Национальна система государственного регулирования инновационной деятельности
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации действий всех субъектов НИС, а, с другой, - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу. К основным методам и инструментам регулирования НИС относятся: 1) правовое обеспечение; 2) нормативно-методическое обеспечение; 3) финансово-экономическое обеспечение; 4) материальное обеспечение; 5) информационное обеспечение и статистика инноваций. Правовое обеспечение НИС включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном и региональном уровнях. Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям: а) правовые вопросы экономики страны (по приватизации, предпринимательству и др.); б) законы и нормативные акты по: - стандартизации; - метрологии; - сертификации товаров и услуг; - защите прав потребителей; - антимонопольной политике; - управлению качеством товаров; - безопасности и охране труда и др. в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, развитию коллективов, охране окружающей среды; г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы. В межгосударственных документах должны регламентироваться общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня нив коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня. Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента – финансирование инновационной деятельности. Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим основным требованиям к качеству информации: - своевременность; - достоверность ( с определенной вероятностью); - достаточность; - адресность; - правовая корректность информации; - актуальность информации. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). В структуру НТИ входят: * Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства образования и науки РФ; * Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства образования и науки РФ; * Всероссийский центр научной и технической информации Российской Академии наук (РАН) и Министерства образования и науки; * Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ; * Библиотека РАН; * Библиотека по естественным наукам РАН; * отраслевые библиотеки. Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. На 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций. Международные стандарты по статистике и инноваций – это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность, промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам: - Инновационная активность предприятия; - Источники информации об инновациях; - Цели инновационной деятельности; - Затраты на технологические инновации; - Исследования и разработки. - Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок; - Технологический обмен. - Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций; - Результаты инновационной деятельности; - Факторы, препятствующие инновациям. В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции, в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций от 26 августа 1995 г. № 827. При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике. В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» от 18 июня 1999 г. № 651. Основными методами реализации инновационной политики государства выступают: - формирование нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере; - государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичическое производство, а также организация различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; - совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами хозяйственной деятельности; - внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке; - обеспечение квот в зарубежных кредитных линиях для развития инновационной инфраструктуры; - консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами; - развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; - участие инновационно - активных организаций в международных конкурсах; - выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов. Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли ВВП. К этим мерам относятся: - финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер; - расширение практики размещения бюджетных средств на конкурсной основе; - совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Национальна система государственного регулирования инновационной деятельности» з дисципліни «Інноваційний менеджмент»