Особенности торговых компаний Европы, США, Китая и Южной Корен
Универсальные торговые фирмы европейских стран значительно сдабее японских, хотя именно они были первыми в развитии межауна-родного торгового дела. Открытие нового морского пути из Европы в
620 Глава 26 Торговые дома в международном маркстише Индию вокруг мыса Доброй Надежды в 1498 г. открыло новые торговые возможности для европейских купцов, которым европейские монархи сдали в наем по чартеру торговые суда, предоставили эксклюзивное право собственности на оговоренные зарубежные территории, обеспечили защиту на море со стороны своих военно-морских сил и тем самым способствовали развитию международной торговли и международных торговых фирм в своих странах. Взамен от них требовалась уплата значительных экспортных пошлин. В результате в 1607 г. была образована нидерландская Ост-Индская компания, а вскоре были созданы аналогичные компании в Британии и Франции. Однако развитие универсальные торгозые фирмы получили в Европе и Америке в 70-е гг. XX в. под влиянием значительных успехов японских «сого еёся». Тогда правительства таких стран, как США, Бразилия, Корея, Тайвань, Таиланд, Филиппины и Турция, начали активно развивать свои соэственные системы универсальных торговых фирм, моделью которых послужили японские торговые дома. В Европе универсальные торговые компании довольно слабы и одной из причин этого является пониженный имидж и невысокие прибыли в сфере торговли по сравнению с производственным бизнесом. Тем не менее в 90-е гг. на них приходилось 25% внешнеторгового оборота Франции, 27% - Германии и 21% — Великобритании. Первая группа международных торговых компаний Франции — крупнейшие торговые компании европейских стран — имеют оборот свыше 1 млрд долл. и колониальное происхождение. Их только с определенной оговоркой можно назвать универсальными, поскольку они обычно четко специализируются на определенных видах минерального и'сельскохозяйственного сырья. Вторая группа — так называемые новые компании международной торговли — были созданы по инициативе банков, промышленных групп или оптовиков. Третья группа — наиболее многочисленная, насчитывающая около 5000 компаний, которые характеризуются большим разнообразием форм и видов деятельности в области организации международной торговли. Все эти компании досконально знают ситуацию в мировой экономике и мировой торговле, являются промежуточной базой при выходе на внешний рынок многочисленньгх мелких и средних предприятий., кощролируютсделки в рамках новых 4>орм международного экономического сотрудничества и торговли и служат опорой при внедрении предприятий на зарубежные рынки, - В Германии международные торговые компании также во многом способствовали ее гкетевоенной экспортной экспансии. Например, в
4 Особенности 70рг<тых компании Европы. США. Китая м Южной Кореи 621 конце 80-х гг. положительное сальдо ее торгового баланса превышало 90 млрд марок. В международной торговле Германии участвуют два типаторговых компаний: международные торговые компании, интегрированные и промышленные группы — концерны, и семейные торговые предприятия средних размеров (рис. 26,2). 1иды торговых компаний
гз Международные торгооые компании в рамках концернов
Семейные торговые предприятия средних размеров
Филиалы промышленных кимпанкй
Материнские компании финансо»о- промыниен- ных групп
Международные торговые компании, входящие в состав холдинга
Рис 26*2. Торговые компании Германии Международные торговые компании, интегрированные в промыишн-ные группы — концерны, которые напоминают японские «сого есся*. Юридически эти компании самостоятельны, однако в вопросах управления и стратегической линии прослеживается их тесная связь со своей промышленной группой- При этом данные торговые компании не являются только обслуживающими свои концерны — более половины сбываемых товаров они закупают вне своего концерна. Такие компании могут быть, во-первых, филиалами производственной компании. Например, компания Tissen Handel Union включает в себя шесть сестринских компаний с Ограниченной ответственностью, специализирующихся в различных отраслях (металлургия, железный лом, топливо, инжиниринг, транспортировка, сбыт), или компания Kmpp Handel, которая обеспечивает торговлю, инжиниринг и транспортировку грузов концерна Кгарр, Во-вторых, они представлены международными торговыми компаниями, являющимися материнской компанией финансово-промышленной группы. Примером такой немецкой торговой компании является компания Klokner und Ко, персонал которой насчитывает около 8000 чел, и которая специализируется на переработке стали и др. В-третьих, к ним относятся также международные торговые комца-нии^еходящце в состав холдинга и являющиеся сестринской компанией
622 Глана 26 Торговые дома и международном маркетинге по отношению к производственным компаниям Примером такого варианта могут служить немецкие компании Ferroschtal и GutehoiTnun-gscliutte. Последняя имела в конце 80-х гг. товарооборот 5 млрд марок и реапизовывала более трети объема продаж концерна за счет поставки стали на внутренний рынок и на экспорт и продаж оборудования для цементных и сталелитейных заводов. При этом производственные компании располагают и другими сбытовыми сетями и могут обращаться к ним в случае необходимости. Это повышает уровень конкуренции в рамках группы и требует роста конкурентоспособности торговых компаний, их адаптации к новым условиям мировой торговли. Если первоначально интегрированные в концерны международные торговые компании извлекали из этого стартовые преимущества, то в дальнейшем они развивались, опираясь на собственные ресурсы и средства. Семейные предприятия средних размеров, которых, например, в Гамбурге насчитывается ЗООО, а в Бремене — 600 и на которые падает 15% немецкого экспорта — это второй тип международных торговых компаний в Германии. Они в основном ориентированы на организацию внешней торговли за пределами ЕС — в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии, где имеют более чем столетний опыт работы. Как было уже сказано, универсальные торговые фирмы Америки начали свое развитие с начала 80-х гг. под влиянием успешной внешнеторговой и международной посреднической деятельности японских «сого еёся». Bank of America, Citicorp, General Electric, General Motors, Sears относятся к числу крупных американских фирм, сформировав-. ших экспортные торговые компании, чему в немалой степени способствовало содействие американского правительства Однако результаты оказались не стол ь положительными, как это ожидалось и как это можно наблюдать у японских универсальных торговых фирм. Основной проблемой для американских универсальных торговых компаний является недостаточность опыта и знаний в этой сфере и нежелание идти, как японцы, на незначительный уровень прибылей. В связи со своей слабостью американские торговые компании при разработке зарубежных рынков довольно часто вынуждены либо заключать соглашения о сотрудничестве с японскими компаниями, либо полностью пользоваться их услугами, доверяя им реадизовывать международные и внешнеэкономические стратегии для американской стороны. Американские универсальные торговые компании предлагают своим клиентам широкий спектр услуг (помимо организации импорта В страну, складирования, транспортировки и распределения импорт-Ныхтоваров на внутреннем; рынке), а именно: информацию
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности торговых компаний Европы, США, Китая и Южной Корен» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»