Одним из наиболее ярких примеров семиотической дешифровки действительности и утверждения ее познания как пути в глубь тайны стал фильм одного из апостолов киномодерна Микеланджело Антониони "Блоу-ап" (Фотоувеличение). Здесь криминальный пласт рассказанной с экрана истории образует увлекательные и запутанные контрапункты с эстетическим и бытовым. Криминальный пласт заключается в том, что герой становится нечаянным свидетелем преступления. Это дань режиссера "гримасам Хичкока". Эстетический пласт заключен в профессии героя. Он рекламный фотограф. Судя по всему, преуспевающий. С широкопрофильными интересами. Он снимает манекенщиц, хиппи, жанровые сцены природы. Эта всеядность не случайна. Она как бы отражает широкий спектр реальности и усложняет семиотическую ситуацию. В ней заключена попытка фаустовского стремления "остановить мгновенье". В устах простаков оценка "как на фотографии" - есть высшая похвала. Для холодного кино патологоанатома Антониони фотография - инструмент анализа. Бытовой пласт представлен буднями лаборатории, вечеринкой, эротическими игрищами героя, музыкальной тусовкой, походом в магазин. В этом рациональном мире герой совершает иррациональные шаги. Убегает с сеанса, заставив моделей закрыть глаза, в драке овладевает обломком гитары поп-звезды, чтобы выбросить его на улице, покупает в магазине самолетный пропеллер и т. д. Вся структура фильма организована по принципу матрешки. В каждой оболочке заключена еще одна. Это и есть семиотические пласты разной степени сложности. В зависимости от степени любопытства и подготовленности зритель дешифрует пласты различной степени сложности. Принцип массовости кино не нарушается. Каждый получает блюдо по своему вкусу. При этом любитель отдельных видов продуктов вовсе не обязан знать тонкости приготовления блюда в целом. Если попытаться далее проиллюстрировать структуру фильма с точки зрения семиотики, то прежде всего необходимо признать полифонию знаков, используемых в фильме как тексте. Текстами можно признать каждый из трех вышеперечисленных пластов. Каждый из них дешифруется своим способом. Криминальный - попыткой ответа на вопрос "Кто убийца?". Бытовой - поисками мотивировок странных поступков героя. Эстетический - утверждением мысли о том, что попытка героя проникнуть в суть реальности завершается утверждением ее иллюзорности, призрачности. Финал фильма предлагает ответ-загадку. Герой оказывается свидетелем теннисного матча карнавальной компании, встретившейся ему в начале сюжета. Они играют в теннис без... мяча. Но герой явственно слышит звук ударов по мячу. Замыкается сюжетное кольцо, но финал остается открытым. Т^чно так же Ф.Феллини в "Восемь с половиной" так запутывает сюжетные карты, что в финале опять-таки при помощи карнавального приема устраивает шествие всех своих героев, ведомых клоуном-фокусником и музыкой великолепного Н.Рота. И здесь все герои сошлись в аллегории братства, но вопросы остаются. * * * Подводя предварительные итоги темы, следует сказать, что семиотика явилась как бы еще одной, новой парадигмой культуры. А.Швейцер утверждал, что всякое знание ведет дальше и дальше в глубь тайны. Это замечание точно соответствует современной тенденции некой спиритуализации науки, ее наметившемуся сходству с мистикой. Разумеется, это касается лишь некоторой части науки, связанной с утверждением новой органической парадигмы мира. Эта парадигма признает мир как единое целое образование, похожее на паутину. Не здесь ли кроется и некий таинственный смысл Всемирной паутины (WWW)? Наука, считающаяся с существованием этой новой парадигмы, признает невыполнимость объективного знания, так как исследователь всегда неотделим от результатов, а отсутствие лабораторного подтверждения не дает права игнорировать само явление. В контексте сказанного совсем по-иному звучит фраза, которую приписывают китайскому мудрецу Конфуцию: "Знаки и символы управляют миром, а не слово и закон ". Тем, кто работает в сфере рекламы и паблик рилейшнз, приходится нередко выходить за рамки "темы момента", обращаться за аналитической помощью к константным величинам культуры. Семиотика- не последняя помощница в этом деле.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «"БЛОУ-АП"и8У2» з дисципліни «Технології реклами та PR»