Развитие информационных технологий преобразует и видоизменяет все сферы человеческой деятельности: эконо мику, политику, частную жизнь и т. д. Наша задача состоит в рассмотрении влияния этих мощнейших факторов на эконо мику и ее составляющие компоненты. Современные информационные технологии, потребляе мые в виде продукции и услуг (см. п. 8.5), оказывают в после днее десятилетие существенное влияние на ведение бизнеса, торговли, рекламную деятельность, продвижение товаров и другие элементы маркетинговой деятельности фирм, произво дящих товары и оказывающих услуги. Изучению этих процес сов в настоящее время уделяется достаточно много внимания. Активно идет процесс накопления объективной (фактографи ческой) информации, делаются попытки теоретического ос мысления этих процессов, вводится новая терминология (пока еще «разноголосая»). В качестве авторов по этим проблемам чаще всего выступают специалисты по информационным тех нологиям, но имеются (и это отрадно!) публикации маркето логов, которые осознали необходимость применения происхо дящих революционных преобразований в ведении маркетин говой деятельности в современных условиях. В качестве иллюстрации этого объективно необходимого процесса в становлении любой науки можно привести терми ны или определения, которые даются различными авторами по отношению к маркетингу, реализуемому с помощью современ ных информационных технологий, понимая под этим в основ ном технологии Интернет*: * В программных продуктах компании Microsoft это слово склоняется как существительное мужского рода. С другой стороны, Интернет — это сеть. Противоречие налицо. По предложению И. В. Успенского здесь это слово не склоняется.
гипермаркетинг , интернет-маркетинг , виртуальный мар кетинг , маркетинг в компьютерных сетях , интерактивный маркетинг , маркетинговая деятельность в Интернет и др. Признавая право на существование этих терминов, необ ходимо заметить, что кроме технологий Интернет в современ ной маркетинговой деятельности не обойтись без телекомму никационных технологий, радио, телевидения, средств (и тех нических, и программных) сбора, сортировки, преобразова ния, хранения и анализа информации. А с учетом формирую щегося мнения, что интернет-бизнес будет успешным, если является продолжением оффлайн-бизнеса, ведущегося в тра диционной форме , мы считаем, что наиболее приемлемым для этого вида маркетинга будет термин «инфомаркетинг» — мар кетинг с помощью информационных технологий, который под черкивает главенствующую роль классического маркетинга и определяет информационные технологии, в том числе и Ин тернет как инструмент ведения маркетинговой деятельности. Одним из значительных достижений в информационных технологиях конца XX века является внедрение мультимедиатехнологий, под которыми понимается многопрофильная со вокупность медиасредств и электронных сетей, способов фор мирования и реализации коммуникативных возможностей в процессе предпринимательской, управленческой, образова тельной и других видов человеческой деятельности, связанных с обработкой информации. Особенно эффективно использование мультимедиатехнологий для предприятий и отдельных лиц, расположенных в уда ленных неразвитых регионах, так как они во многом компен сируют недостатки месторасположения и связанные с этим трудности поиска информации. Мультимедиатехнологии являются основой интерактив ных коммерческих, в том числе и маркетинговых, коммуника ций. Главными формами мультимедиатехнологии стали элект ронный обмен информацией и система Интернет. Интерактивные коммуникации — это отношения постав щиков и потребителей информации, базирующиеся на исполь зовании вычислительной техники и телекоммуникационных се тей. Пользователи указанных средств могут получать доступ к информации в любое время, свободно и многократно, на месте (автономно) или из другого места сетевым путем (неавтономно). 3 4 5 6 7
1
2
К автономным цифровым носителям информации отно сятся дискеты, лазерные диски, терминалы и портативные вы числительные машины. Неавтономными носителями информации являются сер вера (хост-ЭВМ) и подключенные к ним компьютеры с их ин формационной базой. Распространение неавтономных носителей и средств ком муникаций привело к созданию медиа, обладающих свойством многоканальной коммуникации в отличие от одноканальных коммуникаций классических медиа. Самым современным тех нологическим решением в этом направлении является глобаль ная компьютерная сеть Интернет, главной особенностью ко торой является возможность многосторонней коммуникатив ности. Компьютерная гипермедийная среда (КГС) становится коммуникативным пространством, позволяющим осуществ лять монолог, диалог, коллективное и персональное общение через эту среду коммуникатора и коммуниканта. В этом контексте интерактивность выступает как способ ность самой КГС осуществлять «живое» общение в диалоге с пользователем и тем самым реализовывать свойство гиперс реды виртуальной реальности (наблюдать то, чего нет в физи ческом смысле: виртуальные магазины, офисы, музеи, выстав ки, биржи и т.д.). Эти свойства позволяют использовать Ин тернет для расширения возможностей существующего бизне са. Повышение эффективности коммуникаций, появление но вых каналов сбыта, более полное удовлетворение потребнос тей, а следовательно, повышение конкурентоспособности — вот далеко не полный перечень этих возможностей. Следует еще раз подчеркнуть, что использование Интер нет — это всего лишь одно из направлений работы с потреби телями (клиентами), и оно будет эффективно только в том слу чае, если фирма является конкурентоспособной в основном бизнесе. Маркетинговая деятельность по степени участия в среде Интернет может быть реализована в двух основных формах: — в качестве обычного пользователя, использующего ком муникационные возможности Интернет для связи с дру гими участниками процесса и для маркетинговых иссле дований;
— в качестве активного участника, реализующего соб ственные проекты в Интернет. Это может быть webстраница, сайт, сервер, представительство фирмы, Ин тернет-магазин и т. д. То есть более широкое использо вание возможностей Сети для реализации взаимодей ствия с покупателями и партнерами, а также для усиле ния своего влияния на целевую аудиторию. При использовании Интернет для бизнеса важно осознать, какие потребности будет удовлетворять товар или услуга фир мы, насколько они отвечают этим потребностям и как целевой сегмент представлен в Интернет.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНЦЕПЦИЯ ИНФОМАРКЕТИНГА» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»