ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Міжнародний маркетинг

Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры; их классификация и механизм взаимодействия
Экономическая конъюнктура в каждый данный момент или период есть следствие какого-либо явления и одновременно причина некоторого нового явления. Изменения экономической и рыночной конъюнктуры происходят под влиянием различных причин, что обусловливает необходимость их изучения.
В широком смысле различные явления и обстоятельства как причины, вызывающие те или иные изменения экономической и рыночной конъюнктуры, принято называть факторами
Конъюнктурообразующие факторы (КОФ) — это движущие силы, определяющие характер меняющейся конъюнктуры, направление и темпы ее развития, и одновременно одно из условий этого экономического процесса в конкретных обстоятельствах.
КОФ следует рассматривать как конкретную форму проявления экономических законов и закономерностей или важнейших условий функционирования хозяйства и рынка в страновом или мировом масштабе. К КОФ следует отнести различные элементы государственной политики в области производства (капиталовложения, национализация или денационализация производственных предприятий, налоги на корпорации, система амортизационных отчислений ит.п.) или в области распределения (системы подоходных налогов, заработной платы, социального обеспечения и т.д.). Таким образом, при определении экономической конъюнктуры (общехозяйственной или отдельного товарного рынка) взаимодействие конкретных факторов рассматривается в качестве основы, условий конъюнктурных изменений в определенный момент или промежуток времени. Экономическая конъюнктура выступает как многофакторное явление, где КОФ являются ее слагаемыми.
По содержанию, длительности и характеру воздействия КОФ неодинаковы. Для определения количественного, а главное, качественного воздействия на рыночную конъюнктуру все многообразие факторов необходимо классифицировать. Существуют различные подходы к классификации КОФ. Необходимо руководствоваться главными положениями системного подхода: всякая классификация носит услов-

5 Факторы развития экономической к рыночной конъюнктуры 199
i
ный характер, так как принцип цели исследования определяет выбор классификационного признака. В зависимости от целей конъюнктурного исследования все КОФ могут быть разбиты на группы (табл. 8.3)
Таблица 8 3 Классификациякокъюнетурообразующих факторов

Классификационный признак Классификационные группы факторов
Связь с экономическим цикломПродолжительность действияПринадлежность к изучаемому объектуПринадлежность к различным сторонам рыночного механизмаПредсказуемостьУправляемостьНаправленность воздействия Теснота связиСфера происхождения, формирования Циклические, нециклическиеДолговременные, среднесрочные, краткосрочныеЭндогенные (внутренние), экзогенные(внешние)Факторы спроса, предложения, ценыПредсказуемые (прогнозируемые), непредсказуемые (непрогнозируемые)Управляемые (регулируемые), неуправляемые (нерегулируемые)Стимулирующие, сдерживающиеНепосредственно влияющие, косвенно влияющиеЭкономические, социальные, политические, природные, научно-технические
На разных этапах развития мирового рынка соотношение значимости факторов, различных по характеру и длительности воздействия на рыночную конъюнктуру, существенно меняется. В конкретных исторических условиях то одни, то другие факторы становятся определяющими в формировании и развитии общехозяйственной и товарной конъюнктуры. Поэтому изучение признаков и принципов классификации КОФ представляет большой практический интерес с точки зрения изучения рыночных изменений. Рассмотрим каждую группу факторов.
Связь с экономическим циклам. Понятие «экономическая конъюнктура» прежде всего связано с особенностями процесса воспроизводства. Однако на экономическую конъюнктуру оказывают влияние и другие факторы в форме конкретных проявлений государственного регулирования экономики, научно-технического прогресса, политические и социальные условия развития и т.д. Именно поэтому все конъюнкту-

200 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура
рообразующие факторы делятся на две основные группы: циклические (смена фаз цикла) и нециклические (все прочие факторы).
Соотношение значимости воздействия циклических и нециклических факторов на рыночную конъюнктуру носит динамический характер В отдельные исторические периоды превалирующую роль может играть то одна, то другая группа факторов Примером доминирующего воздействия циклических факторов на конъюнктуру может служить конъюнктура мирового хозяйства прошлого столетия В то же время в период после Второй мировой войны — в 50—60-е гг — определяющую роль в развитии конъюнктуры играли нециклические факторы, обусловленные восстановлением разрушенного хозяйства, государственным регулированием экономики, различными направлениями научно-технической революции, изменением процессов концентрации и централизации производства и торговли, появлением и развитием транснациональных компаний и т д В таких условиях процесс воспроизводства деформировался, изменился характер воздействия циклических факторов на экономическую и рыночную конъюнктуру, их влияние ослабло
Период 70-80-х гг. явился тем периодом в развитии рыночной конъюнктуры, когда различные по характеру структурные кризисы (энергетический, сырьевой, продовольственный, валютно-фииансо-вый и экологический) стали определяющими, ведущими КОФ Своеобразие этого периода в том, что в новых условиях цикл воспроизводства вновь изменился, глубина и продолжительность возросли по сравнению с периодом 50—60-х гг., что позволяет говорить об усилении воздействия циклических факторов на развитие общехозяйственной и рыночной конъюнктуры в условиях структурных кризисов.
Это свидетельствует о том, что значимость нециклических факторов формирования и развития конъюнктуры велика, причем их качественный характер и продолжительность воздействия весьма различны.
Продолжительность воздействия Время воздействия того или иного фактора на рыночную конъюнктуру является его важной характеристикой, По этому признаку все КОФ делятся на три группы долговременные, определяющие развитие длительных тенденций (свыше 8—10 лет), среднесрочные (3—8 лет), кратковременного действия (от нескольких
недель до 1,5—2 лет).
Необходимость изучения длительных тенденций, складывающихся под влиянием ряда факторов, определяется тем, что рыночная конъюнктура рассматривается как форма колебания вокруг длительного периода экономического развития или как отклонение от циклической кривой. Длительные тенденции развития характеризуются усредненными величинами (в определенном смысле абстракциями), но

5 Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 201
имеют огромное практическое значение Знание длительных тенден
ций развития хозяйства и рынка, складывающихся под воздействием
ряда факторов, необходимо для правильного понимания конкретной
экономической и рыночной ситуации в заданный момент и особенно в
перспективе Знание длительной конъюнктурной кривой особенно
важно для прогноза, поскольку длительная тенденция может быть рас
считана на предстоящие годы '
Среднесрочные колебания экономической конъюнктуры определяются прежде всего циклическими факторами
Кратковременные колебания рыночной конъюнктуры определяются такими КОФ, как погодные условия, сезонность производства и потребления отдельных товаров, стихийные бедствия, время отпусков, праздники, военные, политические и социальные конфликты, отдельные мероприятия правительства, мода
Среди краткосрочных КОФ особенно выделяются сезонные факторы. Они уникальны по своей периодичности и составляют особую подгруппу Подгруппа сезонных факторов охватывает не только смену сезонов, но и ежегодные национальные и международные праздники, обряды, сезонность моды и т п. Особенно велико воздействие сезонных факторов на конъюнктуру рынков потребительских товаров, включая сельскохозяйственные и промышленные
Так, сезонный характер производства сельскохозяйственной продукции резко отражается на динамике спроса и цен на эти товары. Например, перед началом сельскохозяйственных работ спрос на сельскохозяйственную продукцию (растениеводство, овощи, фрукты), как правило, превышает предложение, что вызывает повышение цен на эти товары. Наоборот, после сбора урожая сельскохозяйственной продукции предложение на рынке может превышать спрос, что неминуемо приведет к понижению цен на нее.
Сезонные колебания воздействуют на конъюнктуру не только сельскохозяйственных, но и многих промышленных товаров, влияя на их предложение и в особенности на сезонность их спроса. Например, как правило, за весенне-летний период, на который приходится время ежегодных отпусков и каникул основной массы населения, реализуется около 2/з годового объема продаж автомобилей личного пользования. Велико влияние фактора сезонности в лесной промышленности, строительстве, работе всех видов транспорта и в энергетике. Однако чем дальше от очага сезонных колебаний, тем слабее их воздействие на все последующие экономические связи, хотя полностью они не могут
быть устранены и в этих случаях
Велико значение моды, оказывающей влияние на формирование
спроса потребительских товаров. С помощью средств массовой ин-

202 Главой Мировой рынок и рыночная конъюнктура
формации коммерческая реклама воспитывает у потребителя вкусы и взгляды на моду, побуждая его делать новые покупки. Мода, создаваемая мошной рекламой, придает вещам функцию символов социального статуса, жизненного успеха Существующие общественные условия создают и навязывают стереотип потребительского поведения и стандарты потребления, вызывают деформированное развитие потребностей. Мода превращается в один из важнейших факторов, пронизывающих рыночную сферу и воздействующих на решения, принимаемые на стороне предложения и спроса В формирование и изменение моды вовлечен большой бизнес, из моды извлекаются высокие прибыли. Снижение прибылей в период, когда данная мода становится массовой, универсальной, ведет к тому, что естественная тенденция к переменам в моде получает всякий раз новый мощный толчок со стороны производителей.
«Планируемое обесценение» обеспечивает загрузку и развитие не только специфических, так называемых модных, отраслей, но и отраслей, производящих товары длительного пользования (автомашины, предметы домашнего оборудования, мебель и т.д.). Если достигается периодическое обесценение накопленного потребительского оборудования в результате его морального старения, то тем самым открываются новые возможности для загрузки промышленного производства и расширения сбыта, вызывающие подъем конъюнктуры. Форсированный моральный износ привел к развитию мирового рынка подержанных товаров длительного пользования, прежде всего мирового рынка подержанных автомобилей.
Принадлежность к изучаемому объекту. Всю совокупность конъ-юнктурообразующих факторов, определяющих формирование и развитие конъюнктуры мирового рынка, следует делить на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Внутренние факторы обусловлены закономерностями развития изучаемого объекта (общехозяйственная конъюнктура страны или конъюнктура товарного рынка), т.е. возникают как результат процесса саморазвития этих экономических систем,
Внешние факторы определяются взаимодействием элементов изучаемого объекта с внешней средой. Если в отдельных случаях внешний (экзогенный) характер КОФ по отношению к изучаемому объекту очевиден (стихийные бедствия, сезонность, мода и т.д.), то во многих других случаях провести разграничения КОФ на основе этого критерия не просто. Следует учитывать, что многие экзогенные и эндогенные факторы конъюнктуры тесно связаны друг с другом и порождают взаимопроникающие движущие силы.

5 Факторы развития экономической крыночной конъюнктуры 203
Принадлежность к различным сторонам рыночного механизма
Вследствие особой значимости таких факторов рыночного механизма, как спрос, предложение и цены, они специально будут рассмотрены в следующей главе данного учебника.
Предсказуемость. В теории и практике анализа и прогноза конъюнктуры мировых товарных рынков широко применяется деление факторов на предсказуемые (прогнозируемые) и непредсказуемые (непрогнозируемые), случайные. Если предсказуемые факторы можно предвидеть и учесть на рынке, то случайные не могут быть предвидены и учтены заранее.
К предсказуемым факторам можно отнести формы проявления цикла воспроизводства, методы государственного регулирования экономики, различные аспекты политики ТНК, направления и развития НТР, сезонность.
К непредсказуемым относятся погодные факторы, стихийные бедствия, открытия новых месторождений полезных ископаемых, обострение международной обстановки, военные и политические конфликты, отдельные мероприятия правительства (девальвация валюты, введение эмбарго и проч.). Влияние такого рода случайных факторов на макроуровне, т.е. на развитие общехозяйственной и рыночной конъюнктуры в целом, незначительно. Более весомо их воздействие на микроэкономическом уровне, они могут повлиять на положение отдельных фирм или оказать краткосрочное влияние на конъюнктуру отдельных товарных рынков.
Действие случайных факторов увеличивает неопределенность развития экономической — общехозяйственной и рыночной — конъюнктуры. Случайность возникает в результате одновременного воздействия комплекса сложных причин. Многие случайные явления в развитии рынков порождаются одновременно и внутренними, и внешними для рассматриваемого рынка причинами. В случайности реализуется изменчивость структуры и состояния конъюнктуры, способная находить различные проявления. Отдельные совокупности случайных событий проявляются при соответствующем комплексе конъюнктугхюбразукэдих факторов.
В реальной жизни то или иное явление может быть крайне неожиданным, а причины его появления неизвестными. Именно это делает такое явление непредсказуемым и отражает степень ограниченности нашего знания о предмете, Важность значительного воздействия таких факторов определяется в основном тем, что они прокладывают путь еще не выясненной закономерности. В настоящее время разработаны специальные методики построения прогнозов в ситуациях неопределенностей и неожиданностей. Кроме того, есть методики планирования в чрезвычайных, например кризисных, условиях

204 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура
Управляемость. В практике конъюнктурных исследований особо важное значение имеет возможность воздействовать на факторы, управлять ими, что предопределяет деление КОФ неуправляемые и неуправляемые. Необходимое условие управляемости — предсказуемость изменения того или иного фактора в определенных обстоятельствах. Но это условие является недостаточным, так как не на все предсказуемые факторы можно воздействовать (погода, смена сезонов и другие экзогенные факторы).
К управляемым относятся эндогенные факторы из числа предсказуемых, на которые может воздействовать субъект управления. Например, прогноз конъюнктуры товарного рынка определил тенденцию развития (повышательную или понижательную) и примерный уровень цены натовар А. Данные прогноза позволяют экспортеру товара А, при условии знания емкости рынка, управлять факторами предложения, воздействуя на объем производства и экспорта данного товара через объем капитальных вложений, загрузку производственных мощностей, уровень издержек производства, правительственные субсидии и проч. Прогнозные оценки развития рынка товара А будут также использованы импортерами. Покупатели могут управлять факторами спроса, воздействуя на объем потребления и импорта данного товара имеющимися в их распоряжении средствами. Таким образом, оба субъекта товарного рынка своими методами воздействуют на различные факторы спроса и предложения, определяющие конъюнктуру.
Направленность действия. По этому признаку КОФ следует делить на стимулирующие развитие конъюнктуры и сдерживающие, ослабляющие ее. Подобное деление особенно, важно при анализе и прогнозе конъюнктуры отдельных товарных рынков, что позволяет лучше ориентироваться в обстановке на рынке и принять соответствующее решение.
Прочность связи. Факторы, непосредственно и косвенно влияющие на конъюнктуру, — это спрос, предложение, цена, конкуренция, государственное регулирование, качество товара, взаимоотношения между продавцом и покупателем, условия поставок и т.д.
При изучении конъюнктуры мирового товарного рынка большое значение,имеет анализ механизма взаимодействия факторов конъюнктуры. Особую роль в исследовании экономической конъюнктуры играет комплексный подход к изучению КОФ, поскольку определяющая роль факторов, различных по направленности и продолжительности воздействия, постоянно меняется. Очень ярко такая сложная взаимосвязь длительных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений видна при изучении конъюнктуры впервые появляющихся на рынке новых товаров.

5, Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 205
Опыт изучения конъюнктуры принципиально новых товаров, впервые получающих широкое признание рынка, свидетельствует, что обычно в течение длительного периода первоначального этапа возникновения и развития спроса на них не оказывают решающего влияния закономерности циклического сокращения сбыта в условиях кризисных фаз, В это время доминирующая роль в складывающейся конъюнктуре рынка принадлежит длительной тенденции первоначального накопления. Именно этот фактор предопределяет рост производства и сбыта новой продукции в условиях экономического кризиса в результате расширения круга потребителей.
Примером может служить развитие рынка автомобилей вСША. Первая четверть XX в. была периодом первоначального развития массового производства автомобилей. Поэтому во время экономических кризисов в начале века общий объем промышленного производства снижался, а выпуск автомобилей возрастал. В дальнейшем наметившийся в середине 20-х гг. перелом в развитии длительной тенденции конъюнктуры рынка автомобилей США выразился в смене «восходящей линии нисходящей». Это соответствовало качествен ному изменению соотношения спроса и предложения. Для американского рынка автомобилей стало характерно превышение предложения над спросом. В дальнейшем производство автомобилей в годы экономических кризисов в США снижалось в больших масштабах, нежели общий объем промышленного производства, поскольку действие фактора первоначального накопления себя исчерпало.
Таким образом, различные факторы могут влиять на развитие конъюнктуры как в одном и том же направлении, так и в противоположных. При одинаковом направлении действия факторов развитие конъюнктуры ускоряется и усиливается, при противоположных направлениях — замедляется и даже может принять другое направление.
В каждый анализируемый момент или период конъюнктура представляет собой своеобразный результат взаимодействия различных по длительности влияния, силе и направлению воздействия факторов, т.е. конъюнктура есть функция взаимодействующих факторов. Это
можно выразить формулой
К= Т- Ц- С Hi
где К — анализируемая конъюнктура; Т — длительные тенденции (тренды); Ц — циклические факторы; С — сезонные факторы; Н — нерегулярные (случайные) факторы.
Таким образом, экономическая конъюнктура в каждый данный момент или период представляет собой комбинацию циклических, трендо-вых, сезонных и случайных процессов. Первые три категории, как пока-
зьшает современная наука и практика, в значительной мере, т.е. с определенной вероятностью, прогнозируемы. И чем больше мы в состоянии объяснить теоретически и моделировать математически эти процессы, тем более узкой становится область случайного, неизвестного.
Механизм взаимодействия конъюнктурообразующих факторов наиболее наглядно можно проследить на рис. 8.3, где выделены две группы факторов — факторы спроса и предложения.
Рис. 8.3 позволяет проследить направление воздействия любого из возможных факторов на состояние товарного рынка, поскольку вариация значений любого фактора группы спроса или группы предложения неизбежно приводит к вполне определенному изменению в соотношении спроса и предложения на рассматриваемый товар. Схема также позволяет выявить логику последовательного взаимодействия факторов обеих групп и построить математическую модель товарного рынка.
На рисунке показаны наиболее существенные структурные элементы обеих подсистем — блока спроса и блока предложения, которые имеют наибольшее значение для изучения конъюнктуры рынков сырьевых товаров, в частности рынков минерального сырья.
Под экономическим регулированием понимаются всевозможные формы и направления государственного, частного и межгосударственного регулирования экономики и рынка, оказывающего непосредственное влияние практически на все стороны хозяйственной жизни, Единственным элементом — фактором, не являющимся объектом экономического регулирования в рамках предложенного рисунка, является блок «ресурсная база» — фактор сугубо естественного, природного порядка.
Характеристика построенной системы завершается пояснением того, каким образом — через блок «рыночная цена» — происходит уравнивание спроса и предложения на рынке, т.е. дается наглядный ответ на вопрос, каким образом «спрос определяет предложение», а «предложение определяет спрос».
Кратчайшим путем «подтягивания» предложения до уровня возросшего спроса является цепочка: спрос — конъюнктура (соотношение спроса и предложения) — рыночная цена — экономическая эффективность (в данном случае добычи) — добыча — предложение, а наиболее коротким путем «подтягивания» спроса до уровня возросшего предложения — цепочка: предложение — конъюнктура — рыночная цена — производственные издержки (в данном случае затраты на приобретение сырья) — экономическая эффективность (в данном случае потребления или переработки) — потребление (или переработка сырья, не используемого в переработанном виде) — спрос.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры; их классификация и механизм взаимодействия» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ
Інвестиційна стратегія
Аудит товарів
Технологічний процес виготовлення ДСП
Фінансові ресурси інвестування


Категорія: Міжнародний маркетинг | Додав: koljan (13.09.2011)
Переглядів: 2799 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП