Важным элементом маркетингового анализа служит характеристика динамики иссле- дуемого явления, его вектора и скорости изменения. Рынок явление динамическое, потому что он постоянно изменяется, время выступает в качестве абсциссы экономической кривой, отражающей его тенденции. Развитие рынка — поступательный процесс. Спрашивается, из- менился ли рынок и как он изменился? Предприниматель всегда задает себе вопрос: продано ли сегодня товаров меньше или больше, чем вчера, растут или сокращаются прибыли и т.д.? Необходимо сознавать, что рынок развивается не только в пространстве, но и во времени. Продажа товаров может расти, может сократиться, но может и оставаться стабиль- ной. Неизменность продажи — тоже динамический процесс, показывающий, что рынок остался на прежнем уровне. Конечно, отдельные акты купли-продажи дискретны, но, в целом, процесс обмена товаров на деньги непрерывен. Изменение — важнейшая фило- софская категория, отражающая процесс динамического развития.
Динамика рынка — процесс изменения во времени объема, структуры и уровня продажи товаров, товарооборачиваемости, рентабельности и числа торговых пред- приятий
Динамические тенденции и закономерности развития рынка относятся к важней- шим характеристикам маркетинга. Перспективы развития рынка, а следовательно, и мас- штабы коммерческого риска, в большой степени зависят от характера и интенсивности изменения товарооборота, прибыли, цен и других социально-экономических характери- стик. Показатели динамики рынка используются как один из критериев разработки марке- тинговой стратегии. Динамика купли-продажи товаров является проявлением действия рыночного механизма, следствием сложившихся пропорций спроса и предложения. Исследование динамики рынка в целом, составных элементов и этапов этого про- цесса, факторов, которые обусловливают те или иные темпы развития и т.п. — представ- ляют собой важную задачу маркетингового исследования.
Тенденция развития рынка — понятие, характеризующее направление и ско- рость его изменения во времени
Тенденция отражается общим направлением (вектором) изменения рынка и его средней скоростью, которые погашают случайные отклонения от общего курса. Термин тенденция происходит от лат. tendere — направляться, стремиться. В анализе тенденций проявляется действие закона больших/средних чисел. Выражением тенденции рынка яв- ляется тренд , или изменение, отражающее общее направление динамического развития, освобожденное от случайных колебаний. Тренд может быть выявлен с помощью различ- ных статистических моделей: Чаще других используются графический метод (техниче- ский способ), который заключается в осреднении рядов динамики, и математические уравнения тренда (аналитическое выравнивание/сглаживание).
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА
122 Тренд — графическое или математическое выражение закономерности дина- мического развития, т.е. отражение основной тенденции изменений изучаемого явле- ния
Кроме того, на основе количественных оценок и моделей динамики рынка в не- формальном маркетинговом анализе могут быть даны также и качественные характери- стики изменения рыночной ситуации: растущий/развивающийся рынок, стабильный ры- нок, сокращающийся рынок и т.д. Исходной информацией о развитии и изменении рынка служат динамические ряды, которые представляют собой характеристики показателей, последовательно расположен- ные в хронологическом порядке, отражающие изменение изучаемого явления во времени.
Динамический ряд развития рынка — рыночные явления, расположенные в хронологическом порядке
Основным показателем динамики, часто используемым в анализе развития рынка, является темп роста , а также его вариант — темп прироста. Темп роста представляет собой отношение объема или уровня изучаемого явления (например, товарооборота) те- кущего периода к соответствующему показателю базисного (прошлого) периода: , 0 1 y y T = где T — темп роста (в коэффициентах или процентах); у0 и у — соответственно уровни базисного и текущего периодов.
Темп роста развития рынка — показатель динамики (скорость) изменения рыночных процессов, измеряемый как отношение показателей текущего периода к базисному периоду
Разница между темпом роста и 1 (100%) представляет собой темп прироста . Существует два типа темпов роста: • базисные темпы роста , т.е. отношение каждого уровня к начальному уровню динамического ряда; • цепные темпы роста , т.е. отношение каждого последующего уровня к преды- дущему. Темп роста отвечает на вопрос, насколько быстро или медленно изменяется рынок, а абсолютный прирост показывает, каков абсолютный размер этого изменения. По суще- ству данный показатель отражает материальный или финансовый результат изменения рынка. Абсолютный прирост показывает разность между объемом/уровнем рынка теку- щего и базисного периодов: ∆ = у1 – у0 .
В анализе рынка используется такой важный показатель как абсолютное значение одного процента прироста, который равен 1/100 базисного уровня. Он показывает, на- сколько «весом» прирост объема или уровня рынка. Поэтому данный показатель можно рассматривать как качественную характеристику рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНЯТИЯ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»