ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ИНФОРМАЦИЮ
Существующая в России правовая среда в целом благо­ приятна для развития информационной деятельности и фун­ кционирования рынка информационных товаров и услуг. Основой законодательного регулирования информационной, как и другой деятельности, в России выступает ее Конститу­ ция. Согласно п. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон­ ным способом. Перечень сведений, составляющих государ­ ственную тайну, определяется федеральным законом». Такая конституционная формулировка, сочетающая максимальную свободу и н ф о р м а ц и о н н о й деятельности с ограничением стремлений ведомств к закрытию информации, создает хо­ рошую правовую среду для становления и развития инфор­ мационного рынка. Вопрос собственности на информацию, о соответствую­ щих отношениях, которые возникают в ходе ее создания, реа­ лизации имущественных прав и потребления, является одним из ключевых для экономического анализа процесса становле­ ния, функционирования и развития информационного рынка. С экономической точки зрения, вопрос об интеллектуальной собственности имеет свои особенности. Речь идет об иденти­ фикации объекта и, главное, субъекта собственности в инфор­ мационном производстве. Термин «интеллектуальная собственность» введен по ини­ циативе Всемирной организации интеллектуальной собствен­ ности (ВОИС), входящей в систему ООН. В Конвенции, учреж­ дающей ВОИС, подписанной в Стокгольме 14 июня 1967 г., понятие интеллектуальной собственности относится к литера­ туре, художественным и научным произведениям, исполни­ тельской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и теле­ визионным программам, изобретениям во всех областях чело­ веческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирмен­ ным наименования^, коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции и др.

Конституция Российской Федерации в ст. 44 устанавливает принцип охраны интеллектуальной собственности. Российское законодательство по этому вопросу состоит из Гражданского кодекса, других законов и многих нормативных актов. Однако ГК РФ не дает определения «интеллектуальной собственности». Лишь в ст. 138 ГК РФ данный термин раскрывается через поня­ тие исключительного права: «В случаях и в порядке, установлен­ ных настоящим Кодексом и другими законами, признается ис­ ключительное право (интеллектуальная собственность) гражда­ нина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наимено­ вание, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)» . В случае производства физических объектов собственни­ ком выступает владелец средств производства. Однако при создании информации важнейшее средство производства — интеллект — неотделимо от субъекта — автора создаваемой информации. Не отделена от субъекта и мысль как состояние его мозга. Для того чтобы стать предметом обмена, а лишь в его рамках возникает отношение собственности как экономи­ ческое отношение, информация должна быть перенесена на тот или иной материальный носитель: бумагу, магнитную лен­ ту, компактный диск и т. п. или же стать колебаниями воздуха, быть произнесенной. Причем, чтобы все эти вещи стали ин­ формацией для других, заключенное в них содержание долж­ но быть воспринято, понято и хотя бы потенциально полезно получателю соответствующей вещи. Между тем только интеллекта недостаточно для создания информации как товара, который в этом случае может быть перенесен на какой-либо материальный носитель. Всякий про­ изводственный процесс, любая деятельность предполагает на­ личие целого ряда взаимодополняющих компонентов (предмет деятельности, средства воздействия на предмет, субъект дей­ ствия, технологические знания у субъекта, цели и мотивы дей­ ствия, организационно-управленческие решения и т. д.). Ко­ нечно, в различных процессах информационного производства конкретные содержания этих компонентов не совпадают (фи­ зику-экспериментатору нужен ускоритель, а физику-теорети­ ку — лист бумаги и карандаш).
3

В массовом сознании «авторское право» трактуется много шире, чем сфера собственно интеллектуального производства, художественного или научно-технического творчества. «Есте­ ственная» собственность на идею, замысел, план переносится на товары, созданные в результате реализации этой идеи, если вла­ делец идеи организовал ее материализацию, соединив по своей инициативе необходимые компоненты, и на их овеществление. Сложный случай — идентификация собственника инфор­ мационного продукта, созданного в ходе разработки «чужой» идеи или воплощении «чужого» замысла. Он типичен для на­ учно-технического информационного производства, где ему соответствует понятие «служебного изобретения» — изобре­ тения, сделанного в порядке выполнения служебных обязан­ ностей, «служебного произведения» — произведения, создан­ ного в порядке выполнения служебных обязанностей. Основными законодательными актами, раскрывающими понятие интеллектуальной собственности и возникающих при ее создании и использовании имущественных и неимуществен­ ных прав, являются следующие законы РФ: Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 г. № 5351-1 (далее — Закон об ав­ торском праве) регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литера­ туры и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного ве­ щания (смежные права) (ст. 1); Закон Российской Федерации «О правовой охране про­ грамм для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 г. № 3523-1 (далее — Закон о правовой охране про­ грамм для ЭВМ) регулирует отношения, связанные с создани­ ем, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных (ст. 2); Закон Российской Федерации «О правовой охране тополо­ гий интегральных микросхем» от 23.09.92 г. № 3526-1 устанавли­ вает правовую охрану топологии интегральной микросхемы. Согласно данному закону топология интегральной микросхемы представляет собой зафиксированное на материальном носите­ ле пространственно-геометрическое расположение элементов интегральной микросхемы и связей между ними (ст. 1);

Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3517-1 (далее — Патентный закон РФ) регулирует имуществен­ ные, а также связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и исполь­ зованием изобретений и других объектов промышленной соб­ ственности (ст.1); Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 г. № 24-ФЗ (далее — ФЗ «Об информации...») регулирует отношения, возникающие: • при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накоп­ ления, хранения, поиска, распространения и представ­ ления потребителю документированной информации; • создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; • защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации (ст. 1). Закон Российской Федерации «О товарных знаках, зна­ ках обслуживания и наименованиях мест происхождения то­ варов» от 23.09.92 г. № 3520-1 регулирует отношения, возника­ ющие в связи с регистрацией, правовой охраной и использо­ ванием товарных знаков и других объектов данного закона. Закон об авторском праве определяет следующие виды субъектов авторского права: автор (ст. 4); изготовитель аудио­ визуальных произведений (ст. 13); работодатель (ст. 14); наслед­ ники (ст. 29); специальный уполномоченный орган Российской Федерации (п. 2 ст. 27 и ст. 29); организации, управляющие иму­ щественными правами авторов на коллективной основе (ст. 44), другие лица (ст. 30). Исходя из авторского законодательства и положений ГК РФ об интеллектуальной собственности, понятие «субъект ав­ торского права» шире, чем понятие «автор», поскольку автор­ скими правами (в том числе и исключительными правами на использование произведения) могут быть наделены и другие субъекты, помимо автора (например, работодатель и другие лица в зависимости от конкретных правоотношений, участни­ ком которых является автор). На основе анализа Закона об авторском праве можно сде­ лать заключение, что под «другими лицами», обладающими ка­ кой-либо частью имущественных прав, понимаются участники

авторских договоров о передаче неисключительных прав на ис­ пользование произведения, то есть только указанной в догово­ ре части возможностей его использования (п. 3.4 ст. 30). Следу­ ет заметить, что в Законе об авторском праве отсутствует рег­ ламентация института сотрудничества, под которым понимает­ ся деятельность некоторых субъектов, помогающих автору со­ здать произведение. Эта помощь может быть в виде консульта­ ций, материально-технического снабжения материалами, под­ бора литературы, составления библиографии и т. п., что состав­ ляет ценность для автора, но не является творческой деятельно­ стью и не имеет определяющего воздействия на процесс и ре­ зультат интеллектуальной деятельности. По мнению Н.В. Макагоновой, которое мы также разделяем, «факт сотрудничества, не носящего творческого характера в работе над произведени­ ем, не образует соавторства» , а значит, и не дает возможности обладания авторскими правами. Данное уточнение представля­ ет интерес не только с морально-этической точки зрения, но и для судебной практики по авторскому праву. В комплекс прав автора входят следующие личные неиму­ щественные права (ст. 15): • право признаваться автором (право авторства); • право использовать или разрешать использовать произ­ ведение под собственным именем, псевдонимом либо без указания имени (право на имя); • право обнародовать или разрешать обнародовать про­ изведение в любой форме (право на обнародование); • обратное право — право на отзыв (как отказ от перво­ начального намерения обнародовать); • право на защиту произведения, включая название, от искажения и иного посягательства на честь и достоин­ ство автора (право на защиту репутации автора). Авторское право возникает в силу создания произведения, для его обладания не требуется регистрации произведения или каких-либо других формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использо­ вать знак охраны авторского права, который помещается на каж­ дом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: • латинская буква «С» в окружности: © (от начальной бук­ вы английского термина copyright — авторское право);
4

• имени (наименования) обладателя исключительных ав­ торских прав; • года первого опубликования произведения (ст. 9). Принцип исключительности имущественных прав закреп­ лен в ст. 16 Закона об авторском праве: «Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на ис­ пользование произведения в любой форме и любым способом». Использование возможно в следующих формах: воспро­ изведение (копирование), распространение (передача, прокат), импортирование с целью распространения, публичный показ или исполнение по телекоммуникационным сетям, перевод, переделка (аранжировка, переработка). Во всех вышеназванных законах подчеркивается безус­ ловное право личности на авторство созданного произведения («авторское право»), даже если оно было создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Однако в этом случае исключительные права на использование такого произведения принадлежат только ра­ ботодателю. Эта норма является диспозитивной, т. е. действу­ ет при отсутствии иного условия в договоре автора-работника с работодателем. Закон РФ об авторском праве гласит: «Исключительные права на использование служебного произведения принад­ лежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношени­ ях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное» (ст. 14). То есть, как сказано выше, это право на воспроизведение, право на распространение, пра­ во на импорт, право на публичный показ, на публичное ис­ полнение, на сообщение для всеобщего сведения в эфире или по кабелю, право на перевод, право на переработку произ­ ведения (ст. 16). Закон РФ о правовой охране программ для ЭВМ характе­ ризует в этой ситуации имущественные права в составе исклю­ чительных авторских прав следующим образом: «Имуществен­ ные права на программу для ЭВМ или базу данных (исключи­ тельное право осуществлять и (или) разрешать выпуск в свет программы для ЭВМ или базы данных; воспроизведение их в любой форме, любыми способами; распространение; модифи­ кацию, в том числе перевод с одного языка на другой; иное

использование — ст. 10), созданные в порядке выполнения слу­ жебных обязанностей или по заданию работодателя, принад­ лежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное» (ст. 12). Патентный закон РФ: «Право на получение патента на изобретение... созданное работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от рабо­ тодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное» (ст. 8). Следует отметить, что Закон об авторском праве (п. 2 ст. 15) также отменяет право автора отказаться от ранее принято­ го решения об обнародовании служебного произведения, то есть даже готовность к опубликованию в данном случае может быть установлена работодателем, что уже нарушает права ав­ тора публикации незаконченного, с его точки зрения, произ­ ведения. Факт трудовых отношений сам по себе не означает, что все произведения, созданные автором в этот период, явля­ ются служебными произведениями. Произведение, созданное не в порядке выполнения слу­ жебных заданий или обязанностей, не считается служебным и на него распространяется общий правовой режим, когда весь комплекс прав, личных неимущественных и имущественных, закрепляется за автором. Использование исключительного права работодателем на произведение, созданное в порядке служебного задания, не ограничено в современном законодательстве во времени. В связи с этим специалистами по авторскому праву внесены предложения в новый проект ГК РФ об ограничении исключи­ тельных прав работодателя десятилетним сроком, что создаст, по мнению Э.П. Гаврилова, «разумный баланс между интере­ сами работодателя и работника». Это предложение увеличит имущественные права автора . Для случаев «служебного произведения (служебного изоб­ ретения)» во всех вышеназванных законах, определяющих порядок правопользования автора в этом случае, оговаривает­ ся право автора только на вознаграждение, размер и порядок выплаты которого за каждый вид использования служебного произведения устанавливается специальным договором меж­ ду автором и работодателем.
5

С нашей точки зрения, такая ситуация ущемляет экономи­ ческие права автора. Во-первых, закон не устанавливает ника­ ких количественных ориентиров для вознаграждения авторов служебных изобретений, если они послужили основой для по­ лучения дополнительной прибыли работодателем. Современная экономическая ситуация в России ставит работника в полную зависимость от воли работодателя, несмотря на существование КЗОТа и других законодательных актов, и в такой ситуации ав­ тор, конечно же, проигрывает как субъект, талантом которого и создано произведение. По большей части за продукты интел­ лектуального труда, созданные в рамках выполнения служеб­ ных обязанностей, их авторы получали только заработную пла­ ту. Подтверждением этого является Положение по бухгалтерс­ кому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, в со­ ответствии с которым под нематериальными активами понима­ ются «объекты интеллектуальной собственности (исключитель­ ное право на результаты интеллектуальной деятельности)». Сле­ дует отметить, что в бухгалтерском учете «в состав нематери­ альных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способ­ ность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них» (п. 4). «Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фак­ тических расходов на создание, изготовление (израсходован­ ные материальные ресурсы, оплата труда (выделено нами. — В.Е.), услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств и т.п.), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых нало­ гов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Рос­ сийской Федерации)... Нематериальные активы считаются созданными в случае, если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, при­ надлежат организации-работодателю...» (п. 7). Отсюда следу­ ет, что никакого дополнительного вознаграждения за создание интеллектуальной продукции, не предусматривается.

Во-вторых, работодатель, являющийся собственником множества объектов нематериальных активов, может из тех или иных соображений долгое время не использовать исклю­ чительные права на некоторые объекты интеллектуальной соб­ ственности. Одной из главных причин, по которой обладатель исклю­ чительных прав отказывается от реализации (публикации) со­ зданного в порядке выполнения служебных обязанностей про­ изведения, может быть экономическая выгода работодателя. Если его налаженное производство успешно работает, прино­ сит достаточную прибыль, а новшество, которое изложено в патенте или ином варианте интеллектуальной собственности, потребует кардинальной перестройки производства, отказа от уже имеющегося потенциала, поиска новых видов материалов, сырья, комплектующих, каналов сбыта и т. д., немного найдет­ ся владельцев, которые захотят сразу иметь эту «головную боль», исходя из принципа: «Лучше синица в руках, чем жу­ равль в небе». Актуальной является в данном случае и задача защиты интересов государства в этом вопросе. А.Е. Рождественский пишет: «На предприятиях находятся значительные не оформ­ ленные нематериальные активы, затраты на которые были про­ изведены ранее. Вовлечение этих активов в хозяйственный оборот признано важной государственной задачей (Указ Пре­ зидента РФ от 22.07.1998 № 863 и соответствующее постанов­ ление Правительства РФ от 2.09.1999 № 982)... Наш опыт работы показал, что нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности. — В.Е.) в самом деле присутствуют в каждой организации — в горном карье­ ре, шахте, буровой, нефтепромысле, пекарне, на перерабаты­ вающем, ремонтном или машиностроительном предприятии, где они составляют часть активов от 5 до 30%, и конечно в ин­ новационной компании, проектной или исследовательской организации, где они составляют до 98% активов» . Гораздо более продуктивным, экономически целесообраз­ ным для государства и справедливым для автора был бы вари­ ант совместного исключительного права собственности на ре­ зультаты интеллектуальной деятельности, предложенный В.Л. Тамбовцевым: каждый из совладельцев самостоятельно при6

нимает решения по ее коммерческому использованию, терпит издержки и потери единолично, но получаемый доход делит с другим совладельцем. Иными словами, совладельцы реализу­ ют свое право собственности не властным, а экономическим способом, через участие в доходах . Необходимо заметить, что российские специалисты по авторскому праву считают существующее законодательство в сфере авторско-правовых отношений далеким от идеального, особенно в области защиты авторов интеллектуальных продук­ тов. Процесс совершенствования этого законодательства име­ ет большую социальную значимость для России, поэтому ми­ ровая практика в данном вопросе должна быть востребована в разрешении рассмотренных выше противоречий. Следует за­ метить, что в законах о защите авторского права разных стран существуют значительные расхождения. Эти расхождения проистекают из различных подходов к решению данного воп­ роса. Так, в Великобритании закон о защите авторского права основан на признании необходимости защитить творца от не­ санкционированного использования его работ. Такому прави­ лу следуют законы США, Австралии, Новой Зеландии. Фран­ цузская система, положенная в основу развития авторского законодательства ряда стран (Австрия, Германия, Испания, Португалия, Швейцария), базируется на принципе, что каж­ дый автор обладает эксклюзивным правом использовать свое произведение и защищен от попыток противоправно исполь­ зовать произведение широкой системой моральных прав. Та­ кие права индивидуальны (они принадлежат индивидуумам, личностям), и поэтому компании, которые находятся в договор­ ных отношениях с индивидуальными субъектами, не могут ими пользоваться.
7

В этой связи предложение В.Л. Тамбовцева является как бы «золотой серединой» между двумя полярными правилами: абсолютным отсутствием исключительных прав на служебное произведение (изобретение) у российского автора и полной зависимостью работодателя в праве использования служебно­ го изобретения от автора во Франции и ряде других государств. Однако мы считаем, что экономически целесообразнее решать вопрос с использованием служебного произведения через совместное участие не только в доходах, но и расходах и

убытках через совместное инвестирование проекта, основан­ ного на использовании интеллектуального продукта, где вкла­ дом участвующих сторон может быть «право автора» (интел­ лектуальная собственность) и материальный вклад работода­ теля (при его желании участвовать в реализации этого проек­ та). Если работодатель отказывается от участия в проекте, то автор, принимая все риски на себя, делится реальными дохо­ дами с работодателем, но в пропорции, зависящей от ряда кон­ кретных факторов, таких, например, как стоимость проекта, величина риска, объем получаемой прибыли и т. п., специаль­ но оговариваемых в авторском договоре. Экономическая форма реализации собственности, адек­ ватная рыночному способу взаимодействия производителей, определяет и подход к идентификации объектов собственнос­ ти в рамках информационного производства. Вкратце суть под­ хода формулируется так: объектом собственности может быть такой информационный продукт, который можно продать или обменять. По существующему в России законодательству это­ му условию отвечают объекты интеллектуальной собственно­ сти, представленные в табл. 8.1. Для разных видов информационного производства конк­ ретным предметом обмена могут выступать разные стороны информационного продукта. В продукции научно-техническо­ го, управленческого и бытового информационного производ­ ства такой стороной выступает содержание сообщения — то, что остается неизменным при изменениях знаковой формы представления. В продукции эстетического и в значительной мере образовательного производства не меньшей значимостью для потребителя обладает и сама форма (исполнение балета, личность учителя). Важно учесть и такое обстоятельство: информация не убы­ вает у ее производителя при передаче или обмене, но может терять ценность как товар, если потребителю она уже будет не нужна. При этом обратим внимание на соотношение затрат на производство и копирование. Для вещей (товаров) в усло­ виях современного специализированного производства труд­ ности (время и усилия) изготовления экземпляра вещи произ­ водителем много меньше, чем трудности копирования (по об­ разцу) потребителем.

Таблица Объекты интеллектуальной собственности, сроки действия и охранные документы

1

8.1

Виды интеллектуальной собственности
2

Охранный документ
3

Максимальный срок действия

Закон Российской Федерации
5

4
В течение жизни автора + 50 лет

1

Авторское право на произведения науки, литературы и искусства Смежные права создателей фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания Право на изобретение Право на полезную модель Право на промышленный образец Право на товарный знак и знаки обслуживания Право на наименование места происхождения товара Право на «ноу-хау» (информация, имеющая коммерческую ценность и не обеспеченная патентной защитой) Авторское право на программу для ЭВМ и базу данных

2

3 4 5 6 7 8

По желанию знак охраны: ©, имя обладателя ис­ ключительных авторских прав, год первого опубликования произведения По желанию знак охраны:®, имя (наименование) обладателя исключительных смежных прав, год первого опубликования (исполнения) Патент Свидетельство

50 лет

«Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 №5351-1

20 лет «Патентный закон РФ» от 23.09.92 №3517-1

5 лет + 3 года прод­ ления по ходатайству патентообладателя Патент 10 лет + 5 лет прод­ ления по ходатайству патентообладателя Свидетельство 10 лет + каждый раз на 10 лет по заявле­ нию владельца 10 лет + каждый раз Свидетельство на 10 лет по заявле­ нию владельца В течение Сохранение в тайне срока действия с помощью условии защиты защиты объекта информации 1) По желанию знак охраны ©, имя правообладателя, год первого выпуска в свет; 2) регистрация в Российском агент­ стве по правовой охране программ для ЭВМ, баз фнных и топологии инте­ гральных микросхем (Агентство) По желанию регистрация в Агентстве В течение жизни автора + 50 лет

9

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхожде­ ния товаров» от 23.09.92 № 3520-1 «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.62.95 № 24-ФЗ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 № 3523-1

10

Имущественное право на топологию интегральной микросхемы

10 лет

«О правовой охране топологий инте­ гральных микро­ схем» от 23.09.92 №3526-1

Для информации соотношение обратное: трудности созда­ ния много больше, чем затраты на копирование (аудио- и видео­ запись, ксерокопирование, кино- и фотосъемка и т. п.). Наибо­ лее важным правом на рынке информации является право соб­ ственности — это исключительное право определенного субъек­ та на копирование (тиражирование) и распространение (прода­ жу) предметных носителей объекта собственности, содержания (или содержания в единстве с конкретной знаковой формой). Покупатель в акте обмена на информационном рынке приобре­ тает носитель, а не право копирования. При покупке же неин­ формационного товара это обстоятельство специально не огова­ ривается, ибо возможность самостоятельного воспроизведения на основе образца весьма проблематична (хотя это и не исклю­ чено, отсюда — патентование изобретений и технологий, отсю­ да же и явления промышленного шпионажа и т. п.): ведь всякая вещь — потенциальный источник информации. Закон о правовой охране программ для ЭВМ является час­ тью авторско-правовой системы законодательства России (ст. 2 Закона об авторском праве). Нормы Закона об авторском пра­ ве, принятого уже позже, превалируют над нормами Закона о правовой охране программ для ЭВМ, так как содержат общие нормы, регулирующие правоотношения в связи с использова­ нием произведений науки, литературы и искусства. Однако про­ граммы для ЭВМ и базы данных для защиты исключительных авторских прав, кроме знака охраны общего для всех произве­ дений науки, литературы и искусства, могут быть по желанию правообладателя зарегистрированы им путем подачи заявки в Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем (РосАПО) (да­ лее— Агентство) (п. 1 ст. 13 Закона о правовой охране программ для ЭВМ). Далее в п. 3 этой статьи говорится: «После поступле­ ния заявки на регистрацию Агентство проверяет наличие необ­ ходимых документов и их соответствие требованиям, изложен­ ным в п. 2 данной статьи. При положительном результате про­ верки Агентство вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз дан­ ных, выдает заявителю свидетельство об официальной регист­ рации, публикует сведения о зарегистрированных программах для ЭВМ и базах данных в официальном бюллетене Агентства».

Казалось бы, проблема установления прав собственника базы данных могла считаться решенной, однако на практике возник ряд важных обстоятельств. Суды и правоохранитель­ ные органы оказались в большинстве случаев недостаточно компетентными в разборе сложных споров о правах собствен­ ности на базы данных и другие информационные продукты и услуги. В стране до сих пор практически отсутствуют государ­ ственные и общественные структуры, готовые осуществлять наблюдение и действенный контроль за соблюдением догово­ ров по использованию баз данных. В сочетании с низкой доходностью российского инфор­ мационного рынка это не стимулирует авторов и создателей баз данных фиксировать свои права через РосАПО. Следует отметить, что факт вступления в регистрационные отношения с этим центром не связан с распространением режима право­ вой защиты на базы данных, так как это противоречило бы За­ кону РФ «Об авторском праве и смежных правах». Охрана авторских прав производителей БД осуществля­ ется на основе договоров с интерактивными службами, созда­ ющими и эксплуатирующими Автоматизированные банки дан­ ных (АБД). Для получения доступа к АБД пользователь должен заключить контракт с интерактивными службами. Практика информационного рынка сформировала свои стандарты к до­ кументам такого рода. По заключении контракта пользовате­ лю открывается доступ ко всем БД, содержащимся в АБД, либо некоторым из них. При этом пользователь получает идентифи­ катор и пароль. Важным положением контракта с интерактивной службой является положение об авторском праве на информацию. Авторские права на информацию принадлежат обычно производителям БД. Из этих прав вытекают ограничения на применение пользователями полученных данных, предотвраща­ ющие их так называемое «недобросовестное» использование. Эти ограничения регулируют возможности перекачивания ин­ формации, то есть ее накопление в машиночитаемой форме (в компьютере пользователя), тиражирование, распространение и т. д. Указанные ограничения при определенных условиях (письменное разрешение производителя БД, покупка специаль­ ной лицензии и т. п.) могут быть ослаблены или вовсе сняты. Так,

в контрактах может разрешаться перекачивание информации для ее использования в научно-исследовательских целях, ее пуб­ ликация с обязательным указанием источника при запрещении коммерческого распространения и т. п. Очевидно, что контроль за соблюдением подобных ограничений чрезвычайно труден, если вообще возможен. В России при подготовке баз данных часто используются другие базы данных, различные справоч­ ники и т. п. При решении вопроса о возможности формирова­ ния баз данных на основе информационных массивов, получен­ ных от других центров-генераторов и информационно-комму­ никационных сетей, центры-генераторы имеют в виду следую­ щие обстоятельства: в России и СНГ информационная культу­ ра и законодательство в области защиты баз данных как интел­ лектуальной собственности развиты так низко, несмотря на принятое законодательство в данной области, что информаци­ онные организации часто распоряжаются чужими базами дан­ ных как своими собственными, не заботясь о правах и закон­ ных экономических интересах их генераторов; западные цент­ ры-генераторы и центры обработки баз данных, как правило, устанавливают в своих договорах ограничения на использова­ ние их информационных продуктов, по жесткости далеко пре­ восходящие пределы, разрешенные законодательством, а так­ же превышающие обычно принятую практику работы в инфор­ мационной области. Изучение контрактов и договоров, предла­ гаемых своим пользователям зарубежными центрами, наводит на мысль, что использование информации из баз данных для подготовки новых информационных продуктов и услуг вообще невозможно за исключением выполнения конкретных запросов для конкретных потребителей. На самом деле как неограниченная эксплуатация чужих информационных ресурсов, созданных в России и СНГ, так и жесткие ограничения, установленные западными центрами-ге­ нераторами и центрами обработки баз данных на использова­ ние их ресурсов, являются неоправданными. И в том и в другом случае должны полностью соблюдаться авторские права и пра­ вила обращения с продукцией интеллектуального труда. Одна­ ко значительная часть информационных ресурсов вообще не может рассматриваться как объект интеллектуальной собствен­ ности, что, кстати, не учитывается российским законом.

На Западе в этих вопросах удалось достичь некоторой яс­ ности. В сентябре 1991 г. Федеральный апелляционный суд США установил, что повторное использование справочной информа­ ции типа «желтых страниц» (справочной адресной информации по предприятиям и организациям) не является нарушением ав­ торских прав. В решении суда установлено, что «желтые стра­ ницы» не могут быть объектом авторского права и защищаться может и должна только форма организации и представления материала, например, предметные и тематические рубрики и их формулировки и расположение. Кроме того, составитель ново­ го справочника имеет право не проводить повторного исследо­ вания объектов справочной информации в отношении данных, содержавшихся в прежнем справочнике, так как исследование объектов для получения справочной информации не может рас­ сматриваться как творческая деятельность, дающая в результа­ те продукт интеллектуального труда. Ранее, в начале 1991 г. аналогичное решение было принято Верховным судом США в отношении справочной информации типа «белых страниц» (справочная информация, изданная и пред­ ставленная в том виде, как это предложено самими объектами описания), которые вообще не защищаются авторским правом. В России можно ожидать аналогичных решений, посколь­ ку базы данных, пользующиеся правовой охраной как сборни­ ки, законом рассматриваются как результат творческого труда по подбору и организации данных, а не в соответствии с кон­ цепцией «затраченных усилий», которая как раз и потерпела поражение в США. Следует подчеркнуть, что авторское право не распространяется на общедоступные материалы: правитель­ ственные документы, статистические данные, исследования и отчеты, публикуемые правительственными органами, истори­ ческие данные, информацию справочного характера и др. Важной областью, недостаточно регулируемой действую­ щим законодательством, а также подзаконными и ведомствен­ ными актами, является сфера закрепления прав владения и рас­ поряжения базами данных, созданными государственными организациями. До сих пор практически никак не решены воп­ росы закрепления в договорах прав на использование государ­ ственных информационных ресурсов, в частности, на их ис­ пользование при создании новых баз данных, подготовке и оказании информационных услуг и продуктов.

Отсюда вытекает отсутствие правового регулирования при­ ватизации информационных ресурсов, созданных государ­ ственными организациями. Применение общих норм оценки имущества при приватизации приводит к тому, что реальная стоимость баз данных в составе активов недооценивается, так как базы данных не входят в состав основных фондов и их сто­ имость не переоценивается на регулярной основе. В результате национальные информационные ресурсы, созданные за счет средств налогоплательщика, нередко переходят в частное мо­ нопольное владение, и общество вынуждено снова выкупать их .

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ИНФОРМАЦИЮ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Слово і його ознаки
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ
Windows Debugging Tools: диагностика и исправление BSOD
Аудиторський висновок та його види


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1593 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП