В анализе рыночной ситуации одной из важнейших характеристик состояния рын- ка является оценка степени его устойчивости . Устойчивое развитие проявляется в пред- сказуемом, равномерном изменении рынка или в его стабильном состоянии. Рынок может развиваться плавно, без резких отклонений в ту или другую сторону, но и может и коле- баться , т.е. резко менять вектор своего развития: то расти, то падать и т.п. Устойчивое развитие рынка, отсутствие значительных диспропорций и колебаний создает определен- ные предпосылки для роста экономики.
Устойчивость рынка — отсутствие его резких колебаний, плавное, предска- зуемое развитие процессов купли-продажи
Для устойчивого развития рынка характерно отсутствие или низкий уровень сти- хийности, неупорядоченности. Стихийность рынка, действие случайных, непредсказуе- мых факторов как раз проявляется в конъюнктурных колебаниях его параметров, их от- клонениях от линии нормального, устойчивого развития.
Стихийность развития рынка — неуправляемый, непредсказуемый и неупоря- доченный характер изменений, для которого свойственен высокий уровень колеблемо- сти
Например, устойчивым развитием рынка можно считать линию тренда, практиче- ски совпадающую или очень близкую к эмпирической. Неустойчивость развития рынка обнаруживается в форме кризисных явлений, инфляционных ожиданий, проявлений ажиотажного спроса, проявления диспропорциональности, резких колебаний и т.п.
Рыночные колебания проявляются как во времени, так и в пространстве. В первом случае они обнаруживаются в динамике, в форме ломаной линии тенденции изменения рынка, во втором случае в виде неравномерного развития рынка (колебаний по предпри- ятиям, по территории и т.п.). Чем меньше размах колебаний, т.е. чем устойчивее рынок и его развитие, тем надежнее его оценки и прогнозы, тем ниже риск проведения маркетин- говых мероприятий. Антиподом устойчивости является колеблемость, вариация . В динамике колебле- мость развития рынка во времени измеряется как среднее значение суммы отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Этот показатель, выраженный в процентах к среднему уровню, известен как коэффициентом аппроксима- Равномерность — устойчивость состояния и развития рынка Неравномерность — неустойчивость, колеблемость рынка
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА
147 ции. Он рассчитывается как среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней от тренда: , )(2 n yy n i ti yyt ∑− =−σ где tyy −σ — среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней динамичес- кого ряда от тренда; yi — i -й уровень динамического ряда; yt — сглаженный i -й уровень динамического ряда (тренд); n — число i -х уровней динамического ряда.
В оперативном анализе динамики устойчивости целесообразно использовать конъ- юнктурный метод тестирования. В конъюнктурном тесте используются три группы ве- личин (переменных): • инструментальные переменные — зависимые от деятельности предприятий, планируемые самими предприятиями; • переменные ожидания — зависимые не от предприятий, а от внешних факто- ров; • совокупные переменные — зависимые как от действий предприятий, так и от внешних факторов. Характер равномерности/неравномерности рыночных изменений изучается на ос- нове опросов предпринимателей. Например, в 2002 г. 2/3 торговых организаций сообщи- ли, что их экономическое положение по отношению к предшествовавшему периоду не изменилось, около 15% — что их положение улучшилось, и примерно пятая часть — что оно ухудшилось. Это свидетельствует о том, что большая часть предпринимателей тяготе- ет к стабильности рынка. Этот показатель можно рассматривать в качестве индекса пред- принимательской уверенности.
Индекс экономической устойчивости — один из показателей устойчиво- сти/неустойчивости рыночной ситуации
Конъюнктурные тесты представляют собой средние арифметические из трех воз- можных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каждой из которых присваивается соответствующий балл. Конъюнк- турный анализ динамики дает обобщающую оценку тенденций развития рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ/КОЛЕБЛЕМОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»