Итак, монтаж - это система выразительных средств, способствующая созданию полифонической выразительности. Различают два вида экранного монтажа, которые с теми или иными оговорками действуют и в иных сферах культуры. Это монтаж межкадровый и внутрикадровый. Под межкадровым следует понимать умение логично сочетать кадры в экранном эпизоде, ряд фотографий на одном листе и в целом полиграфическом издании. Это функция, призванная способствовать последовательному изложению события. Недаром один из бывших советских руководителей Министерства кинематографии на приемке картин частенько высказывался так: "Вы мне голову не морочьте! Вы мне покажите так, чтобы можно было понять - кто куда вошел и кто откуда вышел ". При общей грубоватости стиля в этом пассаже заключено необходимое требование уметь логично и последовательно складывать историю. Под внутрикадровым монтажом понимают широкий арсенал средств, включающих в себя масштаб изображения (крупный, средний, общий план), ракурс съемки, движение глаза-камеры, цвет, звук, композицию, движение людей в пространстве кадра, что одна из важнейших задач режиссера. В кино это чаще называется мизанкадром, а в театре - мизансценой. Великий мастер театра В. Мейерхольд объяснял это так: "Я так располагаю актеров, меняя их местами, что, если б на подошвах у них был мел, к концу акта весь пол должен был бы стать белым". Стилистический характер, лежащий в основе рекламного ролика, непременно должен найти свое отражение в характере мизансцены. На Каннском фестивале рекламы 1997 года был награжден рекламный ролик бытовой техники фирмы "Ariston", в основе которого мастерски выверенная эксцентрическая немая мизансцена с участием десятка актеров, манипулирующих вокруг различных холодильников, газовых плит, пылесосов, бойлеров и прочего товарного реквизита. Если рассматривать с точки зрения мизансценирования экранизации А.Чехова, сделанные Н.Михалковым в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино", то ее отличают сложные проходы и переходы персонажей на фоне казалось бы нескончаемых бесед. Герои сидят, встают, 10. КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ вновь садятся, входят, уходят, подъезжают. Все это движение сложно организовано режиссером и изобретательно снято оператором с различных точек и в различном темпоритме. Это пример высокого мастерства мизан-сценирования. Монтаж является могучим выразительным средством в создании жанрового своеобразия любого зрелища, особенно экранного. Им мастерски пользовался классик фильмов-ужасов Альфред Хичкок. В своем знаменитом фильме "Психо"(1960 г.) он продемонстрировал это в сцене убийства в душе. Никакой обнаженной натуры и натурализма. Все решено "зеркально" и монтажно. Пиком сцены является крупный план спускаемой в поддон крови. Вся сцена длится 45 секунд экранного времени и состоит из 78 монтажных стыков. Наряду с "одесской лестницей" Эйзенштейна и глубинными мизансценами из "Гражданина Кейна" О.Уэлса, это самая цитируемая сцена в истории мирового кино. Таким образом, весь арсенал монтажных средств и приемов в том или ином виде применяется в кино, фотографии, телевидении, газетной и журнальной прессе, рекламной продукции различных видов. Менялось видение мира, доступного человеческому глазу, менялись его экранные и печатные образы, но сохранялся монтажный принцип. Арсенал монтажной полифонии непрерывно раскрывал свои внутренние ресурсы. Французский социопсихолог Абраам Моль, автор книг "Теория информации и эстетическое воспитание", "Социодинамика культуры", писал, что одной из черт в судьбе культуры XX века является ее мозаичность. Именно такая культура свойственна эпохе товарного потребления. Создана она в результате победы цивилизации, основанной на материальном изобилии, с одной стороны, и бурном развитии средств коммуникации - с другой. Ее визуальный образ насквозь монтажен. Образ современной культуры можно быстро смонтировать в воображении отнюдь не некой суммой посещений музеев и концертных залов, а беглым "монтажным "просмотром десятка самых популярных газет и журналов, веерным просмотром пакета ТВ-каналов (зэппинг), доступных вашему ТВ-приемнику. В «Generation "П"» В.Пелевина зэппинг представлен так: "Быстрое переключение телевизора с одной программы на другую, к которому прибегают, чтобы не смотреть рекламу. Соответствующий тип мышления, который постепенно становится базисным в современном мире. Переключение телезрителя, которым управляют реэ/сиссер и оператор (то есть принудительное индуцирование субъекта в результате техномодификаций) — это другой тип зэппинга. Телевизор превращается в пульт дистанционного управления телезрителем. Переходя в состояние Homo zapiens, телезритель сам становится телепередачей, которой управляют дистанционно. И в этом состоянии он проводит значительную часть жизни". В этих фантастических пророчествах явственно ощущается не только иронический римейк из М.Маклюэна (The medium is the massage - само средство коммуникации одновременно есть и инструмент манипулирования), но и доля реальности. Ведь средства массовой коммуникации становятся частью нашей нервной системы, поскольку передаваемая ими информация проникает в сферу подсознания, того, что Юнг называл "коллективным бессознательным". Монтажен и сам принцип компьютерного гипертекста. В основе программного обеспечения процесса компьютерной верстки также лежит монтажный принцип. К примеру, QuarkXPress реализует рамочный принцип верстки. На полосе размещаются рамки различной формы, в которых помещен либо текст, либо иллюстрации. Существует инструмент по форматированию текстов и изменению конфигурации рамок. Таким образом, в суммарное монтажное понятие "современная культура" войдут как высокие эстетические образцы, так и гораздо более "низкие". Слово "низкие" закавычено намеренно, ибо понятие это в высшей степени условно. Напомним, что рекламу и ПР мы также рассматриваем в контексте массовой культуры. Маскульт - это результат того самого изобилия, включающего в себя не только возвышенные категории и образы, но и громадный объем мультикультурного "сора", будто согласно известной ахматовской строке: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда ".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕЖКАДРОВЫЙ И ВНУТРИКАДРОВЫЙ МОНТАЖ» з дисципліни «Технології реклами та PR»