Общественно-политическая модель демократии предполагает, что все ее компоненты должны находиться в структурном равновесии, при котором возникает согласованность, интегрированносгь, а в отдельных ситуациях и сплоченность. Подобная модель общественно-политического порядка давно занимала мыслителей. Еще в XIX веке О.Конт и Г.Спенсер уподобили общество живому организму, где статус отдельных органов не мешает функционированию целого. Демократическое устройство предполагает, что каждая из структурных моделей направлена на взаимообогащающий обмен с другими. Особую актуальность приобретает проблематика, связанная с процессами социальной и политической модернизаций. На основе этих методологических поисков предприняты многочисленные и масштабные проекты. Они объединяют усилия различных исследователей и практиков, иногда формируясь в отдельные отрасли знания. Паблик рилейшнз из их числа. В сферу приложения ПР входит задача повышения шансов на успех, выявление тенденций и предсказание их последствий, формирование мнений и удовлетворение общественных ожиданий, предотвращение конфликтов и недопонимания, гармонизация интересов. Сложность этих процессов заключена в том, что в каждом обществе существует достаточно пестрый фон социокультурных стереотипов, обусловленных факторами национальными, религиозными и т.д. То есть тем комплексом, который выражается термином "менталитет" и который крайне обостряется в условиях политических, социальных, культурных кризисов. Перед индивидом встает необходимость социокультурной ори-
ентации, возникает проблема выбора идеалов и интересов. Здесь возможны многочисленные манипуляции, результатом которых, наряду с позитивными факторами, может стать и повышенный уровень общественного цинизма. Классическим образцом исследования подобных ситуаций являются работы М.Вебера. Он убедительно доказал, что структурные напряжения и конфликты находятся в разных осях социально-политической эволюции. В контексте событий на постсоветском пространстве проблема характеризуется тем, что привычный тоталитарный "одобрямс" сменился демократическим прагматизмом. На место бравого "Даешь!", "Есть!" пришли вопрошающие формулировки: "Зачем?", "Кому выгодно?", "Какова цена?". Зона директивных исполнений превратилась в экспериментальный полигон интересов. В этом мощном плавильном тигле слитыми воедино оказались наработанные человечеством шаблоны типа: "кто не с нами, тот против пас ", "разделяй и властвуй ", "чем больше перемен - тем меньше изменений ", "сила выше права ", "не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать" и, наконец, талейрановское - "Язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли ". Все это - алхимия власти. Паблик рилейшнз - ее инструмент.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕМОКРАТИЯ: ЦЕННОСТИ И ЦЕНА» з дисципліни «Технології реклами та PR»