ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз

ИНДЕКСНЫЕ МОДЕЛИ В МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Самостоятельным направлением маркетингового изучения динамических процес-
сов является индексное моделирование изменений рынка. Индексное моделирование по-
зволяет оценить динамику общего объема рынка и выявить действие его отдельных фак-
торов и элементов (под объемом рынка подразумеваются: поставка товаров, товарооборот,
товарные запасы, прибыль и т.п.).

ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

127
В анализе динамики рынка используются две модели индексов: цепная и базисная.
Выбор модели определяется интересами и целями анализа. Базисная система индексов
строится, когда фактический объем каждого рынка сравнивается с объемом рынка каждо-
го предшествующего рынка, а цепная — когда рынок последнего (текущего) периода
сравнивается с каждым предшествующим.
Базисная система 1995—2000 гг.:
Q2000 : Q1995; Q1999 : Q1995; Q1998 : Q1995; Q1997 : Q1995; Q1998 : Q1995.
Цепная система 1995—2000 гг.:
Q2000 : Q1999; Q1999 : Q1998; Q1998 : Q1997; Q1997 : Q1996; Q1996 : Q1995.
Произведение цепных индексов равно базисному индексу:
.
1995
2000
1995
1996
1996
1997
1997
1998
1998
1999
1999
2000
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
=××××
Любой базисный индекс может быть получен как отношение двух цепных:
,::::
1995
2000
1995
1996
1996
1997
1997
1998
1998
1999
1999
2000
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
Q
=
где
Qi
— объем товаров (стоимость)
i
-го года.

Алгоритм индекса товарооборота в фактических ценах строится по следующей
формуле агрегатного индекса:
,
00
11


=
n
i
ii
n
i
ii
T
qp
qp
I

где 0
ip
и 1
ip
— цена
i
-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
0
iq
и 1
iq
— количество проданного
i
-го товара соответственно в базисном и текущем
периодах;
n
— число
i
-х товаров, вошедших в общую совокупность.

Этот индекс относится к категории общих, он агрегирует некое число товарных
единиц или товарных групп, но он же может выступать как однотоварный, объединяя ка-
кое-то число ассортиментных видов. Например, он подтверждает, что товарооборот —
функция двух компонент (факторов): количества и цены (качественного фактора).
Большинство стоимостных показателей рынка, в частности товарооборот, являет-
ся синтетической величиной, объединяющих разнородные экономические явления и
процессы. Соответственно индекс товарооборота — интегральный показатель, обоб-
щающий динамику отдельных предприятий, форм торговли и регионов. По существу он
представляет собой среднюю из соответствующих индексов по регионам, фирмам, пред-
приятиям и т.п.

ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

128
Для товаров, измеряемых в натуральном выражении, задача сравнительно упроща-
ется, поскольку строится однотоварный (индивидуальный) индекс количества проданных
товаров по следующей формуле:
.
0
1
i
i
qq
q
i
=
Этот индекс широко используется в статистике как оптовой, так и розничной тор-
говли, в анализе рентабельности, в изучении численности и состава торгово-
организационной сети и т.д. Повсеместное внедрение компьютерной техники в торговую
деятельность позволит осуществлять учет продажи многих товаров и услуг в натуральных
единицах, что расширит возможности использования количественных показателей в ста-
тистике рынка. Конечно, этот индекс не избавлен от фактора неоднородности, поскольку
строится не по одному виду товара, но, как правило, объединяет ряд ассортиментных ве-
личин и маскирует (скрывает) явление ассортиментных сдвигов. Это затрудняет интер-
претацию данного типа индекса.
Многотоварный или
агрегатный общий индекс
, который должен отразить динами-
ку количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс
стоимости това-
ров, где зафиксирован фактор цены
. Такой индекс носит название
индекса физического
объема товарооборота
.

Индекс физического объема товарооборота — относительный показатель,
отражающий влияние изменения объема продажи товаров (факторов количества и
ассортиментных сдвигов) на общую динамику товарооборота

Агрегатная форма данного индекса, представлена в виде следующей формулы:


=
n
i
ii
n
i
ii
qp
qp
I
н
н
0
1
ф.о.т.,
где
нip
— одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная,
или сопоставимая цена)
i
-го товара/ассортиментного вида;
0
iq
и 1
iq
— количество проданного
i
-го товара соответственно в базисном и теку-
щем периодах;
n
— число
i
-х видов товаров.

Числитель и знаменатель данного индекса представляют собой агрегированную
стоимость совокупности
i
-х товаров (или ассортиментных видов какого-либо товара); та-
кой индекс может строиться по любой совокупности товаров или их видов. По существу
индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостной индекс, не в состоя-
нии отразить изменение количественного фактора (так же как индекс цен — ценностного),
он может только показать изменение товарооборота за счет количественного факто-
ра
. Эту тонкость статистического анализа рынка необходимо принимать во внимание при
интерпретации значения индекса.

ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

129
В индексных системах, используемых в анализе объема рынка, наиболее целесооб-
разно использовать алгоритм, связывающий индексы количества товаров с базисной
структурой товарооборота. Такая формула выглядит следующим образом:
,
0
0
00
00
0
1




==
n
i
i
i
n
i
i
i
n
i
i
ii
n
ii
i
d
dk
pq
pq
q
q
I
ф.о.т.
где 10
iiqq
и — количество
i
-того товара соответственно в базисном и текущем пе-
риодах;
0
ip
— цена
i
-го товара в базисном периоде;

0
1
0
i
i
iq
q
k
= — однотоварный (индивидуальный) индекс
i
-го товара;

00
00
0
i
n
i
i
ii
i
pq
pq
d

= — удельный вес
i
-го товара в общем объеме товарооборота в базисном
периоде;
n
— число
i
-х товаров (товарных групп).

Особое место в анализе рынка занимают индексы товарооборота на душу населе-
ния. Их система позволяет расширить возможности анализа товарооборота (розничного и
продажи услуг), выявить действие некоторых социально-демографических факторов.
Данный показатель отражает динамику уровня развития потребительского рынка, увязы-
вает его с характеристиками уровня жизни населения.
Индекс товарооборота на душу населения
строится как отношение соответствую-
щих показателей текущего и базисного периода:
,:::
0
1
0
1
0
0
1
1
0
1
STDIIS
S
T
T
S
T
S
T
D
D
I
====
где
ID
— индекс товарооборота на душу населения;
D
1 и
D
0 — розничный товарооборот на душу населения соответственно в ба-
зисном и текущем периодах;
S
0 и
S
1 — средняя за период численность населения;
Т
0 и
Т
1 — розничный товарооборот за период;
IT


индекс товарооборота;
IS
— индекс средней численности населения.

Индекс товарооборота на душу населения — показатель, отражающий изме-
нение уровня развития потребительского рынка и позволяющий исключить влияние
демографического фактора


ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

130
Индекс товарооборота на душу населения можно получить не только путем непо-
средственного сопоставления индексируемых величин, но и как частное от деления ин-
декса товарооборота на индекс численности населения. Этот алгоритм должен быть эко-
номически интерпретирован как опережение или отставание объема продажи товаров от
изменения числа потребителей. Отсюда же можно вывести факторную модель динамики
товарного рынка.
Динамика товарного рынка, выраженная абсолютным приростом товарооборота,
может быть разложена по факторам, что отражено следующим алгоритмом:

Т
=
D
1
S
1 –
D
0
S
0.
Прирост объема рынка за счет изменения численности населения (экстенсивный
фактор динамики рынка) охарактеризован следующей разностью:

T
(S) =
D
0
S
1 –
D
0
S
1.
Интенсивный фактор динамики рынка выражен приростом товарооборота за счет
изменения душевого уровня:

T(D)
=
D
1
S
1 –
D
0
S
1.
В результате получена следующая индексная факторная модель динамики товарно-
го рынка, где прирост товарооборота обусловлен как экономическими причинами, так и
демографическими факторами:

T
= ∆
T(D)
+ ∆
T(S)
.


Рис. 4.5. Факторный индексный анализ
Интенсивный фактор динамики рынка выражен приростом товарооборота за счет
изменения душевого уровня:






ФАКТОРНЫЙ
ИНДЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ
ДИНАМИКИ
ТОВАРНОГО
РЫНКА

индексы
(темпы роста)
товарооборота
на душу
населения
численности
населения
абсолютный
прирост
товарооборота
за счет изменения
товарооборота
на душу
населения
численности
населения

ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

131

T(D)
=
D
1
S
1 –
D
0
S
1.
В результате получена следующая индексная факторная модель динамики товарно-
го рынка, где прирост товарооборота обусловлен как экономическими причинами, так и
демографическими факторами:

T
= ∆
T(D)
+ ∆
T(S)
.
В следующей таблице дается характеристика динамики товарооборота с 2000 по
2001 г.
Таблица 4.1.
Динамика товарооборота розничной торговли и общественного питания в 2000-2002 гг.
розничной торговли общественного питания
Товарооборот всего,
млн. руб.
на душу
населения,
руб./чел.
всего,
млн. руб.
на душу
населения,
руб./чел.
2000 г. 2349415 16207 80992 559
2002 г. 3753649 26200 144498 1009
Индекс физического
объема товорооборота
2002 г. в процентах к
2000 г.


121


122


113


114

В результате разложения товарооборота по факторам получены следующие показа-
тели динамического развития рынка.
В 2002 г. товарооборот розничной торговли и общественного питания вырос в фак-
тических ценах 1468 млрд. руб. или в 1,6 раза, в том числе за счет: роста цен – на 611
млрд. руб.;
увеличения уровня продаж (на душу населения; в сопоставимых ценах) – на 852
млрд. руб.
сокращения численностим населения – уменьшился всего на – 5 млрд. руб.
Это означает, что в 2002 г. демографический фактор роста товарооборота практи-
чески не проявился.
Таким образом, индексный анализ факторов развития рынка представляет собой
действенный инструмент исследования динамики рыночного процесса, который последо-
вательно позволяет:
а) выявить вектор развития рынка и отдельных его составляющих;
б) измерить скорость и массу изменения рынка;
в) выявить и определить роль каждого фактора в общем изменении рынка;
г) оценить значение количественных и качественных факторов в динамике рынка;
д) выявить и показать роль демографических факторов развития рынка.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНДЕКСНЫЕ МОДЕЛИ В МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Железнодорожный вагон
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
Еталонна модель взаємодії відкритих систем (ЕМВВС, OSI — Open Sys...
Інвестиційні можливості


Категорія: Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз | Додав: koljan (05.10.2011)
Переглядів: 947 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП