В рыночной экономике важнейшее условие существования и развития предприятия – производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции достигается сочетанием цены и качества. Понятно, что чем выше качество и ниже цена, тем более вероятно, что продукция будет реализована. Однако это сочетание носит противоречивый характер. Более высокое качество продукции повышает ее конкурентоспособность, способствует росту объема продаж и увеличению доли рынка предприятия. Противоречие заключается в том, что более высокое качество продукции требует и больших затрат для его обеспечения, что приводит к повышению цены и снижению рентабельности продукции. Повышение цены нежелательно, т.к. снизится объем продаж и доля рынка предприятия, а снижение рентабельности связано со снижением экономической заинтересованности предприятия в производстве продукции. Каждое предприятие в рыночных условиях работы вынуждено изучать и разрешать это противоречие. Разрешение противоречия достижения высокого качества и низких затрат при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции достигается управлением этого процесса. Управление противоречием «затраты – качество» продукции заключается в принятии соответствующих решений на основании выполнения исследований и экономических расчетов. Прежде всего, предприятие должно выяснить, какие характеристики качества продукции привлекают покупателя и способствуют росту объема продаж. К основным характеристикам качества продукции относятся: - показатели назначения (производительность станка, мощность двигателя, грузоподъемность и скорость транспортного средства и т.п.); - технико-экономические показатели эксплуатации (удельный расход топлива, энергии, масла, охлаждающего реагента и т.п.); - показатели потребительских свойств (диапазон режимов работы, точность, быстродействие, чистота обработки и т.п.); - удобство эксплуатации, безопасность исполнения, дизайн; - показатели надежности (наработка на отказ, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы и т.п.); - показатели долговечности; - показатели ремонтопригодности (среднее время восстановления работоспособности, трудоемкость и время технического обслуживания ремонта и т.п.); - другие показатели качества. Глубокое маркетинговое исследование рынка покажет, какие характеристики качества продукции в первую очередь нужны потребителю. Современное развитие науки и техники позволяет иметь характеристики качества во много раз выше тех, которыми обладает продукция, предлагаемая рынком покупателю. Ограничениями характеристик качества продукции выступают затраты для их достижения, которые находят отражение в цене, реальной достаточности для потребителя существующих характеристик качества продукции и ее моральном старении. Следующим шагом предприятия является выяснение объема возможных продаж продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества. Для увеличения возможного объема продаж предприятие средствами рекламы убеждает потребителя в преимуществах такой продукции. Этап выяснения возможного объема продаж является принципиальным в разрешении противоречия «затраты – качество» продукции. Инвестиции предприятия в повышение качества продукции окажутся экономически целесообразными только при определенном объеме продаж. Как правило, более радикальному улучшению характеристик качества продукции необходимы большие затраты для их обеспечения, а окупаемость затрат возможна только при определенном объеме реализации продукции. На этом этапе управления затратами для разрешения противоречия «затраты – качество» продукции необходимы конкретные экономические расчеты рациональности затрат. Последовательность таких расчетов следующая: 1. Определяются суммарные затраты для обеспечения новых или улучшенных характеристик качества продукции, которые включают затраты на выполнение: - научно-исследовательской работы прикладного характера; - работ по конструкторской, технологической и организационной подготовке производства; - работ, связанных с созданием, реконструкцией или техническим перевооружением производства; - работ, связанных с освоением новой технологии и организации производства. 2. Выясняются затраты в расчете на единицу продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества. 3. Определяется цена единицы продукции с учетом ее новых или улучшенных характеристик качества и планируемой рентабельности ее производства. 4. Уточняется емкость рынка (возможный объем продаж) продукции по расчетной цене. 5. Принимается решение о выполнении работ в полном или сокращенном объеме по обеспечению новых или улучшенных характеристик качества и корректировке цены продажи с учетом уточненного объема реализации. Противоречие «затраты – качество» может на практике проявляться и по другой принципиальной схеме. Предприятие-изготовитель стремится снизить затраты на производство и реализацию продукции, декларируя неизменность ее характеристик качества. Это дает ему возможность снизить цену или повысить рентабельность продукции. Противоречие при данном подходе возникает, когда снижение затрат приводит к изменениям конструкции и технологии производства продукции. Эти изменения часто влекут за собой ухудшение качественных характеристик продукции, которые вначале скрыты от потребителя. Например, неоправданная замена материалов, снижающая надежность эксплуатации, уменьшение толщины слоя декоративного покрытия и т.д. В конечном счете эффект от такой «экономии затрат» будет отрицательным. Потребитель потеряет доверие не только к приобретенным изделиям, но и в целом к фирме-производителю. Восстановить авторитет фирмы на рынке очень трудно. Разрешить это противоречие «затраты – качество» можно только инженерно-экономическими расчетами, используя при управлении затратами функционально-стоимостной анализ (ФСА),
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Затраты и качество – сочетание интересов» з дисципліни «Управління витратами»