Рынки подразделяются по типам конкуренции. Чистая конкуренция – редко наблюдаемое явление, характерное для одно-родного рынка с множеством продавцов и покупателей. Ни один отдельный по-купатель или продавец не оказывает влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, посколь-ку покупатели могут приобрести товар по рыночной цене. Продавцы не запра-шивают обычно и цену ниже рыночной. Монополистическая конкуренция чаще всего наблюдается на неоднород-ном рынке с множеством покупателей и продавцов. Они совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, что обусловлено спо-собностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Или они не располагают возможностью сравнения из-за необозримости рынка, и продавец может назначать обусловленную этим повышенную цену. Олигополистинеская конкуренция характерна для небольшого числа про-давцов на рынке. Эти продавцы – крупные фирмы – весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими и несхожими. Каждый продавец чутко реагирует на стра-тегию и действия конкурентов. Например, если какая-то автомобилестроитель-ная фирма снизит свои цены, покупатели быстро переключатся на ее автомоби-ли. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением новых моделей или увеличением объема услуг. Ценовая конкуренция при олигополии недопустима. При олигополии фирма не может добиться положительного результата за счет снижения или повышения цен. Ес-ли она повысит цены, конкуренты могут не последовать ее примеру. И тогда придется снижать цены либо рисковать потерей клиентуры. Чистая монополия – это ситуация, когда на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, например почтовое ведомство, частная регулируемая или нерегулируемая монополия, например «Интел» в пе-риод выхода на рынок с процессором «Пентиум». В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать са-мые разные цели. Можно установить цену ниже себестоимости, если товар жизненно важен для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость, либо назначить цену с расчетом на покрытие издержек или получение прибыли. А может быть и так, что цена назначается очень высокой в целях сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании уста-навливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибы-ли», которая даст возможность поддерживать и развивать производство. В случае нерегулируемой монополии фирма может установить любую це-ну, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка. За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику ценообразования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тип конкуренции» з дисципліни «Маркетинг»