Французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит афоризм: "Фильм смонтирован, осталось его снять ". Казалось бы, парадокс? Вовсе нет. Однажды друзья режиссера, возвращаясь с каннской фестивальной тусовки и не увидев там Клера, решили навестить его на обратном пути. Они наитии его на съемочной площадке. Съемки "Больших маневров" были в разгаре. - Когда думаешь закончить картину? • - Через месяц! - А как же монтаж?! — Все уже смонтировано... Клер вовсе не блефовал. Дело в том, что до начала съемок им была сделана точная рисованная раскадровка всего фильма, отрепетированы актерские сцены. На съемочной площадке рядом с кинокамерой была установлена черная дощечка. Каждый раз, когда действие в кадре заканчивалось, оператор с нарастающим ускорением делал движение в сторону этой черной дощечки. При проявке на пленке возникал эффект ухода в затемнение. Следующий кадр начинался из затемнения, движением камеры в нужном направлении. Каждый последующий кадр как бы выходил из предыдущего. Фильм лишь оставалось технически склеить. Подобный прием применим и в полиграфическом дизайне. Несколько различных изображений можно "посадить" на черный или какой-либо фон, смонтировав тем самым пространство бумажного листа. Глаз, исполняющий роль камеры, сам соединит эти фрагменты в цельный эпизод. Восьмерка •jt> В экранных видах монтажа это связано с необходимостью снимать двух беседующих людей отдельными кадрами, а после передать ощущение от всего разговора. Дело в том, что если попеременно снимать их просто в фас, а после попытаться смонтировать, то экранной встречи наверняка не произойдет. Ощущение беседы возникнет, если съемку будут проводить на встречных диагоналях так называемой "восьмеркой". Именно тогда склейка кадров даст необходимый эффект столкновения взглядов собеседников. Это правило полностью относится и к размещению фотопортретов на бумаге. Разница крупности планов и ракурсов Ч. Чаплин по этому поводу говорил: "Трагедия—это жизнь крупным планом. Комедия - это жизнь, снятая общим планом ". Одно из вечных правил монтажа на экране и газетно-журнальной полосе - контраст. При недостаточном контрасте крупностей изображения соединяются грубо. Хорошо монтируется также разница в ракурсе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Смазка (движение взгляда за грань кадра)» з дисципліни «Технології реклами та PR»