Страны Центральной и Восточной Европы после краха коммунистических режимов
Согласно результатам исследований, выполненных организацией Freedom House, в настоящее время из 191 страны мира 117 являются демократическими, что на 20% больше, чем десять лет тому назад Успехи демократизации особенно заметны в странах Центральной и Восточной Европы, где на путь свободного развития встали 19 из 27 расположенных там государств.2 Проведенные в них в начале 1990-х гг радикальные политические и экономические реформы стали причиной привлечения к этому рынку, насчитывающему свыше 400 млн потребителей, пристального внимания деловых кругов всего мира. Благодаря уровню заработной платы, более низкому, чем даже в Испании, Португалии или Греции, страны Центральной и Восточной Европы стали привлекательным местом для развития высокорентабельных производств. Переход от плановой экономики к рыночной сопровождался также изменениями системы региональных межгосударственных отношений. В декабре 1992 г. Венгрия, Польша и Чехословакия подписали соглашение о создании Центрально-европейской ассоциации свободной торговли (CEFTA) Участники этого соглашения наметили широкие планы совместных действий, включая сотрудничество в сфере телекоммуникаций, туризма и розничной торговли. Маркетинговые коммуникации играют ключевую роль в содействии экономическому развитию данного региона, хотя, возможно, пройдет еще не одно десятилетие, прежде чем рыночные отношения в нем достигнут уровня, сопоставимого с западноевропейским. Гражданам стран бывшего Восточного блока, наконец-то сбросившим ярмо коммунистических режимов, предстоит еще долго учиться демократии и применению в рыночной экономике инструментов маркетинговых коммуникаций. К примеру, в Венгрии, в период правления коммунистов, использование ПР находилось под строгим запретом властей, при этом в стране не было ни одного рекламного агентства или независимого СМИ. Однако в 1991 г. в заголовке одной из статей в «Hungarian Observer» утверждалось: «Паблик рилейшнз возвращается: Венгрия должна заново учиться представлять себя наилучшим образом». Созданная в 1990 г. Венгерская ассоциация специалистов по ПР в последние годы заметно увеличила свою численность.21 Многие потребители в восточно- и центрально-европейском регионе знакомы с западными торговыми марками и признают их более высокое качество по сравнению с качеством товаров местного производства. Подобная ситуация создает условия для благожелательного восприятия населением маркетинговых коммуникаций западных компаний. Например, в России L 'Oreal SA, Calvin Klein и Estee Louder, Inc. находятся в числе тех производителей, которые активно стремятся удовлетворить растущий спрос на импортные потребительские товары. Российские издания таких известных женских журналов, как «Cosmopolitan», «Harper's Bazaar» и «Good Housekeeping» представляют собой идеальный канал распространения высококачественной рекламы. Комментируя состояние дел, Джордж Никидес, директор компании Elle, заявил «Российский рынок является поистине огромным. На нем присутствуют все крупнейшие рекламодатели. Теперь на нем появились и мы».22 К сожалению, сбытовая инфраструктура в странах Восточной и Центральной Европы по-прежнему остается весьма несовершенной. Система оптовой торговли развита слабо, а розничная продажа нередко осуществляется на ограниченном и плохо оборудованном торговом пространстве. Отсутствие магазинов самообслуживания и медленное внедрение передовых форм розничной торговли делают процесс покупки товаров утомительным и отнимающим много времени.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Страны Центральной и Восточной Европы после краха коммунистических режимов» з дисципліни «Маркетингові комунікації: інтегрований підхід»