Ценообразование с учетом издержек исходит из принци па покрытия всех или по крайней мере значительной части зат рат. Необходимая информация берется из данных производ ственного учета (расчета себестоимости). Обычно производители товаров определяют цену (Ц ) при бавлением к удельным затратам (УЗ) желаемой наценки (Н ): пр з
УЗ (100% + Нз)
Ч
П
Р
= " • 100% , т
(6.4)
Торговые посредники чаще всего свои цены (Ц ) опреде ляют с учетом наценки (Н ) как нормы прибыли в конечной продажной цене, а не себестоимости товара (в данном случае цены производителяу: Цпр Ц = Ю0%. (6.5) 100% — Н ц ц т
Наценки устанавливаются производителями и торговыми посредниками самостоятельно или в соответствии с законода тельными актами. Если продавец, исчисляющий свои наценки в виде процен та к затратам (Н ), хочет проверить, насколько они сопостави мы с наценками конкурента, исчисляющего их в процентах к продажной цене (Н ), то он может воспользоваться следующи ми формулами: Нз, Нц Н = 100 %, (6.6), Нз = 100 % . (6.7) 100 + Нз 100 - Нц э ц ц
Данный метод, не учитывающий условий конкуренции и реакции потребителей, тем не менее часто используется. Этот метод удобен, если цена не играет большой роли для потребителей, то есть на неэластичном к цене рынке. Он подходит также для определения минимальной границы воз можной цены. Этот метод имеет право на существование, если установленная цена приведет к запланированному объему продаж. Такая форма ценообразования возможна там, где господствует экстремальная конкуренция в облас ти затрат и рационализации и одновременно имеется согла сие по поводу прибыли, которую должен получить каждый экономический субъект. Популярность метода объясняется рядом объективных факторов. Во-первых, для производите ля гораздо проще собрать данные о собственных издержках, чем о предполагаемой реакции рынка на товар. Во-вторых, если этим методом пользуются все ф и р м ы отрасли, то их цены будут схожими и ценовая конкуренция сведется к ми нимуму. В-третьих, многие считают этот метод более спра ведливым по отношению и к покупателям, и к продавцам. Продавцы получают эффективную отдачу от капиталовложе ний, но не наживаются на покупателях при возрастании спроса. В-четвертых, данный метод способствует установле нию долговременных стабильных цен, потому что основан на внутренних факторах ф и р м ы (расходы на заработную плату) и доступности сырья и материалов. Вторым вариантом расчета цены на основе учета издер ж е к является ценообразование на основе получения целе вой прибыли при определенном объеме продаж. Инструмен том расчета в этом случае является график безубыточности, один из вариантов которого приведен на рис. 6.4. Р а с с м о т р е н н ы й метод ц е н о о б р а з о в а н и я опасен для фирм со сравнительно невыгодной структурой затрат, обус ловленной технологическими или организационными недо статками. Установленные таким методом цены ведут к зак реплению сложившейся отсталой структуры затрат, что чре вато потерей конкурентоспособности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ценообразование с учетом издержек» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»