Сейчас всех новаторов начала XX века все чаще объединяют в одном термине "авангард ". При этом в одной группе оказываются мастера совершенно различных, порой противоположных теоретических и творческих установок и воззрений, обозначавших себя пестрым разнообразием названий: конструктивисты, супрематисты, экспрессионисты, ку-бофутуристы, пролетарские реалисты и т.д. Авангард- это стильное явление. В нем как в значительном фрагменте европейской истории культуры начала XX века трагически сосуществуют между собой два аспекта. Во-первых, авангард как новаторское художественное явление. Во-вторых, авангард как генетический родственник тоталитарной политической идеологии. Весь вопрос в том, рассматривать ли авангард творческой лабораторией по созданию новых форм или пытаться взглянуть на него с точки зрения осуществления тоталитарной идеологической доктрины. Именно второй аспект обрел в истории Европы 20-30-х годов весьма противоречивый, а порой и откровенно трагический оттенок. Дело в том, что непременно выдвигаемая внутри авангарда идея служения этого нового искусства революции и государству с неотвратимой логикой вела к таким понятиям, как "партийное искусство", "искусство и идеологическая борьба", "тоталитарное искусство". Этот парадокс можно проследить на примере трех европейских стран -Италии, России и Германии как наиболее ярких центров авангардного искусства начала XX века. Во всех трех случаях именно художественный авангард в литературе и искусстве нес в себе некий идеологический компонент, использованный диктаторскими режимами Муссолини, Гитлера, Сталина для достижения и укрепления своей власти. В Италии это были футуристы. В Германии - экспрессионисты, дадаисты и представители иных революционных художественных течений, объединившиеся вокруг культурного центра Баухауз (Высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 году). В России кубофутуристы, супрематисты, конструктивисты и художники, объединившиеся вокруг эстетического двойника немецкого Баухауза - советского Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские. Учебное заведение, основанное в 1920 году). Разумеется, нельзя говорить о прямой связи между авангардом и идеологией нацизма, коммунизма. Связь эта была косвенная, но безусловная. Объединяло их то, что в творческом порыве поиска новых форм деятели авангарда неизбежно начинали "творить" Нового Человека, а заканчивалось все это декларацией о необходимости революционного переустройства всего общества. Эта логика художественной трансформации, выражавшаяся в теоретических манифестах деятелей авангарда, которая, опять-таки, неизбежно бралась на вооружение тоталитарной идеологией. Творческое "Я" художников должно было превратиться в ангажированное идеологическое "МЫ" или исчезнуть вовсе. Такова, по сути, и судьба большинства авангардных структур и личностей, их создававших. Мечта авангардистов о царстве спланированного разумом общества превращалась в воплощение нового государственного монолита под руководством некой высшей воли. Стилистическим каноном овеяны все элементы тоталитарного искусства и пропаганды, от создания и поддержания имиджа вождя до создания образа государства-монолита. Основным формообразующим стилистическим элементом тоталитаризма следует назвать эклектику, использование заготовок и обломков прошлого. Гитлер и Сталин, будучи вождями тоталитарных государств, по большей части старались избегать употреблять слово "стиль". В советской эстетике говорили не о стиле, а о творческом методе. Гитлер в своих речах прямо отрицал необходимость стиля, подменяя его демагогией о "внутренней позиции художника". Парадоксален тот факт, что при всей своей нелюбви к самому слову "стиль", именно тоталитарные государственные структуры обладали им в высшей степени. Пожалуй, лишь Муссолини позволял себе впрямую открыто утверждать это, говоря, что "демократия лишает жизнь народа "стиля". Тоталитарное же государство - это тотальное искусство стиля. Но если отрешиться от политики, то авангард начала XX века, без-•условно, нужно рассматривать как феномен художественной культуры, со своими, отличающимися один от другого, малыми стилями. Следует учитывать, что стилистические поиски авангардистов в 20-е годы, происходили в необычных для прошлых периодов смены стилей условиях. Известно, что стили прошлого, как правило, получали творческие импульсы из наследия, в значительной степени преобразуя своих предшественников. Но поскольку новое искусство авангарда наиболее ярко проявляло себя в прикладных сферах промышленного и политического дизайна, которые являлись новыми культурно-историческими факторами, прошлое наследие было зачастую неприменимым. Наибольшую выразительность авангард той поры обрел именно в области графического дизайна: плакатов, упаковок, реклам, фирменных знаков и логотипов, журналов. Помимо этого, в интересующих нас аспектах рекламы и паблик ри-лейшнз эти образцы графического дизайна ярче всего проявлялись в сфере агитпропа (политического дизайна, буквально - агитации и пропаганды).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АВАНГАРД 20-х ГОДОВ» з дисципліни «Технології реклами та PR»