Интернет подвергается правовому регулированию, но либо оно недостаточно, либо несвоевременно, либо не совсем корректно. Развитие сети Интернет в ближайшем будущем превратит ее в стандартный канал социальных коммуникаций, по которому будут осуществляться подавляющее число розничных торговых операций, перевод денежных средств, все функции связи и ве щание средств массовой информации. Возникнут новые соци альные группы, новая идеология, сформируется новый психоло гический образ жителя планеты XXI века. Тем самым природа открывшихся возможностей позволит успешно дублировать классические социальные связи материального мира, привязан ного к географии планеты, и в некоторых случаях заменять их. Указанный канал социальных коммуникаций сейчас мож но использовать и как благо для развития общества, и как сред ство для осуществления антисоциальных действий. При отсут ствии норм, регулирующих действия пользователей, органи заций и государств в Интернет, возникает и прочно укрепля ется в сознании двойной стандарт: законы должны соблюдать ся, но только не в Сети. Причины данной опасной тенденции многогранны и их можно условно разделить на технические, социально-психо логические и правовые. К первым можно отнести влияние природы информации на электронных носителях (электронные данные в нашем ма териальном мире являются чрезвычайно изменчивыми и не стабильными), колоссальные массивы данных и «текучесть» информации в сети Интернет, а также незащищенность про токолов обмена информацией. Социально-психологическими причинами процесса ста новления двойного стандарта являются отсутствие понимания места и роли сети Интернет в человеческом обществе и эфе мерный статус автономности личности, дающий возможность наслаждаться анонимностью и кажущимся могуществом. К правовым причинам относятся известная недостаточ ность правового регулирования и концептуальная сложность обеспечения доказательств в сети.
На настоящий момент, например, с точки зрения россий ского уголовного закона любой российский сегмент сети Ин тернет представляет собой конгломерат уголовно наказуемых деяний в форме клеветы и оскорблений, встречающихся по всеместно на просторах Интернет, заведомо ложной рекламы, в виде распространения порнографических материалов, нару шения прав на объекты интеллектуальной собственности. Текущая ситуация таит в себе колоссальную опасность. Если тенденции раздвоения реального и виртуального мира сохранятся, то любые усилия международного сообщества, го сударств по регулированию ряда общественных отношений будут пропадать даром: борется, например, Россия с распрос транением наркотиков, а в Сети уже сейчас существуют рус скоязычные сайты, детально описывающие все тонкости из готовления, покупки и применения наркотических средств. При анализе механизмов действия сети Интернет и спо собов представления и распространения информации в ней также возникают уникальные и не имеющие аналогов в реаль ном мире специальные юридические проблемы. Во-первых, это проблемы регулирования электронной ком мерции. К ним относятся вопросы заключения контрактов по средством Интернет, вопросы недобросовестной рекламы, спама, проблема налогообложения предпринимательства в Сети. Тематикой следующей группы юридических проблем яв ляется соблюдение авторских прав в Интернет. Здесь возни кают неразрешенные и неоднозначно трактуемые по законо дательству зарубежных стран и Российской Федерации воп росы использования фреймов, ссылок, мета-тэгов. Очередная чрезвычайно полемическая проблема Сети — использование товарных знаков в ней, включая известную дилемму: товарный знак — доменное имя, а также вопрос зло употреблений при регистрации доменов (cybersquatting). Именно по этой сетевой проблеме на Западе уже сейчас име ется большое количество судебных решений. Торговля доменными именами стала прибыльным, хотя и неофициальным бизнесом в Интернет. Такие «коммерсанты» (их называют хаперами или скваттерами) регистрируют на свое имя звучные и привлекательные домены, а затем перепро дают их. Например, компания Multimedia Publishing заплати-
ла за домен http://www.business.com 150 тыс. долларов, а чуть позже он был выставлен на аукцион по цене уже в 7,5 млн. Очень важной проблемой сети Интернет является опреде ление ответственности провайдеров и владельцев сайтов за со держание находящихся на их серверах информации клиентов и пользователей. В ряде стран уже принято несколько специфичес ких нормативно-правовых актов, регулирующих указанные от ношения, и правоприменительная практика приобретает ярко выраженную национальную дифференциацию, что вступает в противоречие с всемирным характером сети Интернет. Пятой группой правоотношений, отражающей специфич ность регулирования сети Интернет, являются многогранные вопросы информационной безопасности, включающие в себя криптографию, шифрование (эти аспекты детально регламен тированы в России), обеспечение безопасности доступа к дан ным, охрану интересов частной жизни. К данной группе примыкают вопросы нравственности и цензуры (как частной, так и сетевых социальных групп, а так же государств и организаций). Вопросы защиты информации и безопасности корпора тивных компьютерных сетей во всех развитых странах мира достаточно жестко регулируются законодательством . Как правило, это регулирование касается трех сторон применения средств защиты информации (СЗИ): • сертификация СЗИ; • лицензирование деятельности в области защиты инфор мации и работ, связанных с созданием СЗИ; • экспортно-импортные ограничения на СЗИ. Цель такого регулирования очевидна: для обеспечения собственной безопасности любому государству необходим максимальный контроль за стратегическими информационны ми ресурсами. В этом смысле российское законодательство не является исключением и имеет ряд законодательных актов и инициатив, призванных регулировать использование СЗИ на территории России. Например, в рамках серии руководящих документов Гостехкомиссии при Президенте РФ подготовлен ряд докумен тов, регламентирующих вопросы деятельности в области за щиты информации (http://www.infotecs.ru — информационный 1 9
сайт Гостехкомиссии). Среди этих документов наибольший интерес для корпоративных пользователей представляют сле дующие: «Защита от несанкционированного доступа к инфор мации. Термины и определения» (М., 1992); «Автоматизирован ные системы. Защита от несанкционированного доступа к ин формации. Классификация автоматизированных систем и тре бования по защите информации», (М., 1992); «Средствавычис лительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанк ционированного доступа к информации», (М., 1997). Однако специфика интернет/интранет-технологий заклю чается в том, что они развиваются весьма быстро. Поэтому нормативно-правовая, а следовательно, и техническая база компьютерной безопасности любого государства практически всегда отстает от потребностей рынка корпоративных заказ чиков, что и подтверждается следующими фактами. По данным Института компьютерной безопасности США (CSI — Computer Security Institute, San Francisco; h t t p : / / www.gocsi.com) и группы компьютерного вторжения (Computer Intrusion Squard) Федерального бюро расследований (ФБР — FBI, San Francisco; http://www.fbi.gov), 90% всех опрошенных в США корпоративных респондентов обнаружили атаки на свои сети, 273 корпорации понесли финансовые убытки на общую сумму $265 589 940. Полный совместный отчет CSI/FBI «2000. Компьютерные преступления. Обзор безопасности» содержит по-настоящему сенсационные статистические данные: • 90% опрошенных представителей крупных корпораций и правительственных организаций сообщили о незакон ном проникновении в свои компьютерные сети; • 70% — сообщили о хищении информации и финансовом мошенничестве; • 74% — понесли значительные финансовые убытки в ре зультате взлома их сети; • 27% — обнаружили атаки типа «отказ в обслуживании» (deneal of service); • 79% — сообщили о несанкционированном доступе или других нарушениях безопасности; • 35% — были не в состоянии ответить, подвергались ли они компьютерным атакам за отчетный период; • 85% — обнаружили компьютерные вирусы.
В целом статистические данные текущих отчетов по ком пьютерной безопасности показывают, что за последние три года соотношение между атаками из Интернет (59%) и внут ренними атаками (38%) изменилось в пользу внешних атак. Поэтому не случайно проблема интернет-преступности впер вые за время существования компьютерных технологий удос тоилась внимания ООН. На проходившем недавно в Вене X Конгрессе ООН тема компьютерных преступлений в Интер нет стала темой номер один. Для л о к а л и з а ц и и этой п р о б л е м ы с т р а н ы «большой восьмерки» активировали свою деятельность в области защи ты информации и в настоящее время вырабатывают общую стратегию борьбы с компьютерными преступлениями, обсуж дают проекты разработки новых технологий слежения за на рушениями и быстрого реагирования на них служб безопас ности компьютерных сетей. В России для борьбы с компьютерными преступлениями в 1998 г. было создано специальное управление МВД РФ под литерой «Р». В целом вопросами защиты информации корпо ративных сетей на территории РФ занимаются следующие го сударственные организации: ФСБ, ФАПСИ и Гостехкомиссия. В России большая часть отношений между участниками электронной коммерции до сих пор не регулируется специаль ными, адресованными им законами или иными источниками права. В настоящее время электронная торговля представлена терминами «электронный документ», «электронная форма сделки», «электронная подпись», «электронные расчеты», ко торые в основном используются в подзаконных актах. Общепризнанный и важнейший правовой принцип элек тронной торговли — не ставить под сомнение действительность и обязательность сделки только на том основании, что она зак лючена электронным способом. На практике создаются и постоянно модифицируются разного рода соглашения об электронном обмене данными или об электронном документообороте, в большей или меньшей степени соответствующие действующему законодательству. Однако такие соглашения в случаях судебного разбирательства могут быть непризнанными или не принимаемыми в качестве доказательств. Многие сделки действующим законодатель-
ством разрешается заключать только традиционным способом на бумаге и заверенными собственноручными подписями. Единственный документ, хоть как-то регулирующий сделки, — временное положение ЦБ РФ № 17-п «О порядке приема к ис полнению поручений владельцев счетов, подписанных анало гами собственноручной подписи, при проведении расчетов кредитными организациями». Это положение позволяет осу ществлять на территории России денежные переводы в Интер нет с использованием систем «банк —клиент». В целом же сохраняется общая неразвитость и фрагмен тарность правовых норм, затрагивающих названную форму бизнеса, что является юридическим барьером для электронной коммерции в России и интеграции ее в глобальный электрон ный рынок. В настоящее время законодательство в сфере информа ции и информатизации представлено следующими действую щими федеральными законами: «О средствах массовой инфор мации», «Об информации, информатизации и защите инфор мации», «О связи», «Об архивном фонде Российской Федера ции и архивах (основы законодательства)», «О библиотечном деле», «О статистической деятельности в Российской Федера ции», «Об обязательном экземпляре документов», «О государ ственной поддержке средств массовой информации и книго издания Российской Федерации», «Об освещении деятельно сти органов государственной власти в государственных сред ствах массовой информации», «О государственной поддерж ке, районных газет», «О почтовой связи», «О фельдъегерской связи», «Об участии в международном информационном об мене», «Патентный закон», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронно-вычис лительных машин и баз данных», «О правовой охране тополо гий интегральных микросхем», «О государственной тайне», «О рекламе», «О федеральных органах правительственной связи и информации», «Гражданский кодекс Российской Федера ции» (соответствующие статьи), «Уголовный кодекс Российс кой Федерации» (соответствующие статьи). Недавно принят закон «Об электронной цифровой подписи». Закон об электронно-цифровой подписи (ЭЦП) решает несколько важнейших юридических задач.
Во-первых, это принципиальное признание ЭЦП в каче стве аналога собственноручной подписи для значительно бо лее широкого круга юридических действий, чем предусмотре но в ГК РФ, который формально признает ЭЦП только в связи с заключением сделок. Закон также дает возможность легаль ного использования ЭЦП в качестве функционального экви валента собственноручной подписи в случаях, когда это прямо не запрещено законодательством. Во-вторых, закон устанавливает требования, при соблю дении которых электронная цифровая подпись считается рав нозначной собственноручной подписи лица. В-третьих, данный закон снимает противоречия и неопре деленности в отношении ЭЦП, которые есть в иных законах. Кроме этого деятельность в данной сфере регулируется указами Президента, а также нормативно-правовыми актами органов связи, ФАПСИ, Гостехкомиссии, а также других ор ганов исполнительной ветви власти. Существует также ряд международных соглашений, подписанных Россией, регламен тирующих смежные с сетью Интернет правоотношения (в пер вую очередь связанные с использованием объектов интеллек туальной собственности). Вышеприведенные особенности правового регулирования использования информационного пространства порождают ряд предложений, раскрывающих возможные пути решения проблем взаимодействия реального и информационного мира. Среди них необходимо выделить следующие: правовые — со здание рамочного акта, содержащего основные юридические определения и принципы использования норм права; техни ческие — разработка и внедрение общедоступных государ ственных систем поиска с индексацией информации, а также систем депонирования информации; организационные — сво бодный доступ в сегменты Сети с условием соблюдения зако нов; политические, заключающиеся в обеспечении участия России в создании протоколов и стандартов Интернет .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»