значение при планировании логистики, особенно для обеспечения долгосрочного размещения, использования и транспортировки логистических ресурсов, имеют стратегические планы, выступающие как элементы проектирования всей логистической системы компании. Текущие оперативные планы, рассчитанные обычно на один год, разрабатываются в рамках стратегических плановых заданий и устанавливают порядок совершенствования и перестройки системы логистики компании, целевые показатели и календарные графики работ, а также логистические бюджеты, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих статей расходов в рамках логистики. Бюджетное планирование связано с необходимостью согласования разноречивых интересов и подходов. Постатейная разбивка расходов позволяет значительно облегчить такую работу. Большое распространение в настоящее время в компаниях получило так называемое сравнительное бюджетирование*, когда распределение ресурсов по отдельным функциям или процессам осуществляется по критериям для сопоставления результатов работы во времени (текущих и прошлых), пространстве (разных подразделений компании или по географии рынков) и относительно конкурентов. TVp6yneHTHocrb и повышение степени неопределенности развития международной маркетинговой среды, а также возможные ошибки планирования делают необходимым корректировку оперативных планов компании, в том числе и в разделе логистики, что может потребе-
6 Управление международной логистикой 655 ватЬся несколько раз в течение одного оперативного периода. При этом перед внесением поправки должны быть согласованы и соотнесены с другими разделами плана компании (в случае необходимости соответствующие поправки вносятся и в них) и документально оформлены и одобрены руководством. Организационные структуры управления логистическойдеятельно-стью Универсальной организационной структуры международной логистики компании не существует, поскольку логистические операции географически разобщены и осуществляются в различных частях земного шара многочисленными бизнес-единицами и филиалами компании. Можно проследить эволюцию организационных структур управления логистической деятельностью компании и выделить наиболее типичные и оптимальные виды организационного построения логистических служб международной компании. Эволюция развития организационных структур управления логистической деятельностью в компании может быть представлена в такой последовательности: фрагментарность— агрегирование функций логистики в единой организационной структуре — интеграция функциональных процессов. Первый этап (до 50-х гг.) — логистические операции рассматривались как вспомогательные, и ответственность за их осуществление возлагалась на сотрудников различных подразделений. На рис. 28.6 представлены только функции, непосредственно связанные с логистическими операциями. Второй этап (50—80-е гг.) — объединение логистических функций в рамках единой организационной структуры. Этот, этап в свою очередь насчитывает три стадии: первая стадия (50—60-е гг.), на которой независимо друг от друга службы, занятые физическим распределением и управлением материальными ресурсами, объединяют родственные функции. На рис. 28.7, отражающем наиболее типичный вид организационной структуры данной стадии развития логистики, уже присутствуют два объединенных операционных блока; один включает управление поставками материалов для производства, а второй — физическое распределение в рамках маркетинга. В то же время управление запасами осталось без изменения и не подверглось агрегированию. Вторая стадия (конец 60-х — начало 70-х гг.) - усиливается значение логистики, ее стратегическое влияние на деятельность компании в целом. Чаще всего физическое распределение продукции как функция выделяется из маркетинговых рамок в самостоятельный блок. Однако какая именно группа функций выделяется в качестве ключевой, эави-
656
Глава 28 Международная интегрированной логистика
ПишныЙ исполнительный директор ::
Финансы
Производство
Маркетинг
Управление запасами Обработка заказов Кредитование
Планирование потребностей в материальных ресурсах Закупки
Информационная система управления Планирование мощностей инфраструктуры
Складирование сырья Заводское складирование готовой продукции Транспортировка
Складирование готовой продукции на рынках сбыта
_ Промышленный инжиниринг
{
Планирование производства
Рис. 28 6. Фрагментарная организационная структура управления логистической деятельное!"ьк> сит от профиля деятельности компании. Например, может выделяться и блок управления материальными ресурсами. В то же время на данной стадии не происходит полной интеграции логистического подразделения компании, что объясняется, во-первых, отсутствием межфункциональных логистических информационных систем, а во-вторых, акцентированием внимания на обработке за казов и закупках. Приведенный на рис. 28.8 вид организационного построения — наиболее часто встречаемый в современных компаниях. Третья стадия (80-е гг.) связана с объединением всех логистических функций в единую систему, ее сосредоточением под единым руководством. Этому во многом способствовало стремительное развитие логистических информационных систем. В этом случае каждая функциональная область логистики (закупки, материально-техническое обеспечение производства и физическое распределение) выделены в отдельный бизнео-проиесс. Планирование и
5 Управление международной логистикой
657
Главный исполнительный директор
Финансы
г~ Производство
]
|— Маркетинг
г Управление запасами, кроме рынков сбыта Кредитование Информационная система управления Планирование мощностей инфраструктуры
Заводское складирование готовой продукции Промышленный инжиниринг Планирование производства Управление поставками материалов
— Прогнозирование Физическое распределение вка —| Транспортира Управление запасами готовой продукции Обработка заказов
Планирование потребностей в материальных ресурсах
Продажи, обслуживание заказов клиентов
Закупки *— Складирование сырья
Складирование готовой продукции на рынках сбыта
Рис 28 7 Организационная структура управления логистической деятельностью функциональное агрегирование (первая стадия) координация всех логистических функций в интегрированной системе позволяет использовать синергический эо>фект от объединения усилий rjo организации логистических действий фирмы. Планирование и контроль за логистикой осуществляется на высшем уровне руководства компанией. Однако такой тип построения организационной схемы управления логистикой встречается довольно редко (рис. 28,9). Третий этап (с середины 80-х гг.) — интеграция единого логистического процесса. Задача состоит не столько в том, как более качественно выполнять отдельные логистические функции^ а как повысить эффективность руководства логистическим процессом в целом в целях снижения совокупных издержек и оптимизации деятельности компании. Управление в этом случае ориентируется на процесс, чему в большей степени соответствует процессо-ориентированная горизонтальная система управления — модель Острова-— Смита, получившая название по имени ее авторов — консультантов компании McKinsey (рис. 28.10).
658
Глава 28 Международная интегрированная логистика
Равный исполнительный директор
гС — Финансы —[Упранле р-1 ками м i
Информационная система управления Планирование мощностей инфраструктуры
Планирование производства
Промышленный инжиниринг
ние постав-материалов
Планирование потребностей в материальных ресурсах Закупки
Физическое распределение Транспортировка Обработка заказов Управление запасами готовой продукции на рынках сбыта и па производстве Складирование готовой продукции на рынках сбыта
1 Маркетинг Прогнозирование
{
Складирование сырья Управление запасами сырья
Заводское складирование ГОТОВОЙ продукции Продажи, обслуживание заказов клиентов
Кредитование Планирование системы распределения Рис. 28 8 Организационная структура управления логистической деятельностью: функциональное агрегирование (вторая стадия) Интсфмрованность логистики означает ее объединение с маркетингом и производством, предполагая интеграцию в единый хозяйст-ведошй процесс не функций, а процессов транспортировки, улравле-ЕЬН» расами, разработки новых товаров, гибкого производства я об-сауаашнда погубителей. Прослеживаются тенденции частичного отказа от вертикальных с^глнизавдонных схем к схемам горизонтального типа, растушее влияние ннформационних технологий на организационное построение шадраздаяеняй компаний, усиление процесса агрегированности
6 Управление международной логистикой
659
Главный исполнительный директор Исполнительный директор по логистике
Планирование
Контроль
Логистическая поддержка
Планирование логистических ресурсов
i
Упаковка
Прогнозирование спроса
Инжиниринг грузоперсработки
Обработка заказов
Складирование
Функциональное планирование
Управление запасами
г- Планирование потребностей
Транспортировка и экспедиторское обслуживание грузов
Планирование производства
Планирование мощностей
{
Планирование потребностей в материальных ресурсах
Логистические операции
Материально-техническое обеспечение производства
Физическое распределение
Рис, 28 9 Организационная структура управления логистической деятельностью* полное функциональное агрегирование (третья стадия) функций логистики, а в случае сложившейся интеграции логистической деятельности — его ослабление, При командном типе организационного построения логистических служб отсутствует традиционный подход к структурным пропорциям в виде деления функций по территориальному, товарному принципу или по принципу группирования клиентов и потребителей. Рассматривая возможные организационные структуры управления логистикой компании в будущем, можно предположить замену форма-
660
Глава 28. Международная интегрированная логистика
Руководство Функциональные подразделения
Рук оподитс л и процесса Команда Команда I Команда Команда I ^Р^ечие функций* ^_| 1 f иального цикла Привлечение и исполнение заказов
Руководители процесса
Команда
Команда
Команда
Команда Снижение издержек
Интегрированная логистика
Руководи гели Процесса Команда Команда Команда Команда \ Коммерциализация технологии 1 Ключевые процессы
Сокращение затрат времени
Рис 28.10. Модель Острова—Смита лизованной административно-командной иерархии неформальной электронной сетью, получившей название виртуальной организации, существующей, но не имеющей формальных очертаний. Виртуальные организации прозрачны для формальной организационной структуры, в которую они входят. В этом случае многофункциональные команды (или рабочие группы) через электронные каналы способны сообща выполнять работу на интегрированной, объединенной основе. Организационное построение логистических подразделений будушего будет стремиться к функциональной дезагрегированности и концентрации на рабочих процессах, а не на структуре. Однако в дезагрегированности логистических процессов таятся серьезные угрозы, что следует учитывать при реформировании организационного построения служб логистики. Контроль и оценка результатов логистической деятельности все более приобретают всеобъемлюпхий характер, ориентируются на единый логистический процесс и осуществляются на базе современных информационных сетей. Уровень с>бслуживания и степень удовлетворенности целевого потребителя ставятся во главу утла при оценке эфо>ективности работы компании. Контроль и оценка результатов логистической деятельности приобретают все большее значение в связи с сокращением разрыва межау выгодными и невыгодньими дотстическимн операциями.
6. Управление международной логистикой
661
Контроль и оценка результатов логистической деятельности компании основываются на четко разработанной системе и структуре отчетности в рамках компании, в частности включающей отчеты об общем состоянии логистической деятельности (например, о состоянии запасов), отчеты о тенденциях развития логистической работы (для топ-менеджеров), специальные отчеты и доклады и т.д. Контроль предполагает учет и оценку результатов и эффективности логистической деятельности компании прежде всего путем сопоставления плановых и фактических результатов. Проводятся финансовый учет и калькуляция издержек, как общих, так и по видам логистических функций и процессов. При этом принимается во внимание, что ряд логистических функций может быть передан компанией независимой внешней организации. Оценка эффективности логистической работы компании осуществляется на основе не только количественных, но и качественных показателей, например: на базе норматива совершенного заказа, отражающего степень общего удовлетворения нужд и запросов потребителя-Компании прибегают также к сравнительному анализу восприятия потребителями типов логистических цепей. Эти показатели относятся к разряду внешних. Удовлетворение потребителей
Своевременная доставка Продолжительность исполнения заказа Продолжительность производственного цикла Время реакции цепи поставок Выполнение производственного плана
— Совершенный заказ — Реакция на рек ламации
Общие издержки Рентабельность Затраты на исполнение заказа, на закупку материальных ресурсов, на содержание и управление запасами, на финансирование логистики
Цикл оборота Запасы Загрузка мощностей
L Конкурентные преимущества Рис. 28.11 Комплексная оценка эффективности логистической работы компании
662 Глава 28 Международная интегрированная логистика Внутренние оценочные показатели эффективности логистической деятельности компании представлены издержками, данными, свидетельствующими о качестве обслуживания потребителей, производительностью, активами, показателями качества целостных процессов логистики (рис. 28.11). Эффективность логистической деятельности компании определяется прежде всего соотношением издержек компании и уровня сервиса для потребителей. При этом интегрированная логистика предоставляет возможности перераспределения издержек о рамках соответствующих статей расходов с целью получения оптимального результата и совокупного синергического эффекта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Управление международной логистикой» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»