ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

Товарный знак и упаковка
Товарный знак (торговая марка) — обозначение товара, отличающее его от других и указывающее на его производи­ теля, зарегистрированное в установленном порядке и дающее владельцу исключительное право на его использование. Товарные знаки (марки) появились в средние века, когда гильдии ремесленников и торговцев требовали, чтобы каждый производитель помечал свои товары так, чтобы можно было кон­ тролировать объем производства и выявлять изготовителей низ­ кокачественной продукции. Марки также выступали в роли стан-

дартов качества при продаже за пределами местных рынков, на которых действовали гильдии. Самыми ранними и наиболее аг­ рессивными сторонниками фирменных знаков в Соединенных Штатах были производители запатентованных медикаментов . Товарный знак — один из видов промышленной собствен­ ности, закрепленных Парижской конвенцией 1883 г. В сочета­ нии с коммерческой рекламой он представляет собой важное средство конкуренции. Охрана прав на товарный знак предус­ матривается также Мадридской конвенцией о международной регистрации товарного знака 1981 г. и Договором о регистра­ ции товарного знака 1973 г. В ряде стран право на товарный знак приобретается в силу приоритета регистрации, в других — при­ оритета использования. Правовая охрана товарных знаков осуществляется ныне более чем в 160 странах мира, причем более чем в 90 странах — на уровне законов. 29 сентября 1992 г. Верховный Совет РФ принял Закон № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслужива­ ния и наименованиях мест происхождения товаров». Основные функции товарного знака — свидетельствовать о высоком качестве продаваемого товара, вызывать доверие покупателя благодаря хорошей репутации владельца товарно­ го знака, осуществляющего контроль над качеством товара. То­ варный знак является той основой, на которую опирается рек­ лама, но одновременно для своего устойчивого функциониро­ вания, распознавания и хорошего запоминания он сам нужда­ ется в рекламе. Стремление зарегистрировать товарный знак обусловле­ но и чисто экономическими доводами: марочные товары обыч­ но ценятся на 15 — 25% выше. Регистрация товарных знаков необходима и для возможности продажи лицензий на товар­ ные знаки. Поэтому товарный знак становится как бы автоном­ ным ценным объектом собственности (товарный знак «СосаСо1а» оценен фирмой в 3 млрд. долл.). Существуют четыре типа обозначения знака (марки): 1) фирменное имя (марочное название) — часть марки (сло­ во, буква или группа слов, букв), которую можно про­ изнести; 2) фирменный знак (эмблема) — часть марки, которую мож­ но опознать, но невозможно произнести (символ, рису8

нок, отличительная окраска), например, зубр в марке МАЗа, ладья у ВАЗа; 3) торговый образ — персонифицированная торговая мар­ ка (кролик у фирмы «Плэйбой»); 4) товарный знак — фирменное имя, фирменный знак, тор­ говый образ или сочетание их, защищенные юридичес­ ки. При использовании зарегистрированный товарный знак сопровождается буквой R в круге. Товарный знак является составной частью более широкого понятия — «фирменного стиля», под которым подразумевают совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и др.), которые, обеспечивая определенное единство всей продукции производителя, одновременно противопоставля­ ют производителя и его продукцию конкурентам и их товарам. Составными элементами системы фирменного стиля явля­ ются: товарный знак; логотип — специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наимено­ вания фирмы (или группы ее товаров); фирменный блок —объе­ диненные в композицию знак и логотип, а также различные поясняющие надписи (страна, почтовый адрес, телефон, телекс), а иногда и фирменные лозунги; фирменный цвет (или сочета­ ние цветов); фирменный комплект шрифтов; фирменные кон­ станты (формат, система верстки текста, иллюстраций и др.). Изделия фирменного стиля помогают фирме завоевать по­ пулярность, а значит, и стимулировать ее сбыт. Но все это име­ ет место лишь тогда, когда товары фирмы являются действитель­ но первоклассными. Плохой товар способен подорвать доверие к торговой марке, а затем и коммерцию вообще. Поэтому реко­ мендуется сначала завоевать доверие покупателей отличной технической и коммерческой работой, а потом уже думать о введении товарных знаков и фирменного стиля в целом. Решение о переводе определенных товаров в разряд ма­ рочных может быть реализовано одним из трех способов. 1. Выход на ]6ынок под собственной маркой, маркой про­ изводителя. В США таковой является основная часть реализу­ емых товаров для большинства категорий продукции: 70 % про­ дуктов питания, все автомобили, более двух третей бытовых приборов и более 80 % бензина. В России также большинство марочных товаров реализуется под собственной маркой (ав­ томобили, металлорежущие станки и т.п.).

2. Продавать товар посреднику (дилеру, дистрибьютору), разрешив ему присвоить товару «частную» марку. В США на такой способ приходится до 50 % продаж обуви, до 30 % про­ дуктов питания, около трети шин и почти треть бытовых при­ боров. Марки дилеров обходятся покупателям дешевле, чем собственные марки производителей. Дилеры получают исклю­ чительные права на марки и отвечают за их распределение, сбыт и продвижение. 3. Продавать часть товаров под собственной маркой изго­ товителя, а остальные — под частными марками. Данная стра­ тегия применяется, например, АО «Автокран» (г. Иваново), реализующего свою продукцию и через дилерское представи­ тельство «Ивановская марка», и собственными силами. Несмотря на то, что дилерские марки впервые появились в начале XX столетия, только в 50-х годах розничные универ­ сальные магазины стали активно использовать их для получе­ ния скидок от производителей, выпускающих продукцию под собственными марками, увеличения прибылей и укрепления приверженности потребителей к конкретным магазинам. Производители товаров решают проблемы присвоения марочных названий следующими способами. 1. Индивидуальные марочные названия. Этой практики придерживается а м е р и к а н с к а я компания «Проктер Энд Гэмбл» (стиральные порошки «Чайд», «Болд», «Тайд» и др.). Множественность марок полезна для привлечения различных сегментов с целью увеличения сбыта и контроля над рынком. При этом фирма получает больше места на полках розничных магазинов. Однако каждая марка требует расходов на продви­ жение. Уменьшается также и экономия от снижения массово­ сти производства. Новые товары не получают преимуществ от уже известного названия. 2. Единое марочное название для всех товаров. Например, компания «Ксерокс» использует эту марку для всего своего товарного ассортимента: копировальных машин, принтеров, сканеров и т.п. 3. Коллективные марочные названия для товарных се­ мейств. Например, фирма «Сире» продает электробытовые при­ боры «Кенмор», инструменты «Крафтсмен», женскую одежду «Керрибрук», основное оборудование для дома «Хоумарт».

Преимущество единых и коллективных марочных назва­ ний проявляется при внедрении новой продукции. Достигает­ ся быстрое признание потребителей, поскольку людям уже известны существующие товары с тем же названием. Сбыт пойдет успешно, если имя производителя уже благоприятно воспринимается рынком. Положительным является и сниже­ ние издержек по выводу новых товаров на рынок из-за сокра­ щения затрат на рекламу. 4. Торговое название фирмы в сочетании с индивидуальны­ ми марками товаров. Фирма «Келлогг» продает изюмные хлопья «Келлоггсрейзин брэн», хрустящий рис «Келлоггсрайс криспис». В России, по мере развития рыночных отношений, потреб­ ность в марочных товарах будет возрастать, что потребует рас­ ширения работ по их конструированию, использованию и юри­ дической защите. С принятием Закона РФ «О товарных знаках...» создана нормативная база для регистрации марок, их использования, передачи, правовой охраны и защиты прав владельца марки. Некоторые положения Закона о товарных знаках. 1. Владелец товарного знака имеет исключительное пра­ во пользоваться и распоряжаться товарным знаком (ст. 4). 2. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в Патентное ведомство. Приоритет может устанавливаться по дате международной регистрации товар­ ного знака в соответствии с международными договорами РФ. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет; срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца каждый раз на десять лет (ст. 16). 3. Товарный знак может быть коллективным, т.е. являть­ ся собственностью союза, ассоциации и т.д. (ст. 20). 4. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, в рекламе, печатных изданиях, на официаль­ ных бланках, на. вывесках и т. д. (ст. 22). 5. Право на использование товарного знака может быть пре­ доставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензи­ онному договору с регистрацией в Патентном ведомстве (ст. 26). Подделка товарного знака преследуется по закону (ст. 180 УК РФ): штраф от 200 до 400 минимальных зарплат или испра­ вительных работ сроком до двух лет.

Частью исследования товара на этапе его подготовки к вы­ ходу на рынок является изучение и разработка упаковки (обо­ лочки товара) включающей тару, в которую помещается продук­ ция, этикетку и вкладыш. Упаковка может быть одно- и много­ слойной. Внутренняя упаковка — непосредственное вместили­ ще товара. Так, для духов внутренней упаковкой служит бутыл­ ка, в которую они налиты. Внешняя упаковка — материал, слу­ жащий защитой для внутренней упаковки. Транспортной упаков­ кой (тарой) является вместилище для хранения, идентификации и транспортировки товара. Этикетка содержит название продук­ ции, символ компании, состав товара, рекламные материалы, коды и инструкции для использования. Вкладыши — это деталь­ ные инструкции и указания о мерах предосторожности для слож­ ной или опасной продукции или купоны, призы, рецепты и т. п. До появления современных универмагов производители отправляли продукцию большими партиями — в бочках, меш­ ках. Розничные торговцы переупаковывали ее в меньшие, бо­ лее удобные для покупателей емкости. Рост массовой торговли и магазинов самообслуживания поднял важность упаковки как одного из действенных рычагов маркетинга. На упаковку в сред­ нем расходуется сейчас до 10% розничной цены товара (а для косметики этот показатель приближается к 40% и более). Дизайн упаковки часто меняют, если существующая слиш­ ком дорога, получает плохие отзывы от каналов сбыта и потре­ бителей, если фирма стремится выйти на новые сегменты рын­ ка, по-новому представить товар на освоенном сегменте и в других случаях. Основные функции упаковки: 1) вмещение и защита; 2) облегчение использования; 3) коммуникации с потребителями; 4) сегментация; 5) сотрудничество с каналами сбыта; 6) плани­ рование новой продукции. 1. Жидкие, гранулированные и другие делимые продукты упаковка вмещает в нужном объеме и форме. Упаковка также защищает товар при транспортировке, хранении и использо­ вании от вредных внешних воздействий. 2. Упаковка должна облегчать использование продукции (кетчуп в пластмассовой упаковке, горчица в тюбиках и т. п.). Большие размеры упаковки могут стимулировать и увеличение потребления товара (безалкогольные газированные напитки).
г

Повторное использование упаковки в быту после полного по­ требления содержимого также может стимулировать рост про­ даж (декоративная посуда, стеклянные емкости с вакуумными крышками и т. п.). 3. Упаковка — важный метод коммуникации с потребите­ лем. Она демонстрирует марку, указывает состав, направления использования и т. д. Она должна быть инструментом продви­ жения, рекламы, являясь последней его формой, т. к. именно упаковку видит покупатель, прежде чем принять решение о покупке. Это особенно важно при самообслуживании, а так­ же для товаров импульсной покупки (шоколад). 4. Упаковка служит инструментом сегментации, когда из­ готавливается специально для конкретной рыночной группы. Например, подарочные коробки, разовые упаковки для мало­ численных семей, необычные — для лиц, склонных к риску и ищущих статуса. 5. Фирма должна учитывать требования каналов сбыта к упаковке, облегчающей транспортировку, погрузку и хранение. Упаковка должна быть прочной, подходить к имеющемуся обо­ рудованию и витринам дилеров, иметь место для нанесения цен, облегчать инвентарный контроль путем нанесения на ярлыки компьютерных кодов, минимизировать кражи в магазинах. 6. Упаковка является важным элементом при планирова­ нии новой продукции. Иногда даже существующие товары могут быть представлены как новые только благодаря упаков­ ке, например, аэрозольные баллоны с кремом для бритья, ва­ куумные упаковки теннисных мячей, прозрачная вакуумная упаковка для мясных изделий . Созданию упаковки должно предшествовать формирова­ ние ее концепции, раскрывающей принципы предлагаемой упаковки и роль, какую она должна сыграть для конкретного товара. В концепции определяется основная функция упаков­ ки (например, обеспечение более надежной защиты товара, новый метод расфасовки). Затем предстоит принять решения и о других составляющих упаковки: ее размерах, форме, мате­ риале, цвете, текстовом оформлении, наличии торгового (ма­ рочного, фирменного) знака. После разработки своей конструкции упаковка подверга­ ется серии испытаний: технические испытания на прочность;
9

испытания на удобство при грузообороте; испытания на потре­ бителях по определению их восприятия упаковки. В условиях быстро возрастающего применения компьютер­ ной техники усиливается роль штрихового кодирования товаров в целях повышения эффективности производства, торговли, транспорта, банковского дела. В западных странах практически вся торговля основана на штриховых кодах (99% товаров имеют штриховой код). При его отсутствии торговля не принимает то­ вар от производителя либо делает это с большой скидкой (30 — 40% и более). Штриховой код — способ введения информации в ЭВМ, с помощью которого объект можно быстро «распознать» и передать информацию о нем в компьютер. Рассмотрим краткую технологию обработки закодированных товаров в торговле. Магазин получает по электронным каналам от поставщи­ ка информацию об отгруженном товаре (его размер, вес, цвет ит. д.). Сообщается код товара. При поступлении на склад при помощи лазерного считывателя (сканера) происходит учет то­ варов по их параметрам и количеству. Такому же электронно­ му учету подвергаются товары при их поступлении в торговые залы магазинов и их продаже. Все это выполняется централь­ ной ЭВМ практически мгновенно, что дает возможность одно­ временно следить за состоянием спроса, потребительскими предпочтениями, динамикой и изменением структуры запасов товара. Такая система позволяет магазину любых размеров сокращать до минимума текущие затраты на реализацию то­ варов при соблюдении их необходимого ассортимента, своев­ ременно заказывать и пополнять товары. В России эта система также начинает внедряться, так как применение штрихового кодирования стало насущной необ­ ходимостью, одним из основных условий коммерческого ус­ пеха на внешних рынках. В 1977 г. Международная ассоциация товарной нумерации ввела в действие Европейскую систему кодирования товаров (EAN). В настоящее время ассоциация объединяет 55 стран, ее членом является и Россия. В марте 1991 г. у нас была создана подобная ассоциация — «ЮНИСКАН». Российское предпри­ ятие имеет возможность, зарегистрировавшись в ассоциации, приобрести индивидуальный код (присвоение кода в 1991 г. стоило 300 долл.). При этом изделие становится «легальным»,

оно входит в Мировую информационную систему, что резко снижает риск пиратских подделок или нарушений прав про­ мышленного собственника. Как расшифровать штриховой код Европейской системы кодирования (EAN) ? Товарный номер «EAN» представляет собой штриховой код, состоящий из 13 цифр (EAN-I3) и символа — прямоуголь­ ника в виде чередующихся темных и светлых полос. Иногда на небольшие по размеру товары наносится короткий код, состо­ ящий из 8 цифр (EAN-8)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Товарный знак и упаковка» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Здійснення розрахунків в іноземній валюті по зовнішньоекономічних...
Проектне фінансування інвестиційних проектів
Розряди іменників за значенням
Аудит операцій за рахунками в банках
Здравый смысл и механика


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1363 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП