ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА
Формирование мирового и национальных рынков информа­ ционных услуг началось в 50-х годах XX века. В первое десятиле­ тие его становления основными поставщиками на этом рынке являлись информационные службы академических, профессио­ нальных и научно-технических обществ, государственных учреж­ дений и учебных заведений, работающие преимущественно на некоммерческой основе. В этот же период стали возникать и ук­ репляться коммерческие информационные фирмы. Основными потребителями информационных услуг до середины 80-х годов выступали ученые и специалисты в области науки и техники. Но со второй половины 80-х годов их доля постепенно сокращается, и первое место на рынке информационных услуг стала занимать торгово-экономическая и финансовая информация. Коммерциализация информационной деятельности была связана с резко возросшим спросом на бизнес-информацию и изменениями условий ее осуществления. Развитие науки и тех­ ники, формирование межотраслевых и проблемно-ориентиро­ ванных знаний, становление рынка «покупателя» и, как след­ ствие, резко возросший уровень конкуренции породили по­ требности в значительных объемах новых видов информаци­ онных услуг, в том числе с середины 60-х годов и в базах дан­ ных (БД). БД, первоначально использующиеся как промежу­ точный продукт при подготовке печатных изданий, при пре­ доставлении на магнитной ленте приобрели самостоятельное значение информационных товаров. На основе подобных БД стало возможным вести обслуживание потребителей в режи­ мах избирательного распространения (ИРИ) и ретроспектив­ ного поиска информации (РПИ). Современные информационные технологии построены на возможности подключения в режиме реального времени, то есть

в режиме диалога (интерактивная технология), к автоматизиро­ ванным банкам данных (АБД), информационную основу которых и составляют БД по различным предметным отраслям. АБД — система специальным образом организованных данных, про­ граммных, технических, языковых и организационно-методичес­ ких средств, предназначенных для централизованного накопле­ ния и коллективного многоцелевого использования этих данных . Среди поставщиков информационных услуг выделились фирмы, специализирующиеся на создании БД, — центры-гене­ раторы и фирмы, специализирующиеся на ведении информа­ ционного обслуживания с использованием БД, — центры-рас­ пределители, работающие на коммерческой основе. Этот вид информационных технологий, а также активное развитие вы­ числительной техники и других технических средств обработ­ ки, хранения и передачи информации резко подняли произво­ дительность труда и эффективность работы крупных информа­ ционных органов. В информационную деятельность стало эф­ фективным вкладывать капитал, так как в ней обеспечивалась норма прибыли, превышающая среднюю. Произошло призна­ ние новых методов коммуникации, информационной инфра­ структуры в качестве эффективного инструмента увеличения производительности труда в общественном производстве. Ин­ формационная коммерческая деятельность из инфраструктур­ ной стала превращаться в самостоятельную производственную.
1

К январю 1993 г. в мире было 3007 генераторов БД и 1438 распределителей, которые обрабатывали 8,12 тыс. БД всех типов (рост за 17 лет в 87 раз). Совокупный объем БД достиг 4527 млн. записей (от 200 до 2000 слов одна запись). При этом 288 БД вклю­ чали более одного миллиона записей, десять из них более 100 млн., а 36 — между 10 и 100 млн. записей. Основой роста объема БД с середины 80-х годов была коммерческая и справочная информа­ ция. Большая часть БД (68%) была подготовлена в Северной Аме­ рике (в основном в США), в Западной Европе — 26%, в Австра­ лии и на Дальнем Востоке (в основном в Японии) — по 2%, а ос­ тальные регионы мира были представлены долями процента . Но не все области информационной деятельности были одинаково выгодны для приложения капитала. Наиболее эф­ фективной являлась работа центров-распределителей. Конку­ ренция их услуг с услугами центров-генераторов БД вызвала
2

отчисление от доходов центров-распределителей в пользу цен­ тров-генераторов. Это привело к росту цен на информацию для ее конечных пользователей и переходу большей части цент­ ров-генераторов к работе на коммерческой основе. Вследствие этого центрами-распределителями США во второй половине 70-х годов была развернута кампания за сохранение поддерж­ ки и субсидирования правительством наиболее ресурсоемких и дорогостоящих работ по созданию БД с целью их последую­ щей передачи центрам-распределителям для использования на коммерческой основе. Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом инфор­ мационных услуг стал диалоговый поиск информации в удален­ ных от пользователя БД — интерактивные услуги. Развитие этих услуг вызвало рост числа мелких информационных служб, ра­ ботающих за счет предоставления посреднических (брокер­ ских) услуг потребителям, не обладающим опытом использова­ ния дорогостоящих диалоговых информационных услуг. Броке­ ры, как правило, предоставляли пользователям информацию в доработанном виде, соответствующем конкретным информаци­ онным потребностям. В качестве дополнительных услуг могли предоставляться копии первоисточников и консультации. Лидерство на мировом рынке информационных услуг зах­ ватили США. Темпы роста этого рынка составляли 24 — 30%. Однако со второй половины 80-х годов по темпам роста и по объемам предоставления информации к США вплотную при­ близились Западная Европа и Япония (25 — 30% в год, 6 — 7 млрд. дол. в год). Информационная индустрия с начала 80-х годов приобре­ тает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества . На ее становление наибольшее воздействие оказали сле­ дующие технологические достижения: персональные компь­ ютеры; межсистемные интерфейсы и коммуникационные про­ цессоры, расширяющие возможности сетевого доступа к АБД; хост-ЭВМ, функционирующие в режиме разделения времени, с большим объемом памяти; телекоммуникационные сети (ско­ ростные сети пакетной коммуникации); электронная почта; передача факсимильных изображений .
3 4

Обосновывая право на существование самостоятельного рынка информации в современной России, необходимо отметить следующие факторы, повышающие значимость информации в настоящее время для экономической и социальной жизни: • децентрализация управления экономикой, отход от жес­ ткого централизованного государственного управления; • приватизация государственной собственности; • переход к рыночным отношениям, сопровождающийся возрастающей конкуренцией, в том числе и в традици­ онно некоммерческих отраслях (образование, здравоох­ ранение и т. д.); • интеграция в мировое экономическое сообщество; • изменяющиеся роль и методы государственного регули­ рования экономики и т. д. Все вышеперечисленные факторы способствовали резко­ му росту числа пользователей информации, особенно управлен­ ческого и научно-технического характера в промышленности, бытовой информации о состоянии потребительского рынка, рынка труда, рынка образовательных услуг и т. п. Информация из разряда «бесплатного приложения» к факторам производства и условиям жизнеобеспечения превратилась — как особый ре­ сурс — в товар. Превращение информации в товар и предопре­ делило формирование, функционирование и развитие специа­ лизированного рынка информации (информационного рынка). В нашей стране до конца 80-х годов понятие информаци­ онной деятельности связывалось в основном с научно-техни­ ческой (НТИ), статистической и управленческой информаци­ ей, при этом другие направления не развивались. Инфраструктура самой развитой информационной сферы — НТИ состояла из организаций трех уровней: первый — всесо­ юзные информационные органы, второй — центральные, отрас­ левые и территориальные органы; третий уровень — информа­ ционные службы предприятий и организаций. Эта структура была созвучна сложившейся в мире к концу 70-х годов информа­ ционной среде и, в принципе, могла достаточно плавно перейти к рыночной модели развития, то есть к воспроизводству за счет собственных источников развития. Однако опыт развитых стран показывает, что исключительно на рыночных принципах пока не работает информационная отрасль ни в одной стране. Причина этого в том, что платежеспособный спрос на информационные

услуги не обеспечивает покрытие затрат на первом и втором уров­ нях. Кроме того, некоторые подразделения первого и второго уровней обслуживают и нерыночные сектора — социальные и государственные (национальная безопасность, образование, здравоохранение и т. д.) и, следовательно, требуют нерыночного финансирования. Поэтому соотношение объемов государствен­ ных и рыночных источников финансирования информационной деятельности определяется платежеспособным спросом на ин­ формационные услуги «снизу» (деловая бизнес-сфера, финансо­ вая сфера, специалисты, статистика, правовая среда), то есть об­ щим экономическим положением в стране. Формирование секторов информационного рынка началось в России в 1990 г. Это были сектора коммерческой информации; биржевой и финансовой информации; деловых новостей; специ­ альной информации; НТИ; новостей массового характера. Созда­ вались эти сектора новыми коммерческими структурами — не­ зависимыми информационными, консультационными, реклам­ ными и аналитическими фирмами, биржами и банками. В течение 1990—1991 гг. было создано около 500 новых информационных организаций в дополнение к примерно 100 государственным, работавшим ранее на первом и втором уров­ нях информационной инфраструктуры страны, появилось око­ ло 1,5 тыс. новых коммерчески доступных баз данных (ранее таких было 1,2 тыс.) . Особенностью российской индустрии интерактивных ус­ луг является то, что основными ее элементами долгое время были не интерактивные, а телекоммуникационные службы. До 1991 г. монопольные позиции здесь занимали Институт автоматизи­ рованных систем (ИАС), выполняющий функции отечественно­ го национального центра автоматизированного обмена инфор­ мацией (НЦАО), а также совместные предприятия СОВАМ ТЕ­ ЛЕПОРТ и ИНФОКОМ, созданные с его участием. В ИАС была разработана сеть ИАСНЕТ — первая отечественная сеть пакет­ ной коммутации, имеющая выходы на международные сети ЭВМ. Только ИАС мог подключать отечественные АБД к сетям передачи данных и обеспечивать доступ к зарубежным АБД, таким, как DIALOG, Reuters, NEWSNET, I. P. SHARP и др., охва­ тывающим более 400 баз данных. В 1991 г. данная монополия была разрушена в связи с появлением около десятка организа­ ций, предоставляющих телекоммуникационные услуги всем отечественным и зарубежным пользователям без ограничения .
5 6

Период взрывного роста с конца 1991 г. сменился стаби­ лизацией и даже снижением числа информационных органи­ заций. Причины этого достаточно объективны: 1) неспособ­ ность работать в рыночных условиях, то есть в условиях кон­ куренции, поиска необходимого количества клиентов, необхо­ димости активного продвижения на рынок собственных това­ ров и услуг и т.п.; 2) финансовый кризис, вызвавший сниже­ ние деловой активности, а следовательно, и снижение потреб­ ности в информации. Встретившись с дефицитом информации и осознав перс­ пективность коммерческой работы в данной области, государ­ ство активизировало свою деятельность на российском инфор­ мационном рынке. Оно строит свою работу по созданию и под­ держанию систем на применении административных методов для бесплатного сбора коммерческой, статистической, внеш­ неторговой и др. информации и монополизации предоставле­ ния услуг на коммерческой основе через ограниченный круг структур, вводя условия обязательной сертификации БД и ин­ формационных систем, а также лицензирования информаци­ онной деятельности в некоторых областях . По данным сборника «Российский статистический еже­ годник» за 2001 г. (с. 313) динамика роста предприятий инфор­ мационно-вычислительного обслуживания (ИВО) и связи пред­ ставлена в табл. 7.1, на базе которой построена гистограмма (рис. 7.1), дающая наиболее наглядное представление о темпах роста этих двух отраслей, определяющих основные субъекты российского информационного рынка. Таблица 7.1 Распределение предприятий и организаций по отраслям экономики (на 1 января, тыс.)
7

Отрасль экономики Информационновычислительное обслуживание Связь

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

7,6

9,5

10

10,9 11,8 12,6 13,7 16,8 11,1 12,1 13 14

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

И Информационно-вычислительное обслуживание • Связь
Рис. 7.1. Количество предприятий и организаций информаци­ онно-вычислительного обслуживания и связи на 1 января Гистограмма (рис 7.1) свидетельствует о резко возросших темпах увеличения количества предприятий и организаций ИВО в 2000 г. На наш взгляд, это объясняется, во-первых, общим оживлением в российской экономике после дефолта 1998 г., вследствие чего возрос спрос и на отечественное информаци­ онное обслуживание, во-вторых, резким увеличением количе­ ства пользователей сети Интернет в России, ростом числа про­ вайдеров, которые, кроме функций коммуникации, стали зани­ маться и информационным обслуживанием. Именно последним обстоятельством и объясняется опере­ жение темпов роста ИВО в 2000 г. по сравнению с отраслью свя­ зи (22,6% по предприятиям ИВО и 7,7% по предприятиям связи). Сопоставление общероссийских данных с показателями по Ивановской области еще раз подчеркивает явно депрессивный характер ее экономики. На 1.01.2001 г., по данным Госкомстата (вышеуказанный сборник, с. 316), количество предприятий ИВО

в области 54 (в среднем по субъектам РФ — 157), предприятий связи — 92 (по РФ — 189). Это отставание в первом случае по­ чти в три, а во втором в два раза, является и следствием стагнирующей экономики — как реакция на малый спрос, и фактором ее депрессивности, так как без необходимого и достаточного уровня актуальной и своевременной информации в настоящее время невозможна адекватная экономическая, производствен­ ная, коммерческая, финансовая и тому подобная деятельность, развитие науки, образования и других отраслей. В мировой практике на рынке информации все большую роль играют малые и средние предприятия, использующие такие преимущества в конкурентной борьбе, как гибкость, мобиль­ ность, лучшее знание запросов потребителя. Например, в США в середине 80-х годов в этой сфере работало более 50% всех заня­ тых в области обработки данных и обслуживания компьютеров . Удельный вес малых предприятий ИВО и связи в России на основании вышеуказанных данных Госкомстата (с. 313, 320) представлен в табл. 7.2. Таблица 7.2 Малые предприятия ИВО и связи (н^ 1 января)
8

1997
Общее число предприятий (тыс.) Общее число предприятий (тыс.) Число малых предприятий (тыс.)

1998
Число малых предприятий (тыс.) Общее число предприятий (тыс.)

1999
Число малых предприятий (тыс.) Общее число предприятий (тыс.)

2000
Число малых предприятий (тыс.) Общее число предприятий (тыс.)

2001
Число малых предприятий (тыс.)

Отрасль экономики

% от общего числа

% от общего числа

% от общего числа

ИВО

10,9 6,1 56,0 11,8 6,4 54,0 12,6 5,2 41,3 13,7 5,2 38,0 16,8 5,6 33,3
*

Связь

2,9

-

11,1

2,7 24,3 12,1 3,2 26,4 13,0 4,8 36,9 14,0 3,7 26,4

При общем росте числа малых предприятий (с. 320) доля предприятий ИВО в общем числе таких предприятий за анализи­ руемый период сокращалась, а как видно из табл. 7.2 сокраща­ лась доля (и значительно!) этих предприятий в отрасли ИВО.

% от общего числа

% от общего числа

Объяснение этому факту самое простое — в России конца XX и начала XXI века бизнес высоких технологий, каковым является и информационно-вычислительное обслуживание, существенно (в разы!) менее доходен, чем коммерческая деятельность. Малые предприятия самые мобильные в этом смысле. Вторая причина состоит в ужесточении политики государства на рынке инфор­ мации, в которой есть и положительные моменты, например, уси­ ление борьбы с пиратской информационной продукцией и услу­ гами, но есть и стремление монополизировать рынок через ук­ рупнение структур, жесткое лицензирование этой деятельности с применением других административных рычагов. А с учетом того, что малые предприятия ИВО имеют не­ большую численность (до 100 в науке и научном обслужива­ нии), число занятых в этой сфере в России существенно отста­ ет от общемировых показателей.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Слово і його ознаки
Кошмарна сенсація! Де знаходиться - ПЕКЛО?!
Технологічний процес розробки і просування сайтів
Частини мови
Організація готівкових грошових розрахунків


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 966 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП