ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

Стратегическое планирование
Стратегическое планирование — это управленческий про­ цесс создания и поддержки стратегического соответствия меж­ ду целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шан­ сами в сфере маркетинга. Процесс стратегического планирования обеспечивает ос­ нову для управления всеми сотрудниками фирмы. Оценивая реальную обстановку в нашей стране, можно отметить, что стра­ тегическое планирование становится все более актуальным для российских фирм, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями. Стратегическое планирование представляет набор дей­ ствий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь фирме достичь своих целей. Модель про­ цесса стратегического управления представлена на рис. 3.14.

Миссия фирмы
i

Цели и задачи фирмы

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование сильных и слабых сторон
г

Оценка стратегии

<

Реализация Выбор Анализ стратегии <— стратегии <— стратегических альтернатив

Рис. 3.14. Процесс стратегического управления Рассмотрим блоки, относящиеся к стратегическому плани­ рованию. Миссия фирмы — это общая качественно выражен­ ная цель фирмы, которая преобразуется затем в систему дол­ госрочных и краткосрочных целей. Миссия фирмы — понятие, раскрывающее смысл ее существования и определяющее в об­ щем ее сферу деятельности. Назначение и роль миссии: 1) выполняет важную коммуникационную роль как вовне, так и внутри фирмы. Для внешних объектов (акционеров, потребителей, поставщиков и др.) — это информация о том, что представляет собой фирма, к чему она стремит­ ся, чем руководствуется в своей деятельности и т. п. Для работников фирмы — это представление об общих целях фирмы, осознание своего места в ней; 2) является основой для выработки целей и стратегий фир­ мы, обеспечивая их непротиворечивость; 3) отражает этические, мировоззренческие позиции руко­ водства фирмы, от которых зависит их отношение к це­ лям общества, выбору средств решения задач и др. В настоящее время не существует четких правил, которые необходимо применять при выработке миссии, но можно вы­ делить ее основные положения: 1) целевые ориентиры фирмы; 2) сфера деятельности фирмы; 3) философия фирмы, то есть совокупность принципов де­ ятельности. Ответственность за формирование миссии лежит на выс­ шем руководстве и не может быть делегирована. Миссия мо­ жет отражаться в документах, имеющих особую важность для

фирмы, например, в бизнес-плане, годовом отчете или в выс­ туплениях руководителей перед акционерами и др. Основны­ ми моментами, которые необходимо учитывать при разработ­ ке миссии, являются следующие. 1. Формулировка миссии не должна зависеть от текущего состояния фирмы. Миссия — это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры фирмы, важ­ ные с точки зрения обеспечения долговременных конкурент­ ных позиций. 2. Миссия не должна иметь навсегда установленную фор­ му. Вместе с ростом и изменением потребностей, по мере от­ крывающихся новых возможностей фирмы могут пересматри­ вать миссию. В миссии должна быть четко указана сфера (или сферы) деятельности фирмы. Определителями границ этих сфер могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетания нескольких факторов. Фирмы обычно характе­ ризуют сферы своей деятельности с точки зрения производи­ мых товаров, например: «Мы выпускаем металлорежущие стан­ ки с ЧПУ», или с точки зрения технологии: «Мы — химическое предприятие». По мнению Теодора Левитта, характеристика предприятия со стороны рыночной деятельности точнее и пол­ нее, нежели его характеристика с товарной или технологичес­ кой точек зрения. Еще в 1960 г. он утверждал, что на предприя­ тие нужно смотреть как на удовлетворителя нужд и запросов клиентов, а не как на производителя тех или иных товаров. То­ вары и технологии в конечном счете устаревают, тогда как ос­ новные нужды и запросы рынка могут оставаться неизменны­ ми вечно. Производитель металлорежущих станков обанкротит­ ся вскоре после появления на рынке других формообразующих станков, позволяющих получать детали машин нетрадиционны­ ми для настоящего времени способами (порошковая металлур­ гия, электрофизические методы обработки и т. п.), если будет рассматривать свое занятие как изготовление металлорежущих станков, а не как удовлетворение производственных потребно­ стей в современных машинах, позволяющих изготавливать де­ тали из конструкционных материалов. Вот что говорил по это­ му поводу руководитель компании «Ксерокс»: «Теперь мы зна­ ли наверняка, в какой области работаем лучше других и где мо­ жем получить реальную прибыль. Самоанализ позволил нам со-

средоточиться на конкретной деятельности. Мы не собирались больше заниматься ни персональными компьютерами, ни лю­ бой другой вычислительной техникой. Наше дело было произ­ водить и продавать копировальную технику. Сосредоточившись на одном, мы обнаружили, что этот бизнес таит в себе гораздо больше возможностей, чем казалось раньше. Когда-то нам хотелось, чтобы весь мир, начиная с наших соб­ ственных служащих, считал нас чем-то большим, чем компания по производству машин, единственная задача которых заключа­ ется в том, чтобы из одного листа бумаги сделать два. В 1985 году я предложил разработать десятилетний стратегический план "Ксерокс-95", чтобы попытаться определить вероятное положе­ ние компании на мировом рынке в 1995 году. Недлер оказал здесь неоценимую помощь, включив в него идеи повышения эффек­ тивности производства и улучшения качества. С тех пор мы ста­ ли называть себя компанией по обработке документации — по аналогии с компаниями по обработке информации. Этим названием мы хотели подчеркнуть, что отныне на­ мерены сосредоточить свои усилия на производстве оборудо­ вания, предназначенного помогать людям в создании, исполь­ зовании и передаче всех видов деловых бумаг. Мы решили пре­ вратить наши копировальные машины в многопрофильные универсальные машины, способные подключаться к компью­ терам, факсам и рабочим станциям». Задачи и цели фирмы. Миссию фирмы необходимо развер­ нуть в подробный перечень вспомогательных целей и задач для каждого эшелона руководства. Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за решение которых он несет ответственность. Сами же задачи предстоит превратить в конк­ ретно поставленные, поддающиеся замеру цели. Эти цели уста­ навливаются в отношении номенклатуры, объемов предостав­ ляемых услуг, доли рынка, роста прибыли, достижения желае­ мого образа или положения в данной сфере деятельности. За­ дача «увеличить долю рынка» звучит менее конкретно, чем цель «к концу второго года увеличить долю рынка на 15 %». Управля­ ющие пользуются термином «цель» для обозначения задач, кон­ кретизированных по показателям величины и времени. Превра­ щение задач в цели облегчает последующее планирование и контроль. Выделим основные значения целей:

1) цель — исходный момент любого управленческого дей­ ствия; 2) цель — основа построения критериев оценки деятель­ ности фирмы, ее подразделений и исполнителей; 3) цель — основа выявления проблем (разница между же­ лаемым и достигнутым) и выработки решений. Требования, предъявляемые при постановке целей фирмы: 1) конкретность — точность отражения ее содержания, объема и времени; 2) измеримость — цель должна быть представлена количе­ ственно или каким-либо другим способом для оценки сте­ пени ее достижения; 3) достижимость — цели должны быть реальными, не вы­ ходящими за рамки возможностей исполнителей; 4) согласованность — цели следует рассматривать не изо­ лированно, а во взаимосвязи; 5) приемлемость — необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности; 6) гибкость — необходимость внесения корректировок по мере происходящих в среде изменений. В случае если цели вступают в противоречие, например, конкретность отвергает гибкость, необходимо учитывать их иерархичность и устанавливать компромисс между различны­ ми видами целей: маркетинговыми исследованиями и произ­ водством, НИОКР и производством и т. д. Состав задаваемых целей, показатели и их количественные характеристики будут определяться сложившейся ситуацией и зависят от специфики отрасли, особенностей среды, миссии. Цели фирмы, являясь конкретизацией ее миссии, находят отражение в субъективных представлениях менеджеров о том месте, которое занимает фирма. Способность фирмы форму­ лировать цели в соответствии с характером происходящих из­ менений в среде относится к числу важнейших составляющих ее конкурентоспособности. Оценка и анализ внешней среды. После установления сво­ ей миссии и целей руководство должно начать диагностичес­ кий этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Необходимо оценить внешнюю среду по трем параметрам:

1) оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии; 2) определить, какие факторы представляют угрозу для те­ кущей стратегии фирмы; 3) определить, какие факторы представляют больше воз­ можностей для достижения общефирменных целей пу­ тем корректировки плана. Анализ внешней среды пред­ ставляет собой процесс, посредством которого разработ­ чики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней сре­ ды помогает получить важные результаты. Он дает орга­ низации время для прогнозирования возможностей, вре­ мя для составления плана на случай нейтрализации воз­ можных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные воз­ можности. С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического плани­ рования заключается по существу в ответе на три конкрет­ ных вопроса: 1. Где сейчас находится предприятие? 2. Где, по мнению высшего руководства, должно находиться предприятие в будущем? 3. Что должно сделать руководство, чтобы предприятие пе­ реместилось из того положения, в котором находится сей­ час, в то положение, где его хочет видеть руководство? Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон фирмы. Следующей проблемой, с которой стал­ кивается руководство, будет определение того, обладает ли фирма внутренними силами. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется уп­ равленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой мето­ дичную оценку функциональных зон фирмы, предназначен­ ную для выявления ее сильных и слабых сторон. Данная деятельность будет подробно рассмотрена в теме 5 нашего учебника.

Анализ стратегических альтернатив. Концепция страте­ гии, несмотря на свою относительную молодость, прошла це­ лый ряд ступеней развития от ориентированной исключитель­ но «вовнутрь» портфельной стратегии до ориентированной «вовне» маркетинговой конкурентной стратегии. Экономисты выделяют четыре уровня конкурентной стра­ тегии: 1) корпоративная (базовая); 2) деловая; 3) функциональ­ ная и 4) оперативная. Корпоративная (базовая) стратегия — это стратегия фир­ мы как единого целого. В ней формулируется «миссия» фир­ мы, определяющая, на каких рынках функционирует фирма, является она диверсифицированной или однопродуктовой, ориентируется на широкий или узкий круг потребителей. Деловая стратегия разрабатывается для каждой деловой сферы, выделяемой в фирме (в переводной литературе по мар­ кетингу можно встретить другое обозначение этого понятия — «стратегическое хозяйственное подразделение», СХП). Функциональная стратегия определяется для каждой функциональной сферы фирмы, такой, как производство, сбыт, финансы. Оперативная стратегия формулируется для элементов организационной структуры фирмы — функциональных отделов, производств, управлений, филиалов, представительств и т. д. Два последних уровня имеют в большей мере отношение к этапу реализации стратегий более высоких уровней. Корпора­ тивная (базовая) стратегия М. Портера («Конкурентная стра­ тегия») выделяет три вида корпоративных типовых стратегий (см. табл. 3.3). Таблица 3.3. Матрица М. Портера Целевой рынок сбыта Широкий Стратегическое преимущество Низкие издержки 1. Стратегия лидерства в снижении издержек Дифференциация продукта 2. Стратегия дифференциации

3. Стратегия фокусирования (концентрации) Узкий с акцентом на снижение издержек с акцентом на дифференциацию

Стратегия лидерства в снижении издержек реализуется в массовом производстве стандартизированных товаров и ус­ луг (минимизация своих средних издержек и более низкие цены позволяют получать более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами). Эта базовая стратегия опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта опыта. Она под­ разумевает тщательный контроль над постоянными расхода­ ми, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта опыта, тщательную проработку конструкции новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. В цен­ тре внимания всей стратегии — низкие издержки по сравне­ нию с конкурентами. Преимущество в отношении издержек создает эффективную защиту: • фирма способна противостоять своим прямым конкурен­ там даже в случае ценовой войны и в состоянии получать прибыль при цене, минимально допустимой для конку­ рентов; • сильные клиенты не могут добиться снижения цены ниже уровня, приемлемого для наиболее сильного конкурента; • низкие издержки обеспечивают защиту против, сильных поставщиков, так как дают фирме большую гибкость в слу­ чае повышения входных издержек; • низкие издержки создают барьер входа для новых конку­ рентов и одновременно хорошую защиту против товаровзаменителей. Таким образом, лидерство за счет экономии на издержках дает надежную защиту потому, что первыми действие конку­ рентной борьбы испытывают наименее эффективные фирмы. Стратегия дифференциации предполагает продажу уни­ кального товара на большом рынке, потребительские предпоч­ тения которого зависят от цены не в значительной степени. Фирма стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой она благодаря своим отличительным особенностям обладает значительной рыночной силой. Дифференциация может принимать различные формы: имидж марки, признанное технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис. Дифференциация, как и лидерство по издержкам, защищает фирму от пяти конку­ рентных сил, но совершенно иным способом:

• по отношению к прямым конкурентам дифференциация снижает заменяемость товара, усиливает приверженность марке, уменьшает чувствительность к цене и тем самым повышает рентабельность; • приверженность клиентов ослабляет их давление на фир­ му и затрудняет приход на рынок новых конкурентов; • повышенная рентабельность увеличивает устойчивость к возможному росту издержек в результате действий силь­ ного поставщика; • отличительные свойства товара и завоеванная привержен­ ность клиентов защищают фирму и от товаров-заменителей. Успешная дифференциация позволяет фирме добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену. Стратегия данного типа не всегда совме­ стима с целью завоевания большой доли рынка, поскольку большинство покупателей может быть не склонно платить по­ вышенную цену даже за превосходный товар. Стратегии дифференциации обычно требуют значитель­ ных инвестиций в операционный маркетинг, и особенно в рек­ ламу, с целью известить рынок о заявляемых отличительных особенностях товара. Стратегия фокусирования (концентрации) предполагает сосредоточение усилий на узком участке рынка (сегмента): группе покупателей, виде продукции, регионе. Цель состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такой тип стратегии может опирать­ ся на типы, приведенные выше, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия концентрации позволяет добиться высокой доли рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле рынка в целом . Существует два варианта этой стратегии. При первом из них фирма в пределах выбранного сегмента пытается достичь преимущества в издержках, при втором — усиливает диффе­ ренциацию продукта, пытаясь выделиться среди других ана­ логичных предприятий. Особенностью общей стратегической модели М. Порте­ ра является то, что перечисленные стратегии «не сочетаются» друг с другом. Конечно же, фирма, избравшая стратегию ли1 7

дерства в снижении издержек, не может позволить себе игно­ рировать фактор дифференциации, а фирма, делающая став­ ку на дифференциацию, также должна изыскивать пути сни­ жения издержек. Однако это не означает, что нужно одновре­ менно использовать обе стратегии. Либо она теряет многочис­ ленных потребителей, ориентирующихся на низкие цены, либо должна пожертвовать прибылью, чтобы оторваться от других фирм за счет дифференциации. Таким образом, на этапе выбора корпоративной стратегии, то есть стратегии фирмы в целом, необходимо сделать два стра­ тегических выбора: во-первых, собирается ли фирма обслужи­ вать всех потенциальных клиентов или какую-либо обособлен­ ную группу; во-вторых, на какие методы конкуренции (ценовые или неценовые) будет сделана ставка. Далее формулирование стратегии переходит на уровень деловых сфер фирмы или СХП. Наиболее общими стратегическими альтернативами для деловых сфер фирмы в зависимости от их положения и рыноч­ ных перспектив являются: ограниченный рост, рост, сокраще­ ние и сочетание этих вариантов. Ограниченный рост. Стратегической альтернативой, ко­ торой придерживается большое количество фирм, является ограниченный рост. Для стратегии ограниченного роста харак­ терно установление целей от достигнутого, скорректирован­ ных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста при­ меняется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением. Рост. Стратегия роста осуществляется путем значитель­ ного ежегодного повышения уровня краткосрочных и долго­ срочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Стратегия роста применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выби­ рают руководители и которую часто называют стратегией пос­ леднего средства, является стратегия сокращения. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов: 1) ликвидация; 2) отсечение лишнего; 3) сокращение и переориентация.

Сочетание. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, скорее всего, придерживаться крупные фирмы, активно дей­ ствующие в нескольких отраслях. Стратегия сочетания пред­ ставляет собой сочетание любой из трех упомянутых стратегий. Большинство фирменных стратегий для деловых сфер предусматривают цели роста: роста продаж, доли рынка, при­ были, размера фирмы и т. д. Рост — это фактор, влияющий на активность фирмы, сти­ мулирующий инициативу и усиливающий мотивацию персо­ нала и руководства. Рассмотрим основные стратегии роста. Стратегии интенсивного роста (1) более глубокое проник­ новение на рынок; 2) расширение границ рынка; 3) совершен­ ствование товара) достаточно подробно рассмотрены нами при анализе матрицы развития товаров и рынков (сетка И. Ансоффа) в теме 3. Данные стратегии используются в случаях, когда фирма еще не полностью использовала возможности, связан­ ные с ее товарами, реализуемыми на рынках, на которых она уже действует. Интегративная стратегия оправдана, когда фирма может повысить свою рентабельность, контролируя различные стра­ тегически важные для нее звенья в цепи производства и про­ дажи товара. Речь может идти, например, об обеспечении ре­ гулярности поставок или контроле сбытовой сети; о получении доступа к информации о работе предшествующих или после­ дующих звеньев. Следует различать интеграции «вперед», «на­ зад» и горизонтальную интеграцию. Стратегия интеграции «назад» (регрессивная интегра­ ция). Используется для того, чтобы стабилизировать или защи­ щать стратегически важный источник снабжения. Иногда та­ кая интеграция необходима, поскольку поставщики не обла­ дают ресурсами, чтобы выпускать детали или материалы, не­ обходимые фирме, или же цель — доступ к новой технологии. Многие производители компьютеров интегрировались с изго­ товителями полупроводниковых элементов, чтобы овладеть базовой для них технологией. Завод автомобильных кранов (г. Иваново) интегрировался с Минским автомобильным заводом, который поставляет ему автомобильные шасси. Стратегии интеграции «вперед» (прогрессивная интег­ рация) преследуют цели обеспечения контроля над каналами

распределения товаров. Фирмы, выпускающие потребительс­ кие товары, обеспечивают этот контроль через создание сети собственных фирменных магазинов (фирма «Кумир» в г. Ива­ нове), через эксклюзивные контракты (швейная фирма «Ай­ венго» в г. Иванове) или франшизную сеть, состоящую из мел­ ких предприятий торговли или услуг, реализующих товары (ус­ луги) на основе лицензии от крупной и известной фирмы. На промышленных рынках главная цель прогрессивной интегра­ ции заключается в контроле за развитием последующих зве­ ньев промышленной цепочки, например, металлургический комбинат интегрируется с фирмой, занимающейся нанесени­ ем гальванических покрытий на листовую сталь и созданием из нее торгового оборудования, кровельных материалов и т. п. В некоторых случаях прогрессивная интеграция осуще­ ствляется с целью лучшего обслуживания пользователей сво­ ей продукции, лучшего познания их потребностей. Для этого создаются сервисные центры, заключаются специальные ди­ лерские соглашения и т. п. Целью стратегии горизонтальной интеграции является усиление позиции фирмы путем поглощения или контроля оп­ ределенной части конкурентов. Пути достижения этой цели весьма разнообразны: нейтрализация мешающего конкурен­ та, достижение критической производственной мощности для получения эффекта масштаба, получение выигрыша на взаи­ модополняющей гамме товаров, получение доступа к сбытовой сети и т. д. Стратегия роста через диверсификацию оправданна, если производственная цепочка, в которой находится фирма, пред­ ставляет мало возможностей для роста или обеспечения рен­ табельности либо потому, что позиции конкурентов очень силь­ ны, либо потому, что базовый рынок находится в стадии спада. Различают диверсификацию концентрическую, горизонталь­ ную и чистую («конгломератную», по Ф. Котлеру). Концентрическая диверсификация, — это пополнение сво­ ей номенклатуры изделиями, которые с технической и /или маркетинговой точки зрения похожи на существующие това­ ры фирмы. Эти товары будут привлекать внимание новых клас­ сов покупателей. Например, на производственных мощностях, высвободившихся в результате конверсии на АО «Кировский

завод» в С. Петербурге, в 1994 г. началось освоение выпуска городских автобусов большой вместимости. Горизонтальная диверсификация — пополнение своего ассортимента изделиями, которые никоим образом не связа­ ны с выпускаемыми ныне, но могут вызвать интерес существу­ ющей клиентуры. Например, завод «Автоагрегат» г. Кинешмы, специализирующийся на выпуске комплектующих и запасных частей к легковым автомобилям, включил в ассортимент сво­ их товаров, реализуемых через фирменную торговую сеть, масла, смазки, другие эксплуатационные автомобильные жид­ кости, резинотехнические изделия и т. п., которые использу­ ются при эксплуатации и ремонте автомобилей. Чистая (конгломератная) диверсификация — пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к нынешним товарам и рынкам. Цель обычно состоит в обновлении своего портфеля. Стратегии диверсификации, особенно чистой, наиболее сложны и рискованны, поскольку выводят фирму в новые для нее области. Для их успеха требуется привлечение значительных кад­ ровых и финансовых ресурсов (см. матрицу И. Ансоффа) . Учет в явной форме позиций и действий конкурентов представляет важный компонент стратегии развития. Анализ конкурентоспособности позволяет оценить масштаб конкурен­ тного преимущества фирмы относительно самых опасных кон­ курентов и понять направленность их действий. Анализ конкурентных стратегий будет подробно проведен в теме 4 данного учебника. Следующий шаг — на основе реалистичных оценок дей­ ствующих конкурентных сил выбрать и разработать стратегию и определить средства достижения поставленных стратегичес­ ких целей. Выбор стратегии. Из ряда альтернативных стратегий про­ изводится выбор наиболее оптимальной. Выбор стратегии ог­ раничивают внешние и внутренние условия, он зависит от ре­ сурсов фирмы и риска, на который готовы идти ее руководите­ ли. Анализ таких условий позволит сократить количество воз­ можных стратегий до минимума и оценить возможности обес­ печения фирмой выбранных стратегий необходимым объемом трудовых, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.
1 8

Перечень факторов, которые обычно учитываются при выборе стратегии: 1) риск; 2) величина финансовых средств; 3) отношение персонала фирмы к возможным изменениям; 4) предполагаемые результаты осуществления стратегии и прочее. Риск — это неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации стратегии неблагоприятных ситуаций и последствий. Неопределенность — неполнота или неточность информации об условиях реализации стратегии. Существует множество классификаций рисков, но основная — это деление рисков на диверсифицированные (частные), под­ дающиеся регулированию путем разработки оптимальной сис­ темы инвестирования, и не диверсифицированные (общие), не регулируемые и действующие в макромасштабах. При разработке стратегии руководство должно учитывать степень риска того или иного направления деятельности и пре­ дусматривать меры для его снижения. Для учета риска необ­ ходимо его проанализировать. Для этой цели используют раз­ личные методы и способы — от простых до более сложных ма­ тематических моделей. Эти методы позволяют выявить и проранжировать степень риска различных стратегий фирмы, на основе чего с учетом прочих факторов принимается обосно­ ванное решение по выбору стратегии. При разработке и выборе стратегии, кроме учета риска, необходимо разработать комплекс мер по снижению вероят­ ных рисков и неопределенностей. Рассмотрим основные, наи­ более часто используемые методы снижения риска: 1. Распределение или диверсификация риска по различным направлениям деятельности и контрагентам (при форми­ ровании портфеля ценных бумаг оптимальное число их ви­ дов составляет восемь). 2. Страхование риска — передача определенных рисков страховой компании. 3. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. 4. Метод частных рисков. Основан на проведении поэтап­ ной экспертной оценки рисков, их анализа и мер по сокра-

щению вероятности их наступления. Сравниваются тре­ буемые расходы на реализацию антирисковых мер с воз­ можным перерасходом средств вследствие наступления рискового события, на основе чего принимается решение о целесообразности применения этих мер. 5. Учет рисков в плане финансирования — предусмотреть выделение средств на преодоление последствий рисков с учетом сложившейся при этом рентабельности. Выбор стратегии может осуществляться также на основе установления критериев, выполнение которых является обя­ зательным. В качестве критериев могут выступать период оку­ паемости, сохранение направления деятельности, уровень рен­ табельности и т. п. Стратегии, не соответствующие установлен­ ным предприятием критериям, исключаются из рассмотрения. После выбора стратегии осуществляется разработка стратегического плана. В общем виде структура стратегичес­ кого плана может быть следующей: 1. Предположения о характере и путях развития макроси­ стемы. Тенденции развития отрасли и их влияние на со­ стояние фирмы. Перспективы и трудности развития фирмы. 2. Миссия и цели фирмы. Ранжирование целей. 3. Корпоративная стратегия. > 4. Направления и меры по созданию конкурентных преиму­ ществ. 5. Содержание функциональных стратегий (НИОКР, произ­ водство, маркетинг и сбыт, финансы, персонал и др.). 6. Оценка эффективности стратегии. Оценка является завершающим этапом разработки стра­ тегий. Она основывается на достаточно полной информации, содержащейся в стратегическом плане, и состоит в определе­ нии последствий от выбранной стратегии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегическое планирование» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит нерозподіленого прибутку
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
Технічне забезпечення ISDN, підключення до Internet через ISDN
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ
На наклонной плоскости


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1400 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП