Инновации имеют различные формы: технические, технологические, организационные, социально-экономические. Существуют различные классификации групп инноваций [3,4,5] которые различаются по: * сфере приложения – научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные; * характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности и развивающие существующие; * предмету приложения – инновация - продукт, инновация – процесс, инновация – сервис, инновации – рынки; · степени радикальности – базисные, системные, улучшающиеся, псевдоинновации; · глубине изменений – регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, группировка частей системы, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род; · причинам возникновения – стратегические и реактивные (адаптивные); · характеру воздействия на рыночно - технологические возможности фирмы – архитектурные, революционные, нишесоздающие, регулярные; · масштабам распространения – применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях; · роли в процессе производства – основные и дополняющие; · характеру связи с научным знанием – восходящие и нисходящие. Первые две группы инноваций не нуждаются в объяснении. Остальные группы и входящие в них инновации имеют следующее содержание. Инновация - продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов. Инновация-процесс – это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта, Данные инновации мене рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими. Инновация-сервис – инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров). Инновации – продукты и инновации - процессы тесно связаны друг с другом и могут переходить друг в друга (на примере инноваций-процессов, выраженных в технологическом оборудовании для внутренних нужд и их трансформацией в виде инноваций-продуктов, продающихся за пределы предприятия). Для следующего среза классификации инноваций: Базисные инновации – это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах (паровая машина, электричество, атомная энергетика, вакуумная трубка, транзистор и т.д.). Они требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов. Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. К системным инновациям можно отнести использование вакуумной трубки в радио и телекоммуникационных системах, использование транзисторов в цифровых электронных технологиях. Первоначально они были предусмотрены для других целей: вакуумная трубка для телефонных систем, а транзистор – для замены вакуумной трубки. Улучшающие инновации – это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Улучшающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций. Например, изобретение вакуумной трубки потребовало улучшений по созданию вакуума, прежде чем она стала компонентом телефона. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие ИС. Псевдоинновации – это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик. Следующий срез классификации инноваций – по глубине вносимых изменений, (для прослеживания переходов от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня) может быть рассмотрен в рамках следующей внутренней классификации: Инновации нулевого порядка: - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций. Инновации первого порядка: - изменение количественных свойств системы. Инновации второго порядка: - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования. Инновации третьего порядка: - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу. Инновации четвертого порядка: - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются – происходит некоторое улучшение их полезных свойств (например, оснащение существующего электровоза более мощным двигателем). Инновации пятого порядка: - новое поколение: меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии А к серии АИ). Инновации шестого порядка: - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка). Инновации седьмого порядка: - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип (например, переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического железнодорожного транспорта транспортом на «воздушной подушке»). Внедрение инноваций может сказывать влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций: архитектурные, революционные, нишесоздающие и регулярные. Архитектурные инновации – это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно- потребительских связей. Революционные инновации приводят к устареванию продуктово-технологических возможностей, но не разрушают рыночно продуктовые связи. Данный тип инноваций революционизирует традиционные рынки. Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов. Регулярные инновации консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые приводят к закреплению предприятий на старых рынках. Последние четыре типа инноваций можно схематично представить в виде следующей таблицы: Рыночные связи Продуктово-технологические возможности Сохранение Регулярные Революционные Разрушение Нишеобразующие Архитектурные
Следующий класс инноваций: Стратегические инновации – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. Реактивные инновации – это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. эти инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынках. По масштабам распространения: Применяемые в одной отрасли на всех предприятиях, производящих однородный продукт. Применяемые во всех отраслях народного хозяйства. По роли в процессе производства: Основные продуктовые инновации – создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей. Дополняющие продуктовые инновации – расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющие базисные технологии. Восходящие инновации создаются на основе новых научных знаний. Нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию. Типизация инноваций позволяет: · осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами – тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций; · конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций; · определять положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация инноваций» з дисципліни «Інноваційний менеджмент»