Стратегии дифференциации, диверсификации, вертикальной интеграции и узкой специализации и оптимизация товарного ассортимента фирмы
Для оптимизации экспортной (импортной) номенклатуры компаний используют различные ассортиментные стратегии. Прежде всего — это различные вариации стратегий диверсификации, дифферен-1хдадии, вертикальнойинтеграции и узкой специализации (рис. 17.4). Диверсификация товарного ряда экспорта компании предполагает создание и вьптуск на мировые рынки новой продукции, внедрение в
Узкая специализация J_ Икая Узкая специа- лизация специализация с частич- ной на одном дифференциацией 1= ев -gg
Рис 17 4 Основные стратегии оптимизации внешнеторговой номенклатуры компании новые сферы деятельности, новые сферы бизнеса. Диверсификация означает освоение несвязанных между собой областей предпринимательской деятельности: производства тракторов, игрушек, развитие банковского дела, туризма и т.д. Это позволяет обезопасить бизнес от возможных изменений в спросе в той или иной предпринимательской области. Например, если в туризме возникнут определенные кризисные ситуации, то можно развивать свой бизнес за счет получения прибылей непосредственно в банковской, страховой сфере, производстве химических удобрений или какой-либо другой продукции. В то же время такая стратегия требует значительных ресурсов: финансовых, производственных, сбытовых, научно-технических, кадровых, управленческих и др., т.е. эта стратегия возможна для организаций и фирм, которые владеют прежде всего достаточными капиталами и бизнес-знаниями. Дифференциация предполагает производство товаров и услуг примерно одного типа, но разных видов или модификаций. Дифференциация — это работа в сопряженных сферах, например: производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и т.д. Иногда стратегия дифференциации понимается еще £же, например как производство только легковых автомобилей, но различных подвидов и модификаций.
424 Глава 17 Оптимизация товарного ассортимента фирмы Вертикальная интеграция — эта стратегия предполагает освоение сфер бизнеса, которые сопряжены с вертикальной цепочкой производственно-сбытового процесса Вертикальная интеграция бывает «вперед» и «назад». Вертикальная интеграция «вперед» связана с приобретением и освоением сфер бизнеса от производства данного товара к его сбыту и приближает его к покупателю Вертикальная интеграция «назад» означает приобретение сфер бизнеса, связанных с производством и доставкой сырьевых материалов, деталей и узлов для производства основной продукции, вплоть до приобретения залежей полезных ископаемых, т е имеет целью захватить в свои руки сферы бизнеса, обеспечивающие вопросы снабжения сырьем и материалами. Узкая специализация в основном свойственна компаниям, не владеющим достаточными финансовыми и прочими ресурсами и концентрирующим свои усилия на небольшой, довольно ограниченной сфере деятельности (например, выпускает только ножницы, или ножи, или отвертки и т д.) Чаще всего такой стратегии придерживаются мелкие и средние фирмы. В определенной степени подобная стратегия типична для экспортной деятельности большинства российских компаний. Обычно стратегия узкой специализации переплетается с элементами стратегии дифференциации, но только в узком диапазоне, Таким образом, хотя стратегия узкой специализации в большинстве случаев бывает вынужденной, однако и она может обеспечить весьма высокую эффективность предпринимательской деятельности. Однако уязвимость в этом случае будет значительно выше, чем при использовании других вышеназванных стратегий. Дело в том, что- при стратегии узкой специализации фирма оказывается зависимой от относительно узкого сегмента рынка даже с учетом географической диверсификации зарубежных рынков сбыта, от состояния спроса на именно данный товар и рыночной конъюнктуры. Может случиться, что вместо ножниц будут использовать лазер или какую-ли61о другую технику и тогда спрос на ножницы упадет и фирма, если не изменит стратегию, окажется перед лицом разорения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегии дифференциации, диверсификации, вертикальной интеграции и узкой специализации и оптимизация товарного ассортимента фирмы» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»